Региональная политика Единой России




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Международная высшая школа управления

 

Доклад по дисциплине

«Введение в регионоведение»

На тему «Проблемы регионализма в современной России»

 

Выполнили: студентки группы 2154/2

 

Бадасян. Л.Г.

Богаева В.А

 

 

Санкт-Петербург

Содержание:

1. Общие проблемы………………………………………………………...3

2. Региональная политика Единой России………………………………..7

3. Региональные программы системной оппозиции……………………..9

4. Региональные программы внесистемной оппозиции…………………10

5. Заключение……………………………………………………………….12

6. Список используемой литературы………………………………………13

 

Общие проблемы

 

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация, частью которой является экономическая и политическая интеграция. Регионализм -- это различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций. Являясь производным от понятия «регион», регионализм может быть связан, во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутригосударственных территориальных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной природно-географической среды и соответствующего ей хозяйственного уклада, специализации региона в рамках национальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры, местных проявлений единой национальной культуры и т.п.

В трудах всемирно известной организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD), периодически обобщающей опыт разных стран и издающей соответствующие материалы. Отмечается, что объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов, в условиях предпринимательства и т. д. Региональная политика выступает в форме государственного вмешательства в разные подсистемы региона, причем не только в экономическую.

Цель региональной политики - свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран - членов Европейского союза).

 

Внутригосударственный регионализм в России имеет двойственную природу. С одной стороны, он существует в рамках действия базовых тенденций мирового развития. С другой - здесь, очевидно, существует российская специфика, связанная со следующими факторами:

· возникшими новыми задачами, связанными с функционированием межрегионального рыночного и информационного пространства;

· величиной территории России;

· дифференциацией природных условий;

· пространственным рассредоточением элементов производитель ных сил на обширной территории России;

· необходимостью проведения согласованной межрегиональной структурной, инвестиционной, социальной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, экологической и научно-технической политики;

· целесообразностью перевода многих функций государственного управления на региональный уровень.

Сегодня, очевидно, что федеральные органы управления даже в условиях централизации не способны решить все местные проблемы, более того, они и не должны их решать. Практика управления дальневосточной энергетикой из федерального центра это подтвердила достаточно убедительно. Однако в России недопустим стихийный характер реформирования территориального управления. Целесообразен иной вариант, при котором центральное правительство изначально берет на себя функцию оптимизации управления.

Распад Российской Федерации, особенно в условиях экономического хаоса и незавершенности государственных преобразований, имел бы для регионов губительные последствия, ввергая население в нищету. регионы сознательно создавали оппозицию центральной власти, скорее они просто принимали на себя ответственность за исполнение властных функций, преодолевая по мере возможности асимметричность российской модели федерации, которая связана как с различным уровнем полномочий и привилегий субъектов РФ, так и с разницей потенциалов регионов. Существовал еще один аспект проблемы. Ряд экспертов, причем не только в России, но и за ее пределами, указывали на то, что «…Россия столь велика и разделена на множество частей, и в связи с тем, что нерусские регионы в рамках Федерации теперь, кажется, пользуются специальными привилегиями, многие русские, проживающие за пределами Москвы, сейчас рефедерализируют страну снизу. Итак, отметим, что в 1990-1999 гг. у региональных и местных органов власти преобладало возрастающее желание участвовать во все более широком круге проблем экономического и политического управления. Субъекты Российской Федерации не имели возможности объединиться во внутригосударственные регионы, или же сами не желали этого. Вместе с тем необходимость добиваться реализации местных интересов заставляла регионы искать какие-то иные дополнительные ресурсы для укрепления собственного потенциала. Нарастающая автономизация, замыкание всей жизни в пределах региона приводят к реальной горизонтальной дифференциации экономического пространства. Этому способствовало и резкое уменьшение (вследствие реформы естественных монополий) пространственной мобильности населения, сокращение всех межрегиональных связей и контактов. Чтобы четко поставить задачи региональной политики и выбрать подходящие средства их решения, необходимо в первую очередь выявить причины пространственных (региональных) неравенств, т. е. установить объекты вмешательства.

К их числу относятся:

1) - резкие различия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в отдельных регионах страны (Российская Федерация наиболее контрастная страна мира, включающая как Арктику, так и регионы с климатом пустынь и полупустынь);

2) - масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, которые определяют «продуктивность» регионов. Этот фактор влияет не только на сельское хозяйство, рыболовство, добычу ископаемых и лесное хозяйство, но и на условия размещения промышленности и жизни людей;

3) - периферийное или глубинное положение региона, вследствие чего повышаются транспортные расходы, растут цены и сужается рынок сбыта. Плохие транспортные и коммуникационные связи периферийного региона затрудняют его экономическое развитие;

4) - устаревшая структура производства, запаздывание с введением инноваций;

5) - агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселение);

6) - тенденции в экономическом развитии страны (в периоды экономического роста в так называемых отсталых регионах возникают новые фирмы, что обусловливает хозяйственную активность, а на стадии стагнации активность падает);

7) - стадия технологического развития, влияющая на те или иные виды производства товаров (сырьевые ресурсы, промежуточные продукты, товары конечного потребления, услуги и т. д.);

8) - политические условия, формы общей и региональной политики; институциональные факторы: степень региональной автономии, история развития и др.;

9) - физические факторы размещения: наличие или отсутствие гаваней, аэропортов, транспортных систем, промышленных площадок, обеспеченность телекоммуникационными системами и др., т. е. производственная инфраструктура (в принятой у нас терминологии);

10) - большой внешний контроль над фирмами или малый удельный вес фирм, основанных местными предпринимателями;

11) - социально-культурные факторы: степень урбанизации, образованность населения, наличие научных центров и др.

Этими причинами можно объяснить многие пространственные неравенства в социально-экономическом состоянии регионов России (субъектов Федерации и их частей). Кроме них в настоящее время можно отметить и такие причины пространственных неравенств в РФ, как:

· - разная интенсивность проведения в пространстве и во времени коренных экономических преобразований (например, процессов разгосударствления собственности);

· - недоучет региональных последствий проведения федеральной экономической макрополитики (например, последствий либерализации цен на общественно значимые товары и услуги, такие как энергоносители и транспорт);

· - незаконченность процесса разграничения прав между федеральным правительством, администрацией субъектов Федерации и органами местного самоуправления в сферах решения социальных проблем и воздействия на экономику;

· - неравномерность в пространственном охвате, в скорости распространения и в глубине экономического спада;

· - распад единого экономического пространства СССР (РСФСР), формирование на территории Федерации локальных рынков товаров и услуг;

· - неконтролируемый процесс дифференциации доходов населения (снижения уровня жизни) как между отдельными слоями, так и в региональном разрезе, сопутствующий кризису и введению разных форм собственности;

· - бессистемное (слабо обоснованное) предоставление отдельным субъектам Федерации льгот и преференций от федерального правительства для социальной поддержки населения и др.

 

 


Региональная политика Единой России

 

Следует отметить сделанные президентом рекомендации губернаторам о необходимости избавляться от избыточных СМИ, находящихся в их ведении, и его требование расширить доступ оппозиции к средствам массовой информации.

Говоря же об институциональных изменениях, прежде всего приходят на память декабрьские инициативы Владимира Путина об изменении порядка назначения губернаторов, дополненные идеями Дмитрия Медведева о реконструкции смешанной системы формирования депутатского корпуса Госдумы.

Самым нашумевшим событием региональной политики 2011 года стала декабрьская инициатива Владимира Путина о возвращении элементов выборности губернаторов (хотя предложенную им схему следует считать компромиссной и во многом идет речь о сохранении назначаемости региональных глав). Причем Дмитрий Медведев поручил внести закон о выборах губернаторов в Госдуму до 15 февраля будущего года, т.е принят он будет, скорее всего, уже параллельно с президентскими выборами.

Путин пошел дальше требований парламентской оппозиции и его действия получили от ряда наблюдателей характеристику «уступок вне системной оппозиции».

Логика подобной характеристики есть: в частности, во многом предложение о частичном возвращении к выборности было озвучено для того, чтобы перебить аналогичный предвыборный козырь Михаила Прохорова. У данного решения были куда более серьезные фундаментальные основания, о желании усилить легитимацию губернаторов на фоне ухудшения электоральных показателей партии власти послужило здесь лишь поводом.

Фундаментальная причина:

Общее повышение ответственности, полномочий и обязанностей губернаторов, постепенно со всей большей очевидностью выстраивавшейся в течении всего уходящего года. При этом использовались как системный, так и оценочный подход.

 

Системный же подход заключался в трех факторах:

1) В уходящем году был завершен подготовительный этап усиления регионального уровня управления страной

2) Вторым фундаментальным фактором,приведшим к принятию решения о введении частичной выборности губернаторов, объективно послужили итоги очередного этапа противостояния региональных властей с муниципалитетами.

3) В-третьих «прощупывали почву» в течении года и сами губернаторы, многие из которых в большей степени ощущают себя не чиновниками,а политиками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: