Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
КОМПОНОВКА……………………………………………………………………....4
РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ…………………………………………..5
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РАБОТ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ…….7
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ………………………………10
ЛИТЕРАТУРА………………………..…..……………………………………...…..11
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по освоению основных принципов технического рисунка включают теоретические вопросы, содержащие необходимые сведения о рисуемых предметах и практические аспекты рисования с натуры конкретных форм. При данном подходе одновременного освоения теоретических закономерностей и технических средств рисунка увеличивается значимость практического обучения.
Рекомендации состоят из двух разделов, содержат примеры, сопровождающие текст и показывающие последовательность, стадии выполнения рисунков.
Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное по правилам аксонометрических проекций без чертежных инструментов (от руки), в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорциональных соотношений размеров. Форма предмета на техническом рисунке выявляется с помощью оттенения.
Главная задача технического рисунка – изображение формы предмета с наибольшей точностью, соблюдая пропорции и прорабатывая детали. Выполняя задания по техническому рисунку каждый студент, должен выработать свою индивидуальную манеру исполнения эскизов (свободное обращение с графическими материалами, применение различных техник исполнения позволяют придать композиционному замыслу эскиза большую выразительность.
|
Изучение принципов рисунка, его технического и графического исполнения осуществляется вначале на простых формах геометрических тел(шар, куб, конус и т.д.), для рисования которых достаточно представления о внешнем облике, а уже далее на более сложных композициях из предметов, в изображении которых решающую роль играет знание внутренней конструкции и умение увидеть предмет насквозь.
Работа над эскизами послужат достаточно хорошей школой для развития воображения и образного мышления, а также приобретения необходимых навыков в рисунке,владея которыми можно решать любые задачи. Практическая часть рекомендаций показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм.
Целью работы является закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, освоение различных способов и приемов выполнения
технического рисунка, приобщение студентов к творчеству по вопросам будущей специальности, развитие их художественно-образного мышления, приобретение студентами навыков самостоятельного творческого решения.
КОМПОНОВКА
Для начала работы над эскизом необходимо ознакомиться с последовательностью выполнения рисунка.
Для выполнения задания необходимо правильно выбрать сорт бумаги и графический материал. Цвет бумаги может быть любой, в зависимости от поставленной задачи, например белый ватман. Лист должен быть гладкий, но не глянцевый (чтобы графический инструмент не скользил). Также можно ватман покрывать для придания цвета материалами (соус,сепия,ретуш и т.д.).
Из графических инструментов рекомендуется пользоваться мягкими материалами (уголь, ретуши т.д.), карандашами B, 2B и т.д. А также можно пользоваться шариковыми и гелиевыми ручками, фломастером (черным), пером, черной и белой гуашью и т.д.
|
Работа над эскизом должна выполняться поэтапно. Сначала рекомендуется отметить композиционный центр, от которого должно идти дальнейшее построение. Далее следует пометить точками основные конструктивные узлы,прорисовать основные большие формы с последующей проработкой деталей. Нанести тени и обобщить форму.
РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ
Освоение принципов технического рисунка лучше всего начать с упражнений в рисовании простых пространственных форм. Для этой цели больше всего подходят геометрические тела, имеющие ясное конструктивное построение. На них легче всего понять и усвоить основы пространственного построения конструкции, перспективного ее изображения и закономерностей светотени.
Можно рассмотреть изображения куба с полной светотеневой проработкой и основные последовательные стадии его рисования (рис.1)
1-я стадия – пометка композиционного размещения на листе крайними точками, определение центра размещения изображения и нахождение основных точек вершин углов куба с учетом движения, пропорций и перспективы при данной точке зрения.
2-я стадия – прорисовка конструкций куба легкими тонкими линиями по помеченным узловым пунктам с учетом горизонта и точек схода.
3-я стадия – уточнение пропорций и перспективного построения более сильными линиями. Нахождение пунктов собственной тени и определение соответствующих им пунктов падающей тени.
|
4-я стадия – решение больших тональных отношений: нанесение собственной тени, падающей тени и определение фона.
Рис. 1. Последовательность
рисунка куба
Освоив построение простых предметов, можно брать для рисования несколько геометрических тел (рис.2), а также более сложные, поверхности которых образованы изогнутыми линиями, например крынку, кувшин, чайник, вазу, музыкальные инструменты, а в дальнейшем и предметы, поверхности которых украшены орнаментами. В конце следует поработать над натюрмортом, составленным из продуманно подобранных по форме, цвету и смысловому значению, а также хорошо компонующихся друг с другом предметов обихода (рис.3). Эти упражнения помогут развить чувство относительных соотношений одного предмета к другому, умение подчинить перспективное построение целого ряда предметов с одной точки зрения и передать единые условия их освещения. Работа над натюрмортом из бытовых предметов ставит перед рисующим вопросы влияния цвета и фактуры на светотеневые отношения и на восприятие размеров формы.
Рис. 2. Последовательность рисунка натюрморта из геометрических тел
Рис. 3. Последовательность ведения рисунка натюрморта, составленного из бытовых предметов