Задание
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Сияет снег, слепит глаза. Деревья застыли в оцепенении и не дышат. Идёшь по тропке, и в ушах слышится нарастающий звон безмолвия.
Вдруг лёгкий шорох заставил меня обернуться. Поляну(сущ.)большими(прил.)скачками(сущ.)пересекала(гл.)белка(сущ.). (4) Пушистый, красивый зверёк остановился на кочке и замер, словно предлагая полюбоваться собой. Я стоял неподвижно, боялся испугать рыжую красавицу и чувствовал, как размягчается душа, наполняется добротой(2) сердце. От красоты люди становятся искренними, отзывчивыми друг к другу и к природе.
Белочка покрутила изящной головкой с острыми ушками и вскочила на раскидистое дерево. Оттуда перемахнула на высоченную сосну и затерялась(3) между черными стволами.
А я шел и радовался, что рядом скачет по ветвям маленькая лесная хозяйка.
(По В. Николаеву)
Задание
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — добротой – окончание ОЙ, основа ДОБРОТ, корень ДОБР, суффикс ОТ.
Доброта – добро + от (суф.);
(3) —
1) затерялась – гл.
2) инф. – затеряться
3) возврат.,с.в.,непереход.,1спр.
4) Из.н.,пр.вр.,ед.ч.,ж.р.
5) Сказуемое.
(4) — повеств.,невоскл.,прост.,распр.,не осл.
Задание
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Большими(8б. и 7зв.) – Ь не обозначает звука.
Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
ГазопровОд, звонЯт, кУхонный, повторИт.
Задание
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Многочисленные(прил.) ручьи(сущ.) впадают(гл.) в(пр.) это(мест.) озеро(сущ.) и(с.) приносят(гл.) сто(числ.) тонн(сущ.) солей(сущ.).
Задание
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) трёхсот лет
2) широк ая авеню
3) более серьёзная проблема
4) трое друзей
Задание
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Детёныши этой обезьяны пугливы и шустры.
2) Снег держался в ельниках и в конце апреля.
3) Весенние реки мутные и полноводные.
4) Боровик - особая персона в грибном царстве. Подлежащее и сказуемое выражены сущ. В и. п.
Задание
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Осенние листья сохнут теряют свои яркие краски и мягким ковром покрывают тропинки.
2) Ёлка стояла посреди комнаты и Мишка ловко развешивал на ней игрушки.
3) Ты взойди скорей, солнце ясное, одари теплом землю-матушку! Солнце ясное – обращение.
4) Ласточки притихли и попрятались но тяжёлая туча всё висит над двором.
Задание
Определите и запишите основную мысль текста.
В разные времена и в разных странах баскетбол всегда являлся любимым и зрелищным видом спорта.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
(1)Прапрадедушка современного баскетбола назывался «пок-та-пок». (2)Этой игрой более 2500 лет назад увлекались индейцы из племени инков, майя и ацтеков, которые жили на земле нынешней Мексики. (3)Площадка для игры была окружена высокой каменной стеной, на противоположных концах которой высоко висело по деревянному кольцу. (4)Две команды по 3—4 человека в каждой соревновались, кто забросит больше шаров в кольцо противника. (5)Сделать это было трудно: по тогдашним правилам играть разрешалось только локтями, коленями или бёдрами. (6)Игравшего кистями строго наказывали.
(7)Второе рождение баскетбола относят к 1890 году. (8)Доктор Нейсмит − преподаватель физкультуры в американском институте — обратил внимание на то, что уроки физкультуры проходят из рук вон плохо. (9)Нейсмит придумал, как растормошить скучающих студентов. (10)Он прикрепил корзины из-под персиков к ограждению вокруг зала и предложил своим питомцам бросать в них футбольный мяч. (11) «Как называется эта игра?» — поинтересовался директор. (12)»Пока она безымянная», — ответил Нейсмит. (13)Но тут же возразил: «А собственно, почему безымянная? (14)Играют в неё мячом, бросают его в корзину, так пусть игра называется «мяч-корзина» — «бол-баскет» или, ещё лучше, «корзина-мяч» — «баскетбол»«. (15)Играли в «корзину-мяч» по 9 человек в каждой команде, потому что студентов в группе, которая первой освоила баскетбол, было 18. (16)Вскоре весть о новой игре разнеслась по всему институту, и многие студенты-зрители приходили «поболеть».
(17)Со времени первых матчей прошло много лет, но баскетбол знают и по-прежнему любят во всём мире. (18)Это один из самых зрелищных и азартных видов спорта.
(По Г. Юрмину)
Задание
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
1. Далёкий предок баскетбола.
2. Второе рождение баскетбола.
3. Баскетбол — зрелищная и любимая всеми игра.
Задание
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о находчивости преподавателя физкультуры?
Преподаватель физкультуры решил сделать свои уроки интересными. Он прикрепил корзины из-под персиков к ограждению вокруг зала и предложил бросать в них футбольный мяч.
Задание
Определите и запишите лексическое значение слова «забросить» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Забросить — бросить, метнуть куда-нибудь.
Сестра и забросила свои занятия музыкой.
Задание
Определите стилистическую окраску слова «растормошить» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Растормошить(разг.) — расшевелить, разбудить.
Задание
Объясните и запишите значение фразеологизма находить общий язык. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Находить общий язык – достигать взаимопонимания.
Мы переехали в другой район, и теперь я пойду в другую школу. Но я умею быстро находить общий язык с ровесниками, поэтому с радостью жду начала учебного года.