Подготовка к ВПР. Часть 2. Работа по тексту № 2.
В данном документе представлены материалы для работы по двум заданиям ВПР: задания 8, 9. Обратите внимание, что сначала даются теоретические сведения, а потом уже практические задания.
Рубрика «Домашняя работа» представлена теми же типами заданий.
Задание 8. Работа с текстом: определение основной мысли |
Вспомним…
Тема (О ЧЁМ?) | Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) | Проблема (ПОЧЕМУ?) |
То, о чём говорится в тексте | Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя | Вопрос, о котором рассуждает автор |
Например: Спасение бездомного щенка | Например: Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. | Например: Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему? |
Алгоритм размышления
Чтобы определить основную мысль текста, надо:
1. внимательно прочитать текст;
2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.
Советы
1. Грамотно сформулируйте основную мысль;
2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- автор убеждает нас в том, что…
- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…»
Прочитайте текст 2 и выполните задания.
Текст 2
(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
(В. А. Сухомлинский)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Нужно беречь природу так как она живая.
Задание 9.Работа с текстом: ответ на вопрос |
Советы
1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;
2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;
3. сначала сформулируйте ответ устно;
4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.
Например:
Исходное задание:
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом
кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.
Варианты ответов
По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.
или
Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом
кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.
или
Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».
Задание 9 (по тексту 2 (про Олю и Лиду), который дан выше)
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.
Автор пишет, что Оля и Лида были очарованы песней соловья, они сидели и боялись пошевельнуться.
Домашняя работа |
Текст 2
(1)В морозное утро слышу: кто-то стучит настойчиво, нетерпеливо. (2)Выхожу на крыльцо — никого нет. (3)И снова тот же стук. (4)Наверное, кто-то балуется, сейчас подкараулю. (5)Выглядываю из окна: снова никого нет, только нахохлившиеся воро́ны на деревьях сидят. (6)И опять: «Стук, стук, стук». (7)Наконец из окна вижу: на крылечке топчется серая ворона и толстым клювом барабанит по ступенькам, будто возмущается: «Что же вы так долго корм не выносите?»
(8)Одеваюсь и с ведром иду к ящику, куда обычно ссыпают пищевые отходы, а во дворе, хоть солнце уже яркое и небо ясное, морозец за уши пощипывает. (9)Высыпаю корм-отходы и иду к дому, оборачиваюсь на вороний галдёж: сильные бессовестные вороны оттесняют от корма маленьких галок, между собою дерутся. (10)И тут замечаю: из-под сарая скачет ворона с перебитым крылом, волочит его по снегу, пытается взлететь на ящик, а не может. (11)Тогда села она вдали, распустила крылья и, вытянув шею, издала громкий, жалобный крик; но никто ей из ворон не отозвался. (12)И вдруг к больной и беспомощной птице подлетает с кормом маленькая юркая галочка, опустилась возле неё, отдала пищу и за другой порцией улетела.
(13)Стою озадаченный, ничего не понимаю. (14)Оказывается, не бросить слабого в беде — это тоже чудесный закон природы!
(По А. Дорохову)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текст.
В природе как и у людей в трудной ситуации приходят на помощь, не бросают слабых.
Помощь приходит от тех, от кого не ждешь.
Задание 9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что среди ворон была больная и беспомощная птица? Запишите ответ.
Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что среди ворон была больная и беспомощная птица?» содержится в предложении 10.