Контрольная работа
По дисциплине: Педагогика
Тема 3. Педагогический процесс как целостное явление и динамическая система
Выполнила:
студентка 2 курса
группы ДС-15/2
Мамедова Юлия
Проверил:
профессор кафедры
дошкольного и специального
образования Гончарова И. И
г. Абакан, 2017г
Оглавление
Введение. 3
Педагогический процесс как динамическая система и целостное явление. 3
Педагогический процесс как целостное явление. 8
Заключение. 10
Список литературы.. 11
Введение
Понятие «педагогический процесс», наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу методологических знаний, так как в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.
Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического процесса, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в рамках педагогической системы и что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие обучаемых. Это довольно абстрактное представление вполне реальных явлений позволяет узнать структуру, связи частей и законы функционирования учебно-воспитательной деятельности педагогов в реальных учебных учреждениях и, изучив их, совершенствовать, проектировать, управлять педагогическим процессом, делать образование более эффективным. В жизни этот процесс чаще называют учебно-воспитательным, имея в виду совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический, учебно-воспитательный процесс. Педагогическая система — это тоже абстракция, служащая для понимания реальных систем разного уровня: система образования страны, региона, отдельных учебных заведений, система обучения по одному предмету и даже теме.
Педагогический процесс как динамическая система и целостное явление.
Педагогический процесс как система:
ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся направленное на решение развивающих и воспитательных задач. Педагогический процесс - это динамическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленная на достижение поставленной цели.
На протяжении последних лет дать обоснование ПП пытались многие ученые – педагоги Бабанский, Лихачев, Ильин, Блонский и другие. Рассмотрение сущности ПП носило разрозненные взгляды у этих ученых. Лишь в одном у них была единая позиция, что ПП – это целостное явление и оно должно рассматриваться в системе. Раньше использовали термин «учебно-воспитательный процесс», а в настоящее время получил распространение «ПП». Смысл и содержание этих понятий одинаково.
Главными компонентами ПП является: учитель и учащиеся. Обеспечение единства обучения и воспитания, развития и формирования составляют главную сущность ПП.
ПП представлен разными подсистемами – процесс обучения, воспитания, развития, формирования. Все эти подсистемы используются при осуществлении взаимодействия между учителем и учащимися и на ПП влияют условия, методы и формы в которых протекает ПП.
Протекание педагогического процесса включает в себя:
· процесс воспитания
· процесс развития
· процесс обучения
· процесс формирования
· сотрудничество между педагогом и учащимся
С одной стороны на протекание педагогического процесса влияют условия протекания ПП, а с другой - методы и формы протекания ПП.
ПП характеризуется такими понятиями как целостность и единство. Условия, которые влияют на протекание ПП включают в себя:
1) материально-технические условия (оборудование);
2) санитарно-гигиенические условия;
3) психологические условия;
4) эстетические условия (наличие прекрасного).
Движущие силы педагогического процесса:
Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).
Объективные (внешние) противоречия:
а) противоречия между интересами личности и общества;
б) противоречия между коллективом и личностью;
в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;
г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.
Субъективные (внутренние) противоречия:
а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;
б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;
в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;
г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;
Структура ЦПП:
Целостность – качество ПП характеризующее высший уровень сознательных действий, его развитие, результат деятельности субъектов ПП.
Понятие структура (с латинского - строение) – расположение компонентов в системе. структурными компонентами ПП является: цель, содержание, деятельность педагога и учащихся, результат. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему. Поэтому они получили следующие названия: целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Структура ЦПП:
1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;
2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;
3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;
4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.
Этапы ПП:
Этапы – последовательность развития ПП. Выделяют 3 этапа:
1) подготовительный – здесь решаются следующие важные задачи:
а) целеполагание – конкретные задачи достигнутые на определенном отрезке ПП в конкретных условиях;
б) педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на выявление полученных знаний, условий и обстоятельств, в которых будет протекать ПП (информация о реальных возможностях педагогов и учеников);
в) прогнозирование – предварительно оценить результативность в имеющихся конкретных условиях;
г) проектирование – план или итоговый документ, в котором определено кому, когда и что нужно делать;
2) основной – здесь рассматриваются: система обобщения, которая включает в себя взаимосвязанные элементы:
а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
б) взаимодействие педагогов и учащихся;
в) создание благоприятных условий для обучения;
г) связь ПП с другими процессами.
Важная роль в ПП отводится обратной связи – основа качественного управления ПП, его развитием и укреплением. Обратная связь – передача знаний от учащихся к учителю. Прямая – от учителя к ученику. Поэтому обратная связь является более эффективной в ПП, т.к. учащиеся участвуют в активной мыслительной деятельности.
3) заключительный – анализ достигнутых результатов. Он необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок. Анализируя мы учимся сами. Анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Основными характеристиками педагогического процесса являются:
1. целенаправленность
2. двусторонность
3.целостность
Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).
Педагогический процесс предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Двусторонность. Из определения понятия педагогического процесса с полной очевидностью вытекает наличие в нем двух сторон.
С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности.
С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.
Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.
Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.
Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.