Школьное образование Псковского края в первое постсоветское десятилетие. Проблемы и тенденции




Образовательная система нашей страны с восьмидесятых годов двадцатого века вступила на путь перманентных реформ, которые продолжаются до сих пор. После распада Советского Союза перед новой демократической Россией стояла задача отхода от идеологизации духовной жизни, цензуры и жесткого государственного контроля во всех сферах культуры. Была ликвидирована монополия государства на образование; активно внедрялись принципы участия ме­стных властей в управлении образованием, самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной де­ятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей.

Данные идеи были отражены в законе «Об образовании» за № 3266 от 10.07.1992 [2]. В связи с принятием этого закона на страницах местных газет развернулись дискуссии относительно основных направлений школьных реформ [5, c. 3]. В СМИ активно стали распространяться идеи так называемой новой современной школы. Теперь, на волне демократических идей и либерализма школа провозглашалась как часть самоуправляемого общества и воспринималась как самообеспечивающий себя организм [6, c. 4]. Параллельно идеологическим дискуссиям в прессе, руководители сферы образования 1990-х гг. вводили на практике изменения, нацеленные на освобождение от устаревших догм и организационных структур. Так, например, в городе создавались учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи), разрабатывались научные и научно-методические программы, нацеленные на изучение проблем современной школы, на использование регионального компонента, на внедрение новых педагогических методов. На базе имеющихся общеобразовательных школ были основаны такие учебные заведения, как «Химико-технологический лицей», «Многопрофильный правовой лицей № 8», ««Лицей экономики основ предпринимательства № 10», «Гуманитарный лицей Пскова», «Школа-лицей № 20 с естественно-математическим профилем», «Псковская лингвистическая гимназия» и другие. Развивалось и альтернативное обучение, связанное с религиозной составляющей. В частности, была открыта православная общеобразовательная школа регентов, в которой многие предметы преподавались священниками.

Однако отсутствие стратегии действий, научного анализа перспектив и путей развития школьного образования, порождало множественные проблемы. Уже к середине 1990-х гг. в системе общего образования наметился системный кризис, когда старая советская школа была разрушена, а новые принципы образования так и не были четко сформулированы. Ситуация усугубилась по мере обострения политического, социального и экономического кризиса в стране. Сокращалось финансирование, наметилось отставание материально-технической базы учебных заведений от стандартов, определяемых научно-техническим прогрессом. Остро встала проблема питания в школах – с каждым годом урезались нормы овощей, фруктов, творога, рыбы для школьников [7, c. 3]. В связи с падением уровня жизни, прогрессирующей инфляцией, ростом безработицы, многие родители не могли оплатить питание своих детей в учебных организациях. Для устранения этой тяжелой тенденции управления народного образования ввело дотации на питание учащихся первых классов общеобразовательных школ [10, c. 4].

Уровень оплаты труда и социальных льгот препятствовал росту престижа педагогического труда, привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров и молодежи в системе образования. На страницах местных газет часто встречаются интервью с учителями Пскова и области, в которых приводятся данные по размеру заработных плат. Так, Л.А. Добродеева, учительница Палкинской школы, отмечала, что работа бригадиров на железных дорогах оплачивалась в размере 600 рублей, а труд учителей в 220 рублей [8, c. 4]. В результате либеральных реформ 1990-х гг. люди, воспитывающие и обучающие детей, формирующие будущее поколение страны, оказались выброшены за порог бедности. Задержки зарплаты работникам бюджетной сферы или оплата труда в натуральном эквиваленте стали нормой этого сложного периода в школьном образовании. С целью улучшения материального состояния учителей некоторые школы стали участвовать в предпринимательской деятельности: вводили платные услуги за дополнительное получение знаний – консультации, кружки и прочие формы. Фактически с этого момента можно говорить о формировании сферы платных образовательных услуг в системе общего образования. Однако вместе с этим усиливалась дифференциация доступности разных ступеней образования, а также уровня и качества получаемого образования. С этого же момента наметился ментальный и психологический разрыв между школой и обществом. С одной стороны учителя предстали в виде социальных аутсайдеров, брошенных государством на произвол судьбы, с другой стороны они превращались в интеллектуальных наемников, обеспечивающих интересы состоятельных родителей и их детей.

Другой тенденцией, характерной для всей России, стало катастрофическое увеличение числа неблагополучных семей, детей-сирот и детей так называемой «группы риска». Культурная травма, связанная с распадом СССР, принесла болезненное крушение устоявшихся представлений и повлекла за собой девальвацию культа знания, авторитета учителя и перспективы образования. Часто на различных митингах, демонстрациях педагогические работники и рядовые граждане отмечали, что «необходимо спасать будущее, спасать молодежь», что «политико-экономическую кашу придется расхлебывать детям и внукам», что «дети стали жертвами социально-экономического хаоса» [4, c. 2, 9, c. 4], однако их призыв так и не был услышан в 1990-е гг.

Если с завершением Ельцинских реформ и олигархического либерализма, финансовое и материальное положение провинциальной школы несколько стабилизировалось, то культурная травма в сознании общества продолжила сохраняться. Размывание и обесценивание в сознании нации высокого звания учителя, социальная аномия, выраженная в виде разрыва связей между родителями и школой, остались горьким наследием 1990-х гг.


Источники и литература

1. Григорьева И. А. Развитие социальной политики в России в 1990 – 2000-х гг. // Мир России. Социология. Этнология. 2013. Вып. 1. С. 133.

2. Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

3. Кайдалова И. А., Кайдалов Ж. А. Псков. Годы и события. URL: https://druzhkovka-news.ru/pskov-gody-i-sobytiya/7/ (дата обращения: 10.03.2016).

4. Новости Пскова. 1994. 25 мая. № 35. С. 2.

5. Псковская правда. 1992. 13 февраля. № 29. С. 3.

6. Псковская правда. 1992. 3 мая. № 90. С. 4.

7. Псковская правда. 1993. 14 сентября. № 45. С. 3.

8. Псковская правда. 1993. 17 сентября. № 44. С. 4.

9. Псковская правда. 1996. 20 февраля. № 25. С. 4.

10. Псковская правда. 1993. 15 января. № 8. С. 4.

11. Устрялов Н. В. Сборник произведений. М., 2016. С. 139.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: