Задание 9 (по тексту 2 (про Олю и Лиду), который дан выше)




Подготовка к ВПР. Часть 2. Работа по тексту № 2.

В данном документе представлены материалы для работы по двум заданиям ВПР: задания 8, 9. Обратите внимание, что сначала даются теоретические сведения, а потом уже практические задания.

Рубрика «Домашняя работа» представлена теми же типами заданий.

Задание 8. Работа с текстом: определение основной мысли

Вспомним…

Тема (О ЧЁМ?) Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) Проблема (ПОЧЕМУ?)
То, о чём говорится в тексте Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Вопрос, о котором рассуждает автор
Например: Спасение бездомного щенка Например: Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. Например: Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Алгоритм размышления

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

1. внимательно прочитать текст;

2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)

3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;

4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

1. Грамотно сформулируйте основную мысль;

2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;

3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;

4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;

5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…»

Прочитайте текст 2 и выполните задания.

 

Текст 2

(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

(6)Соловей перестал петь.

(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.

(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.

(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

(В. А. Сухомлинский)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Нужно беречь природу так как она живая.

 

Задание 9.Работа с текстом: ответ на вопрос

Советы

1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;

2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;

3. сначала сформулируйте ответ устно;

4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.

Например:

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

Варианты ответов

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.

или

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.

или

Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».

Задание 9 (по тексту 2 (про Олю и Лиду), который дан выше)

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.

Автор пишет, что Оля и Лида были очарованы песней соловья, они сидели и боялись пошевельнуться.

 

 

Домашняя работа

Текст 2

(1)В морозное утро слышу: кто-то стучит настойчиво, нетерпеливо. (2)Выхожу на крыльцо — никого нет. (3)И снова тот же стук. (4)Наверное, кто-то балуется, сейчас подкараулю. (5)Выглядываю из окна: снова никого нет, только нахохлившиеся воро́ны на деревьях сидят. (6)И опять: «Стук, стук, стук». (7)Наконец из окна вижу: на крылечке топчется серая ворона и толстым клювом барабанит по ступенькам, будто возмущается: «Что же вы так долго корм не выносите?»

(8)Одеваюсь и с ведром иду к ящику, куда обычно ссыпают пищевые отходы, а во дворе, хоть солнце уже яркое и небо ясное, морозец за уши пощипывает. (9)Высыпаю корм-отходы и иду к дому, оборачиваюсь на вороний галдёж: сильные бессовестные вороны оттесняют от корма маленьких галок, между собою дерутся. (10)И тут замечаю: из-под сарая скачет ворона с перебитым крылом, волочит его по снегу, пытается взлететь на ящик, а не может. (11)Тогда села она вдали, распустила крылья и, вытянув шею, издала громкий, жалобный крик; но никто ей из ворон не отозвался. (12)И вдруг к больной и беспомощной птице подлетает с кормом маленькая юркая галочка, опустилась возле неё, отдала пищу и за другой порцией улетела.

(13)Стою озадаченный, ничего не понимаю. (14)Оказывается, не бросить слабого в беде — это тоже чудесный закон природы!

 

(По А. Дорохову)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текст.

В природе как и у людей в трудной ситуации приходят на помощь, не бросают слабых.

Помощь приходит от тех, от кого не ждешь.

 

Задание 9

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что среди ворон была больная и беспомощная птица? Запишите ответ.

 

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что среди ворон была больная и беспомощная птица?» содержится в предложении 10.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: