Медиа- и информационная грамотность в техническом вузе




Папулина Ольга 1 курс (магистр) «Медийно-информационная грамотность»

Медиа- и информационная грамотность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с состоянием медиа- и информационной грамотности в технических вузах, которые должны способствовать подготовке высокопрофессиональных инженеров, их творческому развитию и воспитанию. Рассматриваются различные источники информации, определяются требования к квалификации инженер. Вслед за другими исследователями автор признает неудовлетворительным факт отсутствия в технических вузах России диссертационных исследований медиаобразовательной тематики. Решение проблемы автор связывает с усилением воспитательной компоненты и гуманитаризацией современного технического образования.

Ключевые слова: медиа- и информационная грамотность, источник информации, технический вуз, инженер, профессионализм, гуманитарные науки, интеграция, медиаобразование.

Интеллектуальную элиту современного общества составляют представители как гуманитарных, так и технических специальностей, при этом подготовка студента любого направления, предусматривающая формирование его как профессионала, является залогом его дальнейшей успешной деятельности.

Вот почему одной из основных целей Национальной доктрины инженерного образования России является подготовка высокообразованных личностей и высококвалифицированных специалистов, которые способны к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий [1].

Отличие деятельности инженера от представителей других профессиональных сообществ интеллигентов (врачей, актеров, композиторов, педагогов) – в его роли в общественном производстве. Своим производительным трудом, он создает материальные ценности и участвует в создании национального дохода [2].

Поэтому подготовка инженерных кадров из-за своей специфики и практической направленности, существенно отличается от подготовки гуманитариев. Большой объем различных знаний и дисциплин, их взаимодействие в плане междисциплинарных связей, сочетание фундаментальных наук (математики, физики, химии) с практической деятельностью – делают инженерное образование одним из трудоемких.

Следовательно, современный инженер – это прежде всего специалист нового уровня, свободно ориентирующийся в мировом информационном пространстве, умеющий находить, классифицировать, обрабатывать необходимую техническую информацию из различных источников и на ее основе принимать результативные решения. Проводить необходимые расчеты и составлять необходимую документацию, передавать её при помощи современных информационных и компьютерных технологий, осуществлять экспертизу, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования.

В последнее время технические вузы столкнулись с проблемой – падением подготовки школьников по таким фундаментальным наукам, как математика и физика. Поэтому часто в первом семестре приходится проводить занятия по математике и физике в объеме средней школы. Следовательно, качественное инженерное образование базируется на математике и физике, основы которой закладываются в школе.

Доктором педагогических наук, профессором Л.С. Зазнобиной был разработан «Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования». Суть стандарта заключается в следующем: медиаобразование, интегрированное в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, призвано выполнять функцию подготовки детей к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин [3].

Следовательно, техническим вузам так же необходимо внедрять медиаобразование, интегрированное с учебными дисциплинами, чтобы обеспечить непрерывность процесса образования от школы к вузу.

Так как нас интересует положение дел с медиаинформационной грамотностью студентов технических вузов – будущих руководителей производства, то мы вправе задаться вопросом, проводились ли научные исследования в этой области в технических вузах, и если проводились, то на каком уровне.

Некоторым ответом на этот вопрос может служить таблица «Распределения авторефератов диссертаций медиаобразовательной тематики по типам вузов», приведенная С.В. Миндеевой в статье «Современное состояние медиаобразования в технических вузах», в которой проведен анализ защищенных диссертаций в России в области медиаобразования за период 1960-2012 годов [4. С. 127].

Таблица. Распределения авторефератов диссертаций медиаобразовательной тематики по типам вузов

Тип вуза Количество диссертаций по медиаобразованию
Аграрные вузы
Военные и силовые вузы  
Гуманитарные вузы  
Классические университеты  
Культуры и искусства вузы  
Медицинские вузы
Педагогические вузы  
Социально-экономические вузы  
Технические и технологические вузы
Духовные и богословские вузы
Всего  

 

Из таблицы видно, что за весь период 1960-2012 годов технические вузы не фигурировали в качестве базовых для медиаобразовательных исследований вообще. Поэтому именно в этом направлении нам видится перспектива для новых исследований малоосвоенных медиаобразованием технических вузов, что поможет студентам этих вузов лучше адаптироваться в мире медиа.

Несмотря на такое положение дел, многие российские исследователи медиа и медиапедагоги, такие как Витт А.М., Дубовер Д.А., Жилавская И.В., Иванова Л.А., Кирсанов О.И., Миндеева С.В., Фатеева И.А., Челышева И.В. и др. продолжают заниматься проблемами медиаобразования, в том числе и для технических вузов, о чем свидетельствуют многочисленные работы и статьи, которые постоянно публикуются.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что медиа- и информационная грамотность в техническом вузе должна способствовать подготовке высокопрофессиональных инженеров, в соответствии с социальным заказом общества, потребностями рынка трудовых ресурсов, и не противоречить тенденциям социокультурной действительности.

 

Литература

1. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования //Ассоциация инженерного образования России. URL: https://aeer.cctpu.edu.ru/winn/doctrine/doctrine_3p html

2. Негодаев И.А. Философия техники // Библиотека «Полка букиниста». URL: https://sbiblio.com/biblio/archive/negodaev_filosofija/01.aspx

3. Федоров А.В. Интегрированное медиаобразование по Л.С. Зазнобиной. URL: https://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/zazn.htm

4. Миндеева С.В. Современное состояние медиаобразования в технических вузах // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: Материалы международной научной конференции. – М. 2012. – С. 123-130.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: