Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге 5 глава




принятие решения о назначении местного референдума;

назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования;

назначение выборов главы муниципального образования;

дача согласия на назначение на должность отдельных должностных лиц администрации муниципального образования;

осуществление права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;

заслушивание отчетов должностных лиц администрации муниципального образования и руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о текущей работе и внесение главе муниципального образования представлений по их отчетам;

установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

утверждение документов территориального планирования муниципального образования и иной градостроительной документации;

назначение в соответствии с уставом муниципального образования голосования по отзыву депутата представительного органа, главы муниципального образования, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, а также преобразования муниципального образования;

установление в соответствии с уставом муниципального образования порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

назначение в соответствии с уставом муниципального образования публичных слушаний, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения опроса граждан, назначение опроса граждан;

определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания граждан, назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения конференций граждан, назначение конференций граждан, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

установление в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального района;

утверждение структуры администрации муниципального образования;

формирование контрольного органа муниципального образования, определение порядка его работы и полномочий;

определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством;

утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия представительного органа муниципального образования;

определение порядка предоставления и изъятия земельных участков в соответствии с земельным законодательством;

установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;

установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, и др.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Это гарантирует муниципальным служащим независимость и беспристрастность. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ при определении минимальных местных бюджетов. При передаче части государственных полномочий на осуществление муниципальных органов одновременно предоставляются финансовые средства, необходимые для реализации делегированных полномочий

№53.Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления

Общая схема организации избирательного процесса определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и включает в себя следующие стадии.

Выборы депутатов назначаются представительным органом муниципального образования не позднее, чем за 70 дней, и не ранее, чем за 80 дней до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования действующего созыва. Параллельно с назначением выборов определяется схема избирательных округов. Она утверждается представительным органом не позднее, чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы.[1]

При утверждении схемы избирательных округов депутаты обязаны учитывать принцип, при котором одномандатные избирательные округа должны быть примерно одинаковыми по числу избирателей. Максимальное отклонение от средней нормы представительства может составлять не более 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях не более 30%. Депутаты вправе определить, что выборы проходят по многомандатным избирательным округам. В многомандатном избирательном округе число мандатов может составлять не более пяти. При определении схемы избирательных округов в муниципальном районе можно испытать трудности, связанные с противоречием друг другу двух федеральных законов, один из которых требует обеспечить примерное равенство населения на избирательных округах, а другой обеспечить не более чем 40%-ое представительство одного поселения по отношению к другим. В такой ситуации целесообразным представляется такой вариант, при котором границы избирательных округов будут включать в себя как часть территории большого муниципального образования (как правило, районного центра), так и часть или всю территорию близлежащих населенных пунктов, входящих в состав иных поселений.

При выдвижении кандидатов нужно помнить, что действующее законодательство не допускает выдвижения кандидата группой избирателей и предполагает только самовыдвижение или выдвижение избирательным объединением. Под последним понимается отделение политической партии, другой общественной организации либо местное общественное объединение.

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи либо внести залог. В случае выдвижения кандидата политической партией, допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или ее местным отделением, кандидат освобождается от сбора подписей и от внесения залога и регистрируется на основании такого выдвижения. То есть если кандидат в депутаты представительного органа поселения выдвинут одной из партий, представленной в Государственной Думе, то этот кандидат регистрируется без сбора подписей или внесения залога. Количество собираемых подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может быть более 2% от числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому баллотируется кандидат. Помимо сбора подписей, кандидат в депутаты вправе внести избирательный залог, однако в силу того, что размер залога достаточно велик, такая форма регистрации в сельской местности, как правило, не применяется. [2]

Для проведения предвыборной агитации кандидат может использовать различные ее способы: непосредственное общение с избирателями, публикации в печатных изданиях, выступления в электронных средствах массовой информации, выступления на собраниях граждан и на массовых мероприятиях, выпуск листовок, обращений, размещение рекламных плакатов.

Печатная площадь и эфирное время могут предоставляться кандидату бесплатно, если указанное печатное издание или электронное средство массовой информации учреждены органами соответствующего муниципального образования. В другом случае кандидат обязан оплатить изготовление и распространение агитационного материала из средств собственного избирательного фонда.

Организацию и проведение голосования осуществляют избирательные комиссии. В больших муниципальных образованиях в этом мероприятии участвуют муниципальные, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Там, где людей немного, обычно обходятся муниципальными и участковыми избирательными комиссиями, при этом полномочия окружных избирательных комиссий возлагаются на муниципальную избирательную комиссию.[3]

На муниципальных выборах может проводиться досрочное голосование, которое начинается не ранее чем за 15 дней до дня голосования. Порядок проведения голосования, в том числе порядок голосования на дому, на избирательном участке, а также порядок заполнения бюллетеней, оформления избирательного участка, подробно регламентирован региональными законами.

После голосования подводятся итоги голосования и определяются результаты выборов. При этом законодателям субъектов Российской Федерации предоставлена возможность отказаться от установления минимального порога явки избирателей на избирательные участки. Однако не все субъекты Российской Федерации использовали предоставленное право. Поэтому в ряде субъектов Российской Федерации, выборы могут быть признаны состоявшимися в случае, если явка избирателей составила более 20% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. Выборы признаются несостоявшимися так же в случае, если число голосов, поданных против всех кандидатов, больше числа голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей. Во всех остальных случаях выборы признаются состоявшимися, и избирательная комиссия определяет кандидата, избранного депутатом. В соответствии с действующим законодательством таким признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании.[4]

 

2. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Установленный срок полномочий депутата не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Норма об изменении установленного уставом муниципального образования срока полномочий депутата вступает в силу с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.[5]

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются в день начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.

Полномочия депутата представительного органа могут прекратиться досрочно. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

осуществления несовместимой со статусом депутата представительного органа местного самоуправления деятельности;

прекращения гражданства Российской Федерации.

В случае прекращения гражданства иностранного государства (если депутатом был избран иностранный гражданин), полномочия депутата прекращаются в соответствии с нормами международного договора и соответствующих ему федеральных и областных законов. Если в международном договоре и соответствующих ему федеральных и областных законах подобные нормы отсутствуют, прекращение гражданства иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, влечет досрочное прекращение полномочий депутата. Полномочия депутата досрочно не прекращаются, если на момент прекращения гражданства Российской Федерации или гражданства иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, депутат имеет соответственно гражданство иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, или гражданство Российской Федерации;

- нахождения в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;

- вступления в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

- вступления в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося депутатом, недееспособным;

- вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых депутат был избран, недействительными;

- направления в представительный орган местного самоуправления письменного заявления о сложении полномочий;

- его смерти;

- досрочного прекращения деятельности представительного органа местного самоуправления (самороспуска);

- его отзыва населением;

- роспуска представительного органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.[6]

Полномочия депутата подлежат досрочному прекращению также в случаях, если:

- полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- представительным органом принято решение о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом соответствующего муниципального образования;

- муниципальное образование, в котором он является депутатом, преобразовано;

- в случае вступления в силу решения суда субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.[7]

Полномочия депутата, выборного должностного лица подлежат досрочному прекращению также в иных случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.

Досрочное прекращение полномочий депутата влечет проведение муниципальных выборов в порядке и в сроки, установленные федеральным и областным законодательством.

3. Виды деятельности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления

Депутат, в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и иной деятельности.

На профессиональной постоянной основе могут работать, как правило, не более 10% депутатов от установленной уставом муниципального образования численности депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, а при численности представительного органа менее 10 человек - 1 депутат.[8]

Депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются в законе.

Формами деятельности депутата являются:

а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;

б) участие в работе постоянных и временных комитетов и комиссий представительного органа местного самоуправления;

в) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий;

г) обращение с предложениями и замечаниями по вопросам местного значения к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

д) проведение депутатского расследования;

е) работа с избирателями;

ж) содействие осуществлению территориального общественного самоуправления;

з) участие в организации и проведении местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан и других форм непосредственного волеизъявления граждан;

и) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в представительном органе местного самоуправления.[9]

Депутат обязан участвовать в заседании представительного органа местного самоуправления. Отсутствие депутата на заседании представительного органа без уважительной причины не допускается.

Депутат заблаговременно извещается о дате, времени и месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления, а также о вопросах, выносимых на его рассмотрение, с обязательной передачей всех необходимых материалов по этим вопросам.

На заседании представительного органа депутаты в коллегиальном порядке рассматривают и принимают решения по вопросам, отнесенным действующим законодательством к ведению представительного органа местного самоуправления.

Депутат при участии в заседании представительного органа местного самоуправления имеет право:

- решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании представительного органа;

- предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом;

- вносить замечания и предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

- вносить проекты нормативных правовых актов и поправки к ним, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие акты либо о признании указанных актов утратившими силу, а также вносить предложения о разработке и принятии новых нормативных правовых актов. Поправки, внесенные депутатом на заседании представительного органа, в обязательном порядке рассматриваются при принятии соответствующих правовых актов, по ним проводится голосование;

- высказывать мнения по персональному составу создаваемых представительным органом комитетов, комиссий и по кандидатурам должностных лиц, избрание, назначение, согласование или утверждение которых находится в ведении представительного органа, а также ставить вопрос о доверии им;

- выступать с докладами и содокладами по обсуждаемым вопросам;

- участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам (содокладчикам), а также председательствующему на заседании. Депутат, не выступивший на заседании представительного органа в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу. Текст выступления прилагается к протоколу заседания представительного органа;

- выступать по мотивам голосования и с обоснованием своих предложений и замечаний, давать справки;

- по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, вносить предложения о заслушивании информации должностных лиц органов местного самоуправления, подотчетных или подконтрольных представительному органу, а также запрашивать и изучать необходимые документы и информационно-справочные материалы;

- оглашать на заседании представительного органа обращения граждан, имеющие общественное значение;

- вносить депутатские обращения;

- вносить предложения о необходимости проверок исполнения правовых актов представительного органа местного самоуправления, проведении депутатских расследований;

- знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах заседаний представительного органа;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Порядок реализации депутатами указанных полномочий устанавливается уставом муниципального образования и иными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.[10]

За неисполнение своей деятельности, депутат представительного органа местного самоуправления несет ответственность.

Депутат представительного органа местного самоуправления несёт ответственность за систематическое неучастие в его работе.

Систематическим неучастием в работе представительного органа местного самоуправления признаётся регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях, как представительного органа местного самоуправления, так и его рабочих органов, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений представительного органа местного самоуправления и его рабочих органов, членом которых является депутат.

В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими сведения об этом доводятся до избирателей, его избравшим.[11]

 

4. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности

Гарантии прав депутатов представляют собой условия для законного и беспрепятственного осуществления ими своих полномочий. К таким гарантиям федеральное законодательство относит неприкосновенность и недопустимость преследования этих лиц за высказанное мнение, позицию и иные действия, соответствующие их статусу.

Депутат местного самоуправления пользуется иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования. Вне пределах этой территории иммунитет не действует, и к ним применяются указанные меры на общих основаниях.

Конституционный суд РФ определил, что неприкосновенность не означает освобождение депутата от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Очевидно, что расширительное толкование неприкосновенности в таких случаях способно привести к искажению публично-правового характера иммунитета депутата и превращению в личную привилегию.

Закон 2003 года не регламентирует с достаточной степенью детализации порядок обеспечения гарантий депутатов, других выборных должностных лиц при привлечении их к уголовной или административной ответственности и содержит отсылку к федеральному законодательству, регламентирующему уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, оперативно розыскную деятельность. В частности, в соответствии со ст. 488 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо привлечение его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта РФ. Без его согласия в отношении депутата местного самоуправления не могут быть избранны предусмотренные УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а так же не может быть применена такая предусмотренная КоАП РФ мера административного наказания, как арест.

Депутаты не могут быть подвергнуты обыску (в том числе и личному) по месту работы или жительства без санкции прокурора субъекта РФ. При этом не имеет значения, является ли местом работы депутата орган местного самоуправления или иная организация. Основания для производства обыска предусмотрены в ст. 182 и 184 УПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 184 УПК РФ обыск в жилище производится на основании судебного решения.

Депутату, выборному должностному лицу обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы.

Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата, выборного должностного лица. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.

Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска.

Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата, выборное должностное лицо консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.[12]

Время осуществления депутатом, работающим на профессиональной постоянной основе, своих полномочий в органах местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления их на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий.

Депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, по окончании срока их полномочий, а также в случае упразднения соответствующего муниципального образования, роспуска (самороспуска) представительного органа местного самоуправления, в случаях досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица предоставляется в соответствии с действующим законодательством прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с его согласия другой организации.

Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

Гарантии трудовых прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, порядок прохождения службы которых определяется уставами и положениями, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Депутатам обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними.

Соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает извещение граждан о дате, месте и времени проведения встреч депутата, выборного должностного лица с избирателями, оказывает иную помощь в осуществлении ими своих полномочий. По решению представительного органа местного самоуправления и за счет средств местного бюджета депутату, выборному должностному лицу может быть безвозмездно предоставлено помещение для встреч с избирателями, а в необходимых случаях - транспортное средство.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Деятельность депутатов является публично-правовой, при этом они действуют не от своего имени, а от имени избирателей, представляя их интересы и интересы муниципального образования.

Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу не только в период пребывания на соответствующей выборной должности, но и по истечении срока их полномочий.[13]

Указанные гарантии неприкосновенности не распространяются на случаи, когда депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. В этих случаях они несут ответственность на общих основаниях.

В федеральном законодательстве установлены ограничения, связанные со статусом депутатов, работающих в представительном органе на постоянной основе. Они не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Депутат вправе иметь помощников для содействия в осуществлении своих полномочий.

Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оказывают депутату организационно-техническую, юридическую и иную помощь в осуществлении депутатских полномочий.

Количество помощников, их права, обязанности и условия труда определяются представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Помощники депутата работают, как правило, на общественных началах.

По решению представительного органа местного самоуправления помощникам депутата может выплачиваться заработная плата за счет средств местного бюджета в размере, определенном депутатом в пределах установленного для каждого депутата фонда оплаты труда помощников.[14]

№54СТАТЬЯ 35, П12-13

№55 СТАТЬЯ 35,

№56. 1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: