Тема 2. Культурное мышление менеджера
Коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Диалог.
Диалектика мысли.
Культура речи.
Типология стилей мышления руководителей. Характеристика и диагностика стилей мышления.
Коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
По утверждению Л.Н. Толстого главное дело совершенствования — работать над мыслями. Умение «работать над мыслями» — признак развитой логической культуры человека. Еще одним элементом здесь являются коммуникации. Коммуникации (от лат. соттипiко - делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле слова означают процесс обмена смысловым значением информации между двумя или более людьми.
Коммуникации в менеджменте представляют собой процесс обмена ин-формацией между субъектом и объектом управления, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия па него.
В теории менеджмента коммуникации являются связующим процессом четырех основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля, поскольку для их реализации необходимы передача и обмен информацией.
Главная цель коммуникации - обеспечить, чтобы тот, кому адресована информация, однозначно понял, что имеет в виду тот кто ее посылает. К коммуникациям могут быть отнесены факты, намерения, взгляды и прочее.
Коммуникации, построенные должным образом, способствуют обеспечению организационной эффективности. Это означает, что менеджмент организации всегда располагает объективной информацией, необходимой для принятия решений, в нужное время.
|
Коммуникабельность, являясь одной их характеристик эффективного менеджера, означает способность к общению в совместной работе, общительность.
Коммуникации относительно организации подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние коммуникации - это коммуникации с внешней средой, цель которых - удовлетворение информационных потребностей организации. Они позволяют правильно строить стратегию и тактику действий, получать информацию о состоянии рынка и действиях конкурентов, а также различную нормативную и справочную информацию. С помощью внешних коммуникаций организация устанавливает отношения с государственными органами, общественностью, поставщиками и клиентами
Внутренние (внутриорганизационные) коммуникации способствуют осуществлению производственно-хозяйственной деятельности организации и устанавливают связь между подразделениями, внутри них. между отдельными членами организации и уровнями власти
В рамках организации коммуникации обычно устанавливаются в трех направлениях: сверху вниз, снизу вверх и в горизонтальной плоскости, при этом коммуникации призваны удовлетворять разные уровни принятия решений.
В нынешних условиях особо возрастает роль культуры мышления и социального действия, в том числе и у менеджеров. Это связано с расширением применения демократического принципа плюрализма мнений, верований, идеалов, политических воззрений с необходимостью вести диалог и переговоры, приходить к согласию, участвовать в коллективных действиях, стремиться к общим целям, добиваться взаимной выгоды.
|
Односторонние суждения и поспешные действия ведут к дорогостоящим ошибкам, напрасным тратам сил. К тому же не редкость, когда не совпадают мысль, слово и дело. Часто поведение человека не согласуется с провозглашаемыми им истинами, что опять-таки является свидетельством недостатка культуры.
Значительной составляющей общей культуры человека, и менеджера в частности, является культура мышления, которая понимается как определенный уровень развития способностей человека к адекватному воспроизведению в суждениях и других мыслительных формах объективной логики существования и своей собственной жизни.
Культура мышления — не врожденное качество; она формируется и развивается в результате изучения человеком окружающей реальности и постижения знаний, накопленных человечеством.
В распоряжении менеджера имеется ряд способов повышения уровня культуры мышления, например, обогащение личного интеллектуального опыта интеллектуальным опытом других людей путем изучения художественной и научной литературы. Но несовершенством подобного варианта развития культуры мышления является, во-первых, то, что чтение, как правило, носит беспорядочный характер и, во-вторых, не оказывает содействие осознанному изучению законов, форм, правил, приемов познавательной деятельности мышления, которые и составляют основу культуры мышления.
Основным средством преодоления этих недочетов является изучение логики как теории мышления.
Культура мышления как определенный уровень формирования мыслительных способностей менеджера в существенной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека отвечает законам и требованиям логики. Необходимо уточнить, что усвоение в совершенстве законов и требований логики является тем необходимым, без которого невозможна культура мышления.
|
Напрашивается вопрос, настолько нужно знание теории логики для того, чтобы правильно мыслить. Можно ведь рассуждать логично, не вдаваясь в правила логики и не изучая их, точно так же, как люди излагают свои мысли, не зная грамматики.
Практически все люди следуют законам логики, не осознавая их и даже не зная об их существовании. При этом они руководствуются естественной логикой, применяя логические законы несознательно, стихийно, что вызывает у них представление о том, что мышление может обойтись и без анализа и контроля. Но ведь цель и задача логики — научить человека верно мыслить, не совершать логических ошибок и выявлять их в рассуждениях других людей.
Неосознанно сформированное умение рассуждать не дает гарантии точности даже обыденного мышления, не говоря уж о мышлении научном. Изучение основ логики дает возможность осмысленного использования законов логики при решении конкретных практических задач, позволяет правильно сформировывать интеллектуальную деятельность и потому содействует повышению уровня логической культуры, а вместе с тем и эффективности мышления.
Современная логика состоит из двух взаимосвязанных и вместе с тем относительно самостоятельных наук — диалектической логики и формальной логики, которые имеют один объект изучения — мышление. Вследствие этого верная трактовка диалектической и формальной логики исключает как их противопоставление, так и отождествление.
Диалектическая логика — это наука о законах и формах теоретического мышления. Она изучает мыслительные формы в их происхождении, формировании и взаимосвязи. Изучая законы развития человеческого мышления, диалектическая логика формирует соответствующие им методологические принципы и требования. Важнейшими из них являются: 1) требований объективности и всесторонности изучения предмета; 2) раздвоение единого на противоположности; 3) восхождение от абстрактного к конкретному; 4) принцип историзма; 5) принцип единства исторического и логического.
Все перечисленные принципы и требования являются основой культуры мышления.
Однако для освоения требований и принципов диалектической логики требуется и безупречное знание формальной логики, законы и правила которой представляют собой тот минимум, без которого невозможна логическая культура мышления.
Современная логика включает как учение о структурах мысли традиционной («формальной») логики, так и теорию выводного знания с применением математических методов и специального аппарата символов; особые разделы логики ныне образуют логика норм, логика оценок, логика решений, логика предпочтений и др.
Вместе с тем ядро логической культуры составляют несколько основных положений. Ими выражены правила (законы), которым должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.
Первое правило: при размышлениях (в разговоре, в дискуссии, в сочинениях) о каком-либо предмете необходимо, чтобы мыслимая вещь оставалась той же самой.
Второе правило: если вы стремитесь к истине в своих рассуждениях, в диалоге с другим человеком, то воздерживайтесь от несовместимых высказываний о предмете мысли. Так, нельзя представить, чтобы бумага была в одно и то же время и белой, и цветной, например, синей. «А» не может в одно и то же время быть «б» и «не В», или «из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложным» — такова суть логического закона противоречия.
Третье правило: когда вам нужна определенность в выводе, помните: при взаимоисключающих суждениях о предмете третьего не дано. Вещь должна быть или черной, или нечерной; растения могут быть или лиственными, или нелиственными. Животные могут быть или позвоночными, или непозвоночными. Действия человека могут быть или гуманными, или негуманными. «При двух суждениях, из которых одно утверждает то, что другое отрицает («А есть В» и «А есть не б»), не может быть третьего, среднего суждения» — это повеление логического закона исключенного третьего.
Четвертое правило: культурного человека, соответственно и менеджера, отличает умение мыслить, принимать решения и действовать со знанием дела, стремиться опираться в своих суждениях на определенное логическое обоснование. В правильном рассуждении наши мысли внутренне связаны, вытекают одна из другой.
Таким образом, определенность мысли (закон тождества), ее непротиворечивость (закон противоречия), последовательность в суждениях (закон исключенного третьего) и обоснованность утверждений (закон достаточного основания) – вот главные требования, предъявляемые логикой к человеческому мышлению во всех ситуациях социального взаимодействия, о чем нужно помнить всегда, а особенно во время дискуссии и спора.
Диалог.
Менеджерам постоянно приходится убеждать кого-то в своей правоте, выслушивать чужую точку зрения, доказывать собственное мнение, приходить к согласию в решении спорного вопроса.
Умение вести плодотворный диалог стало необходимостью в нынешние времена. Ведь сейчас повсеместно и настоятельно требуется взаимопонимание людей с разными воззрениями и опытом жизни, различными убеждениями и верованиями. Спорят друзья и противники, «отцы и дети»; в дискуссиях ученых рождаются новые гипотезы и теории; в дипломатических переговорах находят общий язык и приходят к нужному согласию политики. Разумный диалог способствует разрешению конфликтов, снимает напряженность между людьми, позволяет им добиваться сближения своих точек зрения по спорным вопросам. К тому же в процессе диалога обе стороны получают новую информацию, новые идеи и смыслы. В многоаспектном диалоге утверждается в обществе демократия. По сути своей это проявление гуманных отношений между людьми.
Управлять достойно для менеджера — значит общаться с другими людьми, согласуя их суждения с собственными мыслями. Из этого следует необходимость учиться культуре диалога.
Диалог (беседа, спор, переговоры, дискуссия) — это разговор между двумя или несколькими лицами с использованием возражений, вопросов и ответов. Именно так любил вести беседы знаменитый Сократ. В разговоре с ним каждый имел право высказывать свое мнение и защищать его, ставить вопросы и ожидать на них обоснованные ответы. При таком «сократовском» диалоге собеседники занимали равноправное положение.
В науке, политике, при обсуждении крупных общественных проблем широко используется такой вид диалога, как дискуссия. Но чаще всего мы соприкасаемся с диалогом в форме спора. Здесь сталкиваются различные взгляды и мнения, интересы и цели людей. Спорящие стремятся к победе своей точки зрения. Далеко не всегда спор заканчивается выработкой общей позиции и взаимным согласием. Оставаясь при своих мнениях, противники нередко превращают спор в ссору, перебранку.
Человеку свойственно спорить. Даже придумана поговорка: «В споре рождается истина» — хотя следовало бы уточнить, что это происходит не при всяком споре, а лишь в том случае, когда соблюдается культура мысли. Разумеется, речь идет о суждениях по реальным вопросам жизни, а не просто о споре ради спора. Оправдан спор для проверки истины или спор для убеждения, а не спор «ради победы», «спор-спорт», «спор-игра».
В спор легко ввязаться, однако, чтобы рассчитывать на успех в полемике, надо знать и придерживаться в дискуссии некоторых известных в логике рекомендаций. Для начала прежде всего важно установить спорную мысль, а в ходе всего диалога обязательно помнить (в соответствии с законом тождества) о пунктах разногласия. Нужно также различать предмет спора (тезис) и доказательство спорной мысли. Доказательство может быть слабым и малоубедительным, но тезис должен оставаться истинным. И напротив, часто бывает, что спорщики изощряются в обосновании ложного тезиса. В таком случае они прибегают к различным уловкам и софизмам.
Поскольку, как говорят, человеку свойственно ошибаться, в споре тоже не обходится без логических ошибок. Например, часто прибегают к мнимым доказательствам, когда одно суждение доказывается с помощью другого, а последнее, в свою очередь, доказывают с помощью первого. Возьмем случай, когда утверждается, что сочинения известного писателя Н. заслуживают доверия, потому что Н. правдив. Спрашивается: «Откуда известно, что этот писатель правдив?» Отвечают: «Это доказывается содержанием его сочинений». Тут мы встречаемся с ошибкой, называемой «кругом в доказательстве». Подобная логическая ошибка может быть и в определениях: «Шар — это шарообразная поверхность», а также в суждениях: «Школа — учебное заведение, в котором учатся школьники». Подумайте: вы сами не допускаете подобных ошибок?
Всякое нарушение правил логики влечет за собой ошибки в рассуждении независимо от того, сознает ли это участник спора или нет.
Когда же эти ошибки используются вполне сознательно для достижения победы в споре, это уловки. Уловкой называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить его для противника. В устном споре некоторые уловки позволительны — оттягивание возражения постановкой уточняющих вопросов, «разработка» слабых пунктов в доказательстве собеседника и др. Многие же уловки явно недопустимы при культурном диалоге. Непозволительно, например, «срывать спор» грубыми выражениями, неучтивостью; нельзя постоянно перебивать оппонента, не давать ему говорить, угрожать и т.д. Это способы психологического давления в споре. Но есть и чисто логические средства, равно осуждаемые при проведении дискуссии. Особо это касается такого приема, который называется argumentum ad hominem («аргумент к человеку»), т.е. личный, а не объектный аргумент вместо того чтобы доказывать ложность какого-либо мнения, подвергают рассмотрению личность того, кто высказал это мнение, уличают его в «невежестве» и «отсталости», в принадлежности к несимпатичному для читателей и теле-зрителей политическому направлению, намекают на некие семейные неурядицы и т.п. Это доказательство логически самое слабое, но имеет успех у невзыскательной по логическим меркам публики. В споре не следует ни горячиться, ни унывать, ни затрагивать личность. Когда прения перерастают в ссору, лучше замолчать, однако это не значит признать себя побежденным. Тем не менее надо уметь вскрывать в споре софизмы противника, поскольку это дошедшие еще с древних времен логические уловки, намеренные ошибки и хитрости в рассуждениях.
Диалектика мысли.
Теперь предположим, что вы рассуждаете в соответствии с правилами логики, умеете вести диалог с людьми, избегаете софистических уловок. Достаточно ли всего этого, чтобы считать себя человеком развитой культуры мышления? Л.Н. Толстой выработал «Правила для развития обдуманности»: «Всякий предмет осматривай со всех сторон. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы. При всяком деянии рассматривай, сколькими способами оно может быть сделано и который из этих способов лучший. Рассматривай причины всякого явления и могущие от него быть следствия».
Не правда ли, подобная «обдуманность» далеко не исчерпывается навыками правильного логического мышления? Ведь человек — не бесстрастный компьютер, не рассудочная логическая машина. Все мы — живые личности. Каждый из нас в собственных действиях, а тем более участвуя в социальных акциях и общественных делах, опирается на приобретенный опыт жизни, личные и общечеловеческие потребности. Мы часто исходим из индивидуальных ценностных предпочтений и групповых, государственных и национальных интересов. Действия менеджера в большинстве своем диктуются трезвым расчетом, но в них есть место и пылким эмоциям. Здесь логика рассудка, бессознательные импульсы и внезапные озарения нередко взаимодополняют друг друга. В данном случае Л.Н. Толстой в своих «Правилах для развития обдуманности» выразил в какой-то мере то, что иногда называют «логикой вещей», объективной логикой, а то и просто диалектикой.
Мыслить логически и в то же время диалектически — значит усвоить и сознательно стремиться использовать в раздумьях и делах ряд важных советов. Таким образом, мыслить, рассуждать, вести диалог и действовать диалектически означает:
• рассматривать при исследовании, обсуждении и в делах предмет объективно, как он есть сам по себе, во всем многообразии его свойств, как целостную систему;
• брать вещь в ее всесторонней связи и отношениях с другими предметами;
• учитывать возможность изменения самой вещи, ее собственное развитие, собственную жизнь;
• мыслить гибко, сообразуясь с особенностями вещей и объективными процессами природы, социума и человеческой жизни;
• помнить, что логический закон противоречия запрещает совмещение в мысли о вещи противоречащих качеств, но ни в коей мере не отменяет диалектики самих объектов, где всегда взаимопроникают противоположности отдельного и общего, случайного и необходимого, части и целого и т.д.;
• решать любой вопрос применительно к конкретным обстоятельствам времени и места, а также условиям общественно-исторической практики, памятуя, что абстрактной истины нет;
• исходить всегда из того, что важны не сами по себе логика и диалектика или вообще разговоры о них, но прежде всего использование содержащихся на их основе выводов о возможностях развития именно гуманистической культуры мышления и социального действия.
Однако иногда то, что во многих случаях трактуется как диалектика, на самом деле ею не является, а суть прямо противоположный способ мышления – тот же софизм.
Поэтому, если просто с полной основательностью вникнуть хотя бы даже в означенные выше советы, то диалектика – это, в первую очередь, мышление по поводу человеческих проблем, это гуманистическое мышление.
Культура речи.
Уместно напомнить, что в реальной жизни, делах и общении людей логика и диалектика как формы и способы мышления неразрывно связаны с речью, словом. Язык — одна из главнейших составляющих человеческой культуры, непосредственная действительность мысли. Пока мысль не оформлена в слове, она расплывчата и смутна, не очень ясна и тем более не понятна собеседнику. В мышлении важна, прежде всего, ясность мысли.
Как луч неотделим от света, так мысль неотделима от слова. Воплощаясь в слове, понятие приобретает в мышлении особое существование. Выражая понятие в слове, мы чувствуем, что ясно осознаем и вполне овладеваем им, отличаем его от других понятий. Тем самым в языке закрепляются результаты познания. Кроме этого, посредством языка осуществляется понимание и общение людей, проявляется и возвышается их культура. Именно благодаря языку люди поднялись на высоту понятийного осмысления и овладения миром. Да и вообще человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа. Тем самым в его языке находят отражение все тонкости этой культуры.
Для каждого из нас язык — тот канал, по которому приходит огромная доля информации о действительности. Сегодня, в эпоху Интернета, радио и телевидения, человек живет в большей мере в мире слов, чем в мире предметов и пещей. Владея словом, человеку легче овладевать миром вещей, управлять своими действиями и действиями других людей, успешнее проявлять себя в обществе.
Логика и диалектика — это достояние всех людей планеты. Язык же у каждой нации свой. Если говорить о языковой картине мира в целом, то она в основном в сознании всех землян совпадает с логическим отражением действительности. Вместе с тем разные народы имеют собственную языковую картину мира, в которой закреплен общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей. Тем самым в национальных языках выражается способность народа к специфическому видению и пониманию мира, конкретно-этническому переосмыслению исходных значений всех людских понятий.
Чувство слова, понимание глубин родного и других языков усиливает логику мысли, а неряшливость речи и вульгаризмы свидетельствуют об изъянах в культуре человека.