Тема: «Предметы и задачи педагогики».
Вопрос 1.
Основные пед. категории и понятия (категориальный аппарат педагогики).
Предметом исследования педагогической науки в обществе является процесс воспитания подрастающих поколений. Поэтому пед. науку можно назвать наукой о воспитании.
В широком смысле «воспитание» — это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к жизни в обществе.
В узком смысле «воспитание» - это процесс организованной специальной деятельности по формированию определенных качеств, убеждений, взглядов в условиях обр. учреждения (эстетическое воспитание, нравственное воспитание, физическое воспитание, правовое, экологическое и др.).
Образование-это целенаправленный систематич. процесс и результат овладения определенной системой научных знаний, умений и навыков.
Обучение – это специально организованный целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями, навыками и формирование мировоззрения.
Самовоспитание – это целенаправленный систематический процесс по формированию у себя желаемых качеств, черт и форм поведения.
Самообразование – это целенаправленный систематический процесс, связанный с формированием у себя определенной системы знаний в интересующей области наук.
Междунаучные категории и понятия.
Они используются в других науках, связанный с изучением человека.
Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов (экологических, социальных, экономических и др.).
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
|
Педагогическая наука выполняет в обществе след. функции:
1) Социальная заключается в подготовке молодого поколения к жизни в обществе через передачу опыта от старшего поколения младшему.
2) Практическая заключается в том, что в ходе обучения и воспитания молодое поколение готовится к труд. деятельности, что способствует развитию общества.
3) Прогностическая состоит в том, что пед. наука прогнозирует процессы развития общества и стратегию развития образования (основные тенденции и направления) на ближайшие годы.
4) Научная заключается в том, что пед. наука разрабатывает новые проблемы в воспитании и образовании, новые концепции в организации учебной и воспитательной работы в соответствии с требованиями современного общества.
Т.О. Современная пед. наука имеет свой аппарат исследования, различные пед. категории и понятия, которые систематически совершенствуются и дополняются с развитием общества, пед. теории и практики.
Вопрос 2.
История становления и развития педагогики (образование как социальный феномен).
Пед. наука как древняя отрасль человеческих знаний возникает с возникновением человеческого общества из потребности передавать необходимые знания последующим поколениям.
Знания, которые передавались в период первобытного общества были примитивны и усваивались в непосредственной деятельности (в охоте, в изготовлении одежды, добычи огня и т.д.). Они постоянно усложнялись с развитием общества до настоящего времени.
В период рабовладения наиболее известными являются две системы воспитания, которые получили продолжение и развитие в последующие века. Это спартанская и афинская системы воспитания.
|
В период феодализма системы воспитания феодалов также были различны:
-светские феодалы(рыцари) должны были овладеть семью рыцарскими добродетелями.
-духовные феодалы (служители церкви) обучались всем наукам.
Образование и воспитание на Руси появляется как система, свод законов в 12 веке, когда князь Владимир Мономах издает свой труд «поучение князя Владимира Мономаха детям».
В 17 веке вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Славинецкий. Его труд «Гражданство обычаев детских» излагал правила поведения детей в семье и в общественных местах. Значимой была деятельность такого педагога и просветителя как Симеон Полоцкий, который открыл в Москве при Спасском монастыре школу славяно-греко-латинского языка. Он был воспитателем Петра I и разработал проект академии, которая была открыта в 1687 г. Он считал, что обучению одинаково поддаются все дети, выступал против «врожденных идей». Большое значение уделял среде, в которой воспитывается ребенок, к примеру, родителей и учителей.
Михаил Васильевич Ломоносов разработал отечественную систему подготовки научных кадров. Открыл первый в истории России университет, написал учебники на русском языке (российскую грамматику, риторику, физику, математику).
Большой вклад в просвещение в 18 веке внес Иван Иванович Битской, который написал трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Этот труд использовался для обучения дворян.
Николай Иванович Новиков создавал первый в истории России журнал «Детское чтение для сердца и разума».
Большое значение имели труды Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Ивановича Пирогова, Петра Федоровича Лесгафта, Льва Николаевича Толстого, Петра Федоровича Каптерева и других авторов.
Т.О. Воспитание как основная пед. категория, имеет социальную природу, носит исторический и общечеловеческий характер, зависит от социальных условий и продолжает развиваться в условиях современных требований.
Вопрос 3.