Сущность духовно-нравственного воспитания




Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. «Педагогика со свечой» В. М. Улитина …...…………………………………….…….….3-6

2. Сущность духовно-нравственного воспитания …….……………………….……………6-9

Заключение……………………………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………………..……....10

 

 

Введение

Наряду с множеством видов воспитания, такими как физическое, трудовое, эстетическое, умственное, патриотическое, пожалуй, самым тонким и трудоемким, является воспитание духовно-нравственное. Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи, детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

«Педагогика со свечой» В. М. Улитина

Книга поэта и православного педагога Вячеслава Михайловича Улитина «Педагогика чистого сердца» - плод живого педагогического опыта. В статьях и эссе, которые вошли в данную книгу автор просто и доступно говорит о сложнейших богословских понятиях, вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка. В. М. Улитин в статье «Педагогика со свечой» говорит, «что воспитание духовно-нравственное надо начинать с самих педагогов. Чтобы понять и освоить сокровенную педагогику, необходимо выдавить из себя материалистическую закваску, которая в большей или меньшей степени во всех нас заложена. Ведь это ее порождение - метод нажима, диктата, окрика, бича плохих оценок. Это она ставит непреодолимую преграду между учителем и учеником. Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру - одна из главных целей духовно-нравственного воспитания. Важно заглянуть в душу каждого ребенка, зажечь в ней свечу нравственной личности, не поддаться соблазну массового потока, характерного для нынешней школы».

В своей книге В. М. Улитин рассказывает о том, как его пригласили в школу преподавать Священную историю. Преподавание Священной истории начиналось с младшего звена. Было три первых экспериментальных класса. Причем пришлось заручиться письменным согласием родителей. Согласились не все. Многие родители озабочены лишь тем, чтобы в школе не мучили их чад придирками, не ставили плохих отметок.

Начинать это дело было нелегко. У автора не было ни методических разработок, ни подходящих учебников, ни просто людей сочувствующих, сопереживающих. Но каждый урок он старался сделать праздничным, запоминающимся, потому что это была встреча с Истиной.

Перед автором встал вопрос: как провозглашаемые им постулаты совместимы с жизнью? Однажды на уроке он спросил, что такое СОВЕСТЬ. В классе воцарилась тишина. Как оказалась - ничего. Учитель нарисовал рядом колокол и сказал: «Ребята, это ВЕСТЬ от Бога. Колокол, который нас всех предупреждает, правильно мы поступаем или нет. Вот почему надо прислушиваться к своему сердцу, и вы услышите этот чистый колокольчик- голос совести». И после этого урока ребята начали сверять свою жизнь с совестью. Не сразу, но постепенно дети освоили подлинное понимание добра и зла.

Например, если кто- то кого-то несправедливо обидел- толкнул. Раньше дети отвечали, что «надо ответить тем же, толкнуть еще сильнее, чтоб запомнилось и впредь неповадно было». И получалось зло в квадрате - тебя толкнули и ты толкнул. А если он толкнул, а ты удержался и просто отошел в сторону, то зло осталось в одиночестве. А если ты еще, уклонившись от зла сотворил благо, то ты одержал победу, стер зло окончательно.

На опыте автор убеждался, что у детей почти утрачено чувство семьи и тем более рода. То, что знали наши предки – бабушки и прабабушки, воспитанные в церковноприходских школах, - безнадежно забыто. Понятие дома как малой церкви дети открыли впервые. Нередки семьи, где родители и дети почти не разговаривают друг с другом. Вот откуда берется в детях недетская холодность, замкнутость, отчужденность. И задача педагога - попытаться раскрыть душу маленького человека.

Так же автор говорит об исповедании. Исповеданием своих поступков человек учится анализировать их, видеть свои ошибки и исправлять их в дальнейшем. Именно на этом построено подлинное становление личности. Свои методы воспитания В. Улитин назвал «сокровенной педагогикой». Он говорил, что «нужна тихая сокровенная педагогика, воспитание со свечой. Медленное, внимательное вглядывание в таинственную душу ребенка. В самые сокрытые ее глубины». Себя Улитин учителем не считал, в школе он хотел быть мирским наставником, чтобы было больше духовничества в школе. Помогать разбираться ребятам с тем, что накопилось за день. Они ежедневно нуждаются в духовничестве. Улитин говорит, что «школа нуждается в человеке, который знает мир и в то же время глубоко опытен в нравственных понятиях. Подход к детям нужен непременно духовный, но через ощущение жизни, через ощущение всех тревог мира, боли его».

Мир в наши трудные дни особенно резко разделен на добро и зло, свет и тьму. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Арена ее – человеческая душа. На уроке учитель и учащиеся совместно пришли к выводу, что «если мы совершаем плохое – пятно тьмы увеличивается, а контур света суживается. И наоборот». Иоанн Кронштадский нередко приходил домой босиком, полураздетым – слишком много обездоленных видел он на своем пути. Он говорил, что кончина мира произойдет тогда, когда иссякнет любовь, а зло умножится и настолько завладеет людьми, сто не станет смысла продолжать жизнь на земле. Так они пришли к выводу, что нужно следить за своими поступками, анализировать их, по возможности, уклоняться от зла и творить добро. Этот урок запомнится навсегда, потому что главный учитель – сама жизнь.

Автор говорит о том, что без созидания духовно- нравственной основы человека не может быть ни хорошего, врача, ни хорошего инженера, ни настоящего педагога. Воспитание духовно- нравственное надо начинать с самих педагогов.

В этом эксперименте В. Улитин нашел минусы. Он совершенно был убежден, что дело, начатое директором этой школы, угадано верно. Но прежде всего, нужно было удобрить почву, а потом уже бросать семена. Рамки огромной школы (учительский коллектив состоял из 150 человек) не позволяли создать необходимую атмосферу. Не говоря уже о любви – хотя бы доброжелательности, взаимного доверия. «Жатвы много, а делателей мало, и необходимо было на первом же этапе набрать делателей или хотя бы избавиться от явных противников». По мере продвижения данного эксперимента завучи, скрывая истинные чувства перед директором, перед автором совершенно открыто высказывались, что ждут не дождутся, когда провалится этот никому не нужный эксперимент. Внешняя практика доказывала справедливость этих слов. Дети по-прежнему собирались подальше от строгих очей педагогов в своих «исповедальнях» - туалетах. Там, покуривая, обсуждали свои проблемы. Так большинство дел, удачные мероприятия в школе не вызывали сочувствия завучей. Нельзя было произносить слово – Бог. И это на уроках священной истории. С ребятами было куда проще общаться, чем с педагогами. В. Улитин ссылается на известного православного педагога С. Куломзину, которая тоже отмечала, что «дети ее понимают, а с коллегами контакта не выходит».

Чтобы душа ребенка росла, нужен подвиг, т.е. движение. И не куда попало, а к истине. Так, в школе начали появляться зачатки такого движения. Они посылали подарки в Чечню нашим солдатам, собирали пожертвования на восстановление Рождественско - Богородицкого храма, ходили в Дом ребенка. И дети с огромной радостью творили это добро.

Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру – одна из главных целей духовно – нравственного воспитания. Важно заглянуть в душу каждого ребенка, зажечь в ней свечу нравственной личности, не поддаться соблазну массового потока, характерного для нынешней школы.

Пришло время, когда дети созрели для того, чтобы предлагать тему урока. Темы они брали из самой жизни. Шло кровопролитие в Югославии, и беды братского народа остро отозвались в душах воспитанников. Чем же они могли помочь в этой трагедии? Только молитвой, слагавшегося из живого сострадания.

Духовное взросление учеников не осталось незамеченным педагогами. Некоторые из них стали открыто помогать автору. Настоящая русская история вошла в школу, пробуждая в детях так долго искомый патриотизм. Вместе с преподавателем литературы был поставлен спектакль об Александре Невском. С учителем истории – сцены из жития святого храмостроителя земли Андрея Боголюбского. Дети с радостью надевали на себя одежды русских воинов и грозно размахивали деревянными мечами. Ребята могли прийти в Успенский кафедральный собор, чтобы посмотреть и приложиться к мощам любимых князей. Была организована поездка в Троице-Сергиеву Лавру.

Пятилетний эксперимент подошел к концу, и настало время подводить итоги. Среди преподавателей была распространена анкета, в которой они должны были дать оценку деятельности участников эксперимента. Большинство признали необходимость такой работы в школе. Дети экспериментальных классов отличались от других. Они более живые, отзывчивые, с ними легче разговаривать на отвлеченные темы. Они умнее и взрослее своих сверстников. Они умеют размышлять о главном, о духовном. Однако были высказывания и опасения, что в наше жесткое время таким детям будет трудно выжить. Но автор возражает и отвечает словами Евангелия: «Сила в немощи совершается». И действительно, тому подтверждением сама жизнь. В страшное время сталинских репрессий, ломались, казалось бы, сильные (простые люди из рабочих крестьян), а вот люди с «голубой» кровью, напротив, выживали. Пример тому Анастасия Цветаева, маленькая хрупкая женщина, и русский философ Алексей Лосев, и поэт Николай Заболоцкий. Многие из ГУЛАГа к тому же внесли свой посильный духовный вклад в культурное наследие Отечества. Известный поэт Даниил Андреев в застенках владимирской тюрьмы написал религиозно-философский трактат «Роза Мира», а Лев Гумилев свой знаменитый труд об этногенезе. А ведь всему основой было их глубокое православное воспитание.

Необходимость духовно-нравственного воспитания в школах признали даже самые ярые атеисты. В школах и даже в вузах, колледжах стали вводить уроки православного образования. Однако автор отмечает, что эти уроки будут проводиться формально, потому что за дело берутся люди, не дающие себе отчета, насколько это глубокое дело.

В итоге эксперимент признали удовлетворительным, и было предложено его продолжить.

Сущность духовно-нравственного воспитания

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственность – 1) совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) само поведение человека; 3) моральные свойства.

Нравственность – компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания; способность человека действовать, думать, чувствовать в соответствии со своим духовным началом; способы и приемы передачи вовне своего внутреннего мира.

Слово "нравственность" близко по определению словам "мораль", "этика", возникшим еще в Древнем мире.

Духовность – отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

В. Даль определяет духовность как "устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности".

Духовность – исполнение высокодуховных истин, умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение жертвовать собой и прощать. Духовная составляющая отражает на бессознательном уровне внутренний мир человека, соединение знаний с верой, предполагает овладение разными видами духовной культуры – философией, искусством, религией.

Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, которое должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система традиционных ценностей складывалась на протяжении многих столетий и вбирала в себя опыт поколений под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важнейших условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, невозможно без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к его истории и культуре. Особенностью этнокультуры является то, что в условиях меняющегося мира она не подвергается трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная, организованная, систематическая деятельность, направленная на формирование у человека высших ценностей, нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработку навыков и умений, мировоззрения, убеждений, нравственного поведения, иерархии мотивов, волевого компонента.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

– нравственных чувств – совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма;

– нравственного облика – терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

– нравственной позиции – способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненного испытания;

– нравственного поведения – готовности служению людям, Родине, Отечеству;

– веры, связывающей человека с Высшим миром, который дает возможность нашему духу проявлять себя в земном мире.

В широком смысле духовно-нравственное воспитание – это стратегическая задача общества, государства, направленная на укрепление его национальной безопасности, суверенитета, идентичности.

Цель духовно-нравственного воспитания – социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачами духовно-нравственного воспитания являются:

1) в сфере личностного развития человека:

– развитие готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

– воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

– формирование потребности самообразования, самовоспитания, постоянного совершенствования, способности к реализации творческого потенциала в различных сферах деятельности;

– укрепление нравственности, основанной на национальных базисных ценностях, культурно-духовных традициях, общечеловеческих нормах поведения, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

– формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, нравственном и безнравственном;

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– развитие готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

– развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

– воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;

– воспитание гуманистического отношения к людям – осознание ценности других людей, человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

– развитие свободолюбия как способности к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

– создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья – пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, воспитание негативного отношения ко всему, что наносит вред физическому здоровью человека;

– укрепление веры в Россию, Бога (путь к Храму у каждого свой), чувства личной ответственности за Отечество, его историю, настоящее и будущее;

2) в сфере общественных отношений:

– осознание себя гражданином России на основе национальных нравственных ценностей, Конституции РФ, иных федеральных и региональных нормативных правовых документов;

– развитие чувств патриотизма (любовь к Родине, Отечеству, своему народу, уважение других государств и народов), гражданской солидарности, готовности служению Отечеству, способности противостоять внешним и внутренним вызовам;

– воспитание верности культурно-духовным традициям и их развитию – уважение истории Отечества, любовь и сохранение русского языка как важнейшей основы сплоченности народа, знание литературы, жанров искусства, обычаев, обрядов, ритуалов, фольклора народа (народностей);

– поддержание межэтнического, межрелигиозного, межконфессионального мира, согласия как с народами и народностями, проживающими на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

– осознание ценности семьи и брака (союз мужчин и женщин) как важнейших институтов государства, его первоосновы, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, преемственность поколений;

– осознание жизни человека как важнейшей ценности, воспитание бережного к ней отношения, необходимости продолжения рода;

– законопослушность, поддержка правопорядка;

3) в сфере государственных отношений:

– укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

– повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и институтов гражданского общества;

– содействие эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны, способствующей ее политическому, социально-экономическому развитию, укреплению национальной безопасности, суверенитета, идентичности России (разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу, основу которых составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба).

Принципы духовно-нравственного воспитания:

– нравственный пример (родителей, педагога, воспитателей) – моральные нормы, основанные на национальных базисных ценностях, которыми руководствуются в семейной, личной, профессиональной деятельности, отношение к своим обязанностям, труду, людям;

– социально-педагогическое партнерство – выстраивание системы партнерских отношений субъектов организации духовно-нравственного воспитания (семья, институты гражданского общества, государство, социально ориентированный бизнес и др.);

– индивидуально-личностное развитие – способность к самосовершенствованию, саморазвитию, творчеству, усвоению знаний, умений, навыков, необходимых для социальной интеграции;

– интегративность программ духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности человека;

– социальная востребованность духовно-нравственного воспитания;

– уважение к Отечественной истории, русскому языку, культурно-духовным традициям народов и народностей, проживающих на территории Российской Федерации;

– информационная защищенность, что приобретает особое значение в связи с информационной глобализацией.

Направления духовно-нравственного воспитания:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание бережного отношения к культурно- духовным традициям государства;

– воспитание нравственных чувств, этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым делая акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Экологическое воспитание имеет две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, которое формируется годами на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности.

Заключение

Таким образом, педагог в процессе воспитания личности должен прививать ребенку основополагающие принципы нравственности, воспитывать в них доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

На основе этого можно сформулировать этапы духовно-нравственного воспитания.

1 этап – духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье, в которой закладываются ценности, отношение к жизни, людям, обществу, государству, культурно-духовным традициям, имеющие непреходящее значение для человека в любом возрасте, а сложившиеся взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе, составляют основу гражданского поведения человека.

2 этап – осознанное принятие личностью базисных ценностей, культурно-духовных традиций его малой Родины, формирование через социокультурную среду и наполнение конкретным содержанием основных понятий – "моя семья", "мой дом", "мой род", "малая Родина", "Отечество", "родная земля", "родной язык", "родная история".

3 этап – осознание, с одной стороны, своих этнокультурных традиций, а с другой – принятие культурно-духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

4 этап – осознание российской гражданской идентичности как высшей ступени процесса духовно-нравственного воспитания личности, его гражданского, патриотического воспитания (это не означает, что придается забвению этническая – башкир, татарин, чуваш и религиозная – православный, мусульманин, буддист, иудей – принадлежность), ибо гражданин Российский Федерации – это человек, осваивающий культурно-духовные традиции многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России, но осознающий и принадлежность к культурно-духовным традициям своей "малой Родины".

 

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

- необходимостью повышения экологической культуры человека;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

 

Нравственно-экологическое воспитание как специфический способ постижения мира, в настоящее время приобретает всё большую значимость в освоении и преобразовании окружающей действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: