Система пед. наук. Связь педагогики с другими науками.




Современная пед. наука развивалась в составе философии, которая до 17 века была основой всех без исключения наук.

Основной базовой наукой является общая педагогика как наука об общих закономерностях процесса обучения и воспитания детей. Она включает разделы:

1) Основы общей педагогики.

2) Дидактика (теория обучения и образования).

3) Теория воспитания.

4) Основы управления образованием.

Общая педагогика прошла длительный путь развития до 21 века и постепенно от общей педагогики стали отделяться различные отрасли пед. знаний:

1) История педагогики (образования) занимается вопросами развития образования на различных этапах становления общества.

2) Возрастная педагогика изучает особенности воспитания и развития человека на различных этапах возрастного развития.

2.1.Преддошкольная педагогика (обучение и воспитание детей до 3 лет).

2.2.Дошкольная педагогика (воспитание и обучение детей от 3 до 6(7) лет).

2.3. Педагогика младшего школьного возраста (особенности воспитания и обучения с 6-7 до 10-11 лет).

2.4.Педагогика среднего школьного возраста (подростковая) (от 11 до 15 лет).

2.5. Педагогика старшего школьного возраста(юношества) (от 15 до 18 лет).

3) Специальная педагогика (коррекционная) занимается вопросами обучения, воспитания детей с психическими или физическими отклонениями. Она включает в себя:

1) сурдопедагогика (воспитание глухих и слабослышащих);

2) тифлопедагогика (воспитание и обучение слепых и слабовидящих);

3) логопедия (воспитание детей с нарушениями речи);

4) олигофренопедагогика (воспитание и обучение умственно-отсталых детей).

4) Профессиональная педагогика:

-военная педагогика изучает вопросы подготовки и переподготовки военных кадров;

-театральная педагогика занимается вопросами воспитания деятелей культуры и искусства;

-исправительно-трудовая педагогика изучает организацию процессов перевоспитания в местах лишения свободы.

5) Частные методики предполагают применение общих требований и закономерностей учебно-воспитательного процесса в преподавании отдельных учебных дисциплин. Частные методики бывают в области воспитания и в области обучения. В области обучения частными методиками являются:

-методика обучения ИЗО

-методика обучения математике

-методика обучения физкультуре

-методика обучения музыке

И др.

В области воспитания также существуют частные методики:

-методика воспитания в семье;

-методика воспитания в школе-интернате;

-методика воспитания в группе продленного дня.

Педагогическая наука тесно связана с науками, которые изучают человека и, прежде всего, с общественными науками. Поскольку все науки отделились от философии, педагогика до сих пор тесно связана с философией как наукой о законах развития общества. Философия дает основу для изучения всех педагогических явлений, процессов, понятий. Она понимает окружающую материю как постоянно изменяющуюся (все течет, все изменяется) →воспитание тоже постоянно будет изменяться и зависит от социальных условий. Его содержание и формы будут обусловлены социальными условиями.

Этика как общественная наука о культуре поведения, предполагает решение задач нравственного воспитания, формирования представлений у детей о добре и зле, порядочности и отсутствию культуры.

Социология как наука прослеживает развитие и взаимодействие детей с окружающей средой, ее влияние на положение человека в обществе.

Эстетика как наука о красоте окружающего мира дает возможность формировать у школьников чувство прекрасного, понимание красоты окружающей природы, разницу между прекрасным и ужасным в искусстве и литературе.

Экология дает возможность получать информацию о затратах бюджетных средств на проблемы обучения и образования.

Демография занимается проблемами народонаселения и рождаемости, что дает возможность планировать деятельность сферы пед. услуг в зависимости от прироста населения.

Психология как наука об особенностях психической деятельности детей изучает основные психические процессы, происходящие в учебной деятельности школьника.

Педагогика тесно связана с биологией и ее отраслями.

Физиология и анатомия определяют влияние физического развития детей на их умственную и духовную деятельность.

Школьная гигиена определяет санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса (температурный режим +18 - +220С, режим проветривания, режим освещения, определение учебной нагрузки-не более 6 часов в день).

Математика дает возможность при организации пед. процесса использовать математические методы подсчета результатов, определения качества знаний, построения схем и графиков результативности и успеваемости.

Т.О. Пед. наука, накопив значительный опыт в процессе своего развития проходит этап дифференциации отдельных отраслей пед. знаний. Как социальная и развивающая наука, педагогика тесным образом связана с общественными науками (психологией), математическими науками, которые способствуют ее дальнейшему становлению и развитию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: