Современная пед. наука развивалась в составе философии, которая до 17 века была основой всех без исключения наук.
Основной базовой наукой является общая педагогика как наука об общих закономерностях процесса обучения и воспитания детей. Она включает разделы:
1) Основы общей педагогики.
2) Дидактика (теория обучения и образования).
3) Теория воспитания.
4) Основы управления образованием.
Общая педагогика прошла длительный путь развития до 21 века и постепенно от общей педагогики стали отделяться различные отрасли пед. знаний:
1) История педагогики (образования) занимается вопросами развития образования на различных этапах становления общества.
2) Возрастная педагогика изучает особенности воспитания и развития человека на различных этапах возрастного развития.
2.1.Преддошкольная педагогика (обучение и воспитание детей до 3 лет).
2.2.Дошкольная педагогика (воспитание и обучение детей от 3 до 6(7) лет).
2.3. Педагогика младшего школьного возраста (особенности воспитания и обучения с 6-7 до 10-11 лет).
2.4.Педагогика среднего школьного возраста (подростковая) (от 11 до 15 лет).
2.5. Педагогика старшего школьного возраста(юношества) (от 15 до 18 лет).
3) Специальная педагогика (коррекционная) занимается вопросами обучения, воспитания детей с психическими или физическими отклонениями. Она включает в себя:
1) сурдопедагогика (воспитание глухих и слабослышащих);
2) тифлопедагогика (воспитание и обучение слепых и слабовидящих);
3) логопедия (воспитание детей с нарушениями речи);
4) олигофренопедагогика (воспитание и обучение умственно-отсталых детей).
4) Профессиональная педагогика:
-военная педагогика изучает вопросы подготовки и переподготовки военных кадров;
-театральная педагогика занимается вопросами воспитания деятелей культуры и искусства;
-исправительно-трудовая педагогика изучает организацию процессов перевоспитания в местах лишения свободы.
5) Частные методики предполагают применение общих требований и закономерностей учебно-воспитательного процесса в преподавании отдельных учебных дисциплин. Частные методики бывают в области воспитания и в области обучения. В области обучения частными методиками являются:
-методика обучения ИЗО
-методика обучения математике
-методика обучения физкультуре
-методика обучения музыке
И др.
В области воспитания также существуют частные методики:
-методика воспитания в семье;
-методика воспитания в школе-интернате;
-методика воспитания в группе продленного дня.
Педагогическая наука тесно связана с науками, которые изучают человека и, прежде всего, с общественными науками. Поскольку все науки отделились от философии, педагогика до сих пор тесно связана с философией как наукой о законах развития общества. Философия дает основу для изучения всех педагогических явлений, процессов, понятий. Она понимает окружающую материю как постоянно изменяющуюся (все течет, все изменяется) →воспитание тоже постоянно будет изменяться и зависит от социальных условий. Его содержание и формы будут обусловлены социальными условиями.
Этика как общественная наука о культуре поведения, предполагает решение задач нравственного воспитания, формирования представлений у детей о добре и зле, порядочности и отсутствию культуры.
Социология как наука прослеживает развитие и взаимодействие детей с окружающей средой, ее влияние на положение человека в обществе.
Эстетика как наука о красоте окружающего мира дает возможность формировать у школьников чувство прекрасного, понимание красоты окружающей природы, разницу между прекрасным и ужасным в искусстве и литературе.
Экология дает возможность получать информацию о затратах бюджетных средств на проблемы обучения и образования.
Демография занимается проблемами народонаселения и рождаемости, что дает возможность планировать деятельность сферы пед. услуг в зависимости от прироста населения.
Психология как наука об особенностях психической деятельности детей изучает основные психические процессы, происходящие в учебной деятельности школьника.
Педагогика тесно связана с биологией и ее отраслями.
Физиология и анатомия определяют влияние физического развития детей на их умственную и духовную деятельность.
Школьная гигиена определяет санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса (температурный режим +18 - +220С, режим проветривания, режим освещения, определение учебной нагрузки-не более 6 часов в день).
Математика дает возможность при организации пед. процесса использовать математические методы подсчета результатов, определения качества знаний, построения схем и графиков результативности и успеваемости.
Т.О. Пед. наука, накопив значительный опыт в процессе своего развития проходит этап дифференциации отдельных отраслей пед. знаний. Как социальная и развивающая наука, педагогика тесным образом связана с общественными науками (психологией), математическими науками, которые способствуют ее дальнейшему становлению и развитию.