Все направления и формы инвестиционной деятельности предприятия осуществляются за счет формируемых ее инвестиционных ресурсов. Инвестиционные ресурсы – все виды денежных и иных активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования.
Стратегия формирования инвестиционных ресурсов является важным составным элементом не только инвестиционной, но и финансовой стратегии предприятия. Разработка такой стратегии призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных финансовых средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе.
Методические подходы к разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов существенно различаются в компаниях, являющихся институциональными инвесторами, формирующими эти ресурсы исключительно за счет эмиссии собственных акций и инвестиционных сертификатов, и в компаниях, осуществляющих реальную производственную деятельность в различных отраслях экономики. Первая группа инвесторов определяет возможный объем инвестиционных ресурсов, исходя из стратегии андеррайтинга, т. е. возможностей реализации эмитируемых ими ценных бумаг. Для этой группы инвесторов не возникает особых проблем и с определением методов финансирования отдельных инвестиционных программ, и с оптимизацией структуры источников формирования инвестиционных ресурсов. Поэтому основное внимание в процессе дальнейшего изложения этого вопроса будет уделено методическим подходам к разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов в компаниях (фирмах), осуществляющих реальную производственную деятельность.
|
Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия осуществляется по отдельным этапам:
1. Прогнозирование потребностей в общем объеме инвестиционных ресурсов осуществляется в следующей последовательности:
На первой стадии определяется необходимый объем финансовых средств для реального инвестирования. В этих целях в разрезе предусмотренных направлениями инвестиционной стратегии отраслей подбираются необходимые объекты-аналоги, по которым рассчитывается стоимость нового строительства или приобретения.
На второй стадии прогнозирования потребности определяется необходимый объем инвестиционных ресурсов для осуществления финансовых инвестиций. Расчет этой потребности основывается на установленных ранее соотношениях различных форм инвестирования в прогнозируемом периоде.
На третьей стадии прогнозирования потребности определяется общий объем необходимых инвестиционных ресурсов. Он рассчитывается путем суммирования потребности в инвестиционных ресурсах для реального инвестирования потребности в этих ресурсах, для осуществления финансовых инвестиций и суммы резерва капитала (резерв капитала предусматривается обычно в размере 10% от совокупной потребности в средствах для реального и финансового инвестирования).
2. Изучение возможностей формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников.
3. Определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов позволяет рассчитать пропорции в структуре источников инвестиционных ресурсов. При разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов рассматриваются обычно 5 основных методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов.
|
Характеристика основных методов финансирования инвестиционных программ и проектов:
1.Полное самофинансирование, которое предусматривает осуществление инвестирования исключительно за счет собственных (или внутренних источников). Этот метод финансирования используется в основном для реализации небольших реальных инвестиционных проектов, а также для финансовых инвестиций.
2.Акционирование как метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных реальных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.
3.Кредитное финансирование применяется, как правило, при инвестировании в быстрореализуемые реальные объекты высокой нормой прибыльности инвестиций. Этот метод может быть использован и для финансовых инвестиций при условии, что уровень доходности по ним существенно превышает ставку кредитного процента.
4. Лизинг и селенг используются при недостатке собственных финансовых средств для реального инвестирования, а также при инвестициях в реальные проекты с небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии.
5.Смешанное финансирование основывается на различных комбинациях вышеперечисленных методов и может быть использовано для всех форм и видов инвестирования.
С учетом перечисленных методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов определяются пропорцией в структуре источников инвестиционных ресурсов.
|
4. Оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов является заключительным этапом разработки стратегии их формирования. Необходимость такой оптимизации определяется тем, что рассчитанное соотношение внутренних и внешних источников формирования инвестиционных ресурсов может не соответствовать требованиям финансовой стратегии компании и существенно снижать уровень ее финансовой устойчивости.
Главными критериями оптимизации соотношения внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности выступают:
1. Необходимость обеспечения высокой финансовой устойчивости предприятия.
2. Максимизация суммы прибыли от инвестиционной деятельности, остающаяся в распоряжении первоначальных учредителей предприятия, при различных соотношениях внутренних и внешних источников финансирования этой деятельности.
Заключение
Разработка инвестиционной стратегии предприятия - это управляемый процесс, причем инвестиционная стратегия является одной из основных составляющих частей финансовой стратегии предприятия.
В основе разработки инвестиционной стратегии организации лежат принципы новой управленческой парадигмы — системы стратегического управления.
Формирование инвестиционной стратегии предприятия является важным этапом в управлении. Одним из основных признаков, определяющих принадлежность инвестиционной стратегии к конкретному ее типу, является цель инвестиционной деятельности, отражающая мотив инвестиционной активности предприятия.
Определяющим в разработке инвестиционной стратегии является кардинальное изменение целей операционной деятельности корпорации, связанно с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности организации и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.
Список используемой литературы
1. Калинникова, Е. В. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие / Е. В. Калинникова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.
2. Лещинская А.Ф., Инвестиционный менеджмент: учебное пособие- Москва 2006.
3. Брусов П.Н., Инвестиционный менеджмент: учебник; Инфра-М -2014
4. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В., «Инвестиции»; КНОРУС-2006
5. Шевчук Д.А. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009.
6. Короткова Э.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.
7. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006г.