ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА




‘Абдаллах б. Са’д остался править Египтом прославляемым эмиром. Он совершил оттуда три похода. Все они важные: поход в Ифрикию, к черным и «битва мачт». Я расскажу о них в своем месте, если пожелает Аллах.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал нам Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр [со слов] ал-Лайса б. Са’да: Отставка ‘Амра и назначение ‘Абдаллаха б. Са’да править Египтом были в 25 г. {645-46 г.}

/ 175 / Нарушение договора Александрии

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал нам ‘Абдал-лах б. Салих, [передавая сообщение] ал-Лайса б. Са’да [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Нарушился договор Александрии. Румийцы во главе с Мануилом ал-Хаси приплыли на кораблях и пристали в [193] Александрии, и к ним присоединились румийцы, которые были там. А ал-Мукаукис ничего не делал и не нарушал договора.

Когда ‘Усман б. ‘Аффан уже отстранил ‘Амра б. ал-’Аса и назначил правителем ‘Абдаллаха б. Са’да, румийцы высадились в Александрии. Египтяне попросили ‘Усмана утвердить [правителем] ‘Амра, пока он не завершит войну с румийцами, потому что он обладает военными знаниями и [наводит] страх на врагов. ‘Усман так и сделал. У Александрии были [мощные] стены. Амр б. ал-’Ас дал клятву, что, если Аллах даст ему победить румийцев, он обязательно разрушит стены Александрии, так что она станет как дом проститутки, куда можно войти отовсюду. ‘Амр пошел против румийцев с суши и с моря.

Сказал не ал-Лайс, а кто-то другой:

С ал-Мукаукисом соединились копты, которые подчинились ему, а что касается румийцев, то никто из них ему не подчинился.

Хариджа б. Хузафа сказал ‘Амру: «Борись с румийцами, пока не умножилось подкрепление им! Нельзя быть уверенным, что не нарушит договор весь Египет!» ‘Амр возразил: «Нет! Но я призову египтян, так что они придут ко мне. Беда постигнет того, кто ее принес, и посрамит Аллах одних из них при помощи других».

Румийцы вышли из Александрии, и вместе с ними жители селений, которые возмутились. Они стали останавливаться в селениях, пить вино жителей, есть их еду и грабить то, мимо чего они проходили. ‘Амр не трогал их, пока они не достигли Никйуса 655. Мусульмане встретили их на суше и на море. Румийцы и копты начали первыми. Они стали засыпать стрелами воду, так что стрела поразила тогда лошадь ‘Амра в грудь — а ‘Амр был на суше и покрыт пылью, — и он спешился. Затем мусульмане двинулись с моря и соединились с теми, кто был на суше. Враги засыпали мусульман стрелами, и те немного попятились от них. Они бросились на мусульман, те отступили, а Шарик б. Сумай со своей конницей был разбит. Румийцы построились в несколько рядов, один за другим. Тогда выступил вперед один патриций из тех, что приехали из румийской земли, верхом на своем коне, в позолоченных доспехах и стал вызывать на поединок. Против него вышел человек из [пламени] зубайд по имени Хаумал с кунйей Абу Маз-хидж. Они долго сражались копьями, преследуя друг друга. / 176 / Затем патриций отбросил свое копье и взял меч, и Хаумал бросил копье и схватил свой меч, который называли «ан-Наджда». ‘Амр стал звать Абу Мазхиджа, а тот откликнулся: «Вот, я пред тобой!» Люди стояли на берегу Нила, изготовившись к бою и [построившись] в ряды. Некоторое время оба бойца сходились друг с другом, с мечами [в руках], затем патриций напал на Хаумала. Тот выдержал нападение, а был он сухощав. Хаумал выхватил кинжал, который был у него за поясом или в рукаве, и ударил им молодчика в горло изо всей силы. Он [194] повалил его, напал на него и стал грабить. Через несколько дней после этого Хаумал умер, да будет над ним милость Аллаха!

‘Амром было решено, чтобы его трон несли на двух шестах в качестве погребальных носилок Хаумала, пока его не похоронят на ал-Мукаттаме.

Затем мусульмане осилили румийцев, и это стало пораженцем румийцев. Мусульмане преследовали их, пока не настигли в Александрии. Аллах дал мусульманам победить их. Мануил ал-Хаси был убит.

Рассказал нам ал-Хайсам б. Зийад:

‘Амр б. ал-’Ас убивал их, пока не загнал в их город. С ним стали вести переговоры об этом, и он приказал отвести от них мечи. На том месте, где он их избавил от меча, была построена мечеть. Это та мечеть, которая находится в Александрии и которую называют Масджид ар-Рахма {«Мечеть милости»}. Ее назвали Масджид ар-Рахма из-за того, что ‘Амр избавил их там от меча. ‘Амр разрушил стены города полностью.

‘Амр собрал то, что досталось от них [мусульманам]. К нему пришли жители тех селений, которые не нарушили договора, и сказали: «Мы придерживались мирного договора. Но к нам пришли эти разбойники и отобрали наше добро и наших животных. Теперь это находится в твоих руках». ‘Амр возвратил им то добро, которое они опознали и на которое представили ему подтверждение. Кто-то из них сказал ‘Амру: «Не дозволено тебе то, что ты с нами делаешь. Ты с нами сражаешься, а ведь мы под твоим покровительством и не нарушили договора. Что же касается тех, кто договор нарушил, то да погубит их Аллах!» ‘Амр с сожалением сказал: «Эх, встретились бы они мне, когда они уходили из Александрии!»

Как нам рассказали, [передавая сообщение] Хайвы б. Шурайха, [который повествовал по сведениям] ал-Хасана б. Саубана [со слов] Хишама б. Абу Рукаййи: Причиной нарушения Александрией договора было то, что правитель Ихна пришел к ‘Амру и спросил: «Скажи нам, сколько джизйи лежит на каждом из нас, чего ему ждать?» ‘Амр ответил, указывая на угол церкви: «Если ты дашь мне от основания до крыши, я и то тебе не скажу. Ведь вы — наша казна. Если нам надо будет больше, мы прибавим то, что на вас возложено, если нам понадобится меньше, мы облегчим возложенное на вас». Правитель Ихна разозлился, отправился / 177 / к румийцам и привел их. Но Аллах их поразил. Набатей был взят в плен и приведен к ‘Амру. Люди сказали ‘Амру: «Убей его!» Но ‘Амр возразил: «Ну нет! Иди и приведи к нам еще одно войско!»

Рассказал нам Са’ид б. Сабик 656, говоря:

Имя этого человека было Талма. Когда его привели, ‘Амр [195] надел на него венец и пурпурный бурнус и сказал: «Представь нам уплату джизйи вроде как я обязал!» Талма сказали: «Привел бы ты царя румийцев!» Он ответил: «Если бы я его повел, он убил бы меня, сказав: “Ты убил моих людей!"».

Рассказ о разрушении Хирбат Вардан

Говорит Ибн ‘Абд ал-Хакам:

‘Амр направился в Александрию, он разрушил селение, которое теперь называют Хирбат Вардан.

Говорит ‘Абд ар-Рахман [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Мнения о причине, по которой оно было разрушено, расходятся.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр:

Когда ‘Амр направился в Никйус, чтобы сразиться с румийцами, Вардан отошел утром в сторону, чтобы справить нужду. Жители ал-Хирбы схватили его и спрятали. ‘Амр не нашел его, спросил о нем и проследил его следы. Его нашли в одном из домов. ‘Амр приказал разрушить селение и выселить оттуда жителей.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама, говоря:

Все жители ал-Хирбы были монахами. Они вероломно напали на людей из тылового отряда ‘Амра и убили их, когда ‘Амр уже достиг ал-Кирйауна. ‘Амр назначил и направил против них Вардана. Тот убил их, а селение разрушил. Оно в развалинах до сих пор.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам, говоря:

Жители ал-Хирбы были коварные захватчики. ‘Амр б. ал-’Ас послал в их землю, и для него взяли там мешок с пылью с их почвы. Затем ‘Амр призвал их и вступил с ними в переговоры, но они не согласились с ним ни в чем. Он приказал выгнать их, затем дал приказ относительно пыли, и ее положили на место его моления. Он сел на нее, призвал их, повел с ними переговоры, и они согласились на то, чего он хотел. Он дал приказ относительно пыли, и ее убрали. Он вновь призвал их, и они ни на что не согласились. Он делал так несколько раз. Когда Амр увидел это, он сказал: «Это селение не привести к миру, пока не растопчешь!» ‘Амр приказал его разрушить. А Аллах знает лучше.

Рассказ о том, что говорят о втором захвате Александрии

Вновь идет рассказ Ибн Лахи’и [со слов] Йазида б. Абу Хабиба. Он сказал:

Когда Аллах поразил румийцев, / 178 / ‘Усман пожелал, чтобы ‘Амр ведал делами войны, а ‘Абдаллах б. Са’д — делами [196] хараджа. ‘Амр сказал: «Мы как будто станем держать корову за рога, пока другой ее доит!» ‘Амр отказался [от этого].

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Йазид ал-Мукри’: нам поведал Хармала б. ‘Имран [со слов] Тамима б. Фира’ ал-Махри. Он сказал:

Я был при захвате Александрии во второй раз, но мне не выделили доли в добыче, так что между моим племенем и [племенем] курайш чуть не началась борьба. Кто-то из моего племени сказал: «Пошлите к Абу Басре ал-Гифари и к ‘Укбе б. ‘Амиру ал-Джухани, потому что они асхабы посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и спросите их об этом». К ним послали и спросили их. Они ответили: «Посмотрите, если он взрослый, то выделите ему долю». Меня осмотрели люди из моего племени. Я был взрослым, и мне выделили долю добычи.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Вахб, [передавая сведения] Муса б. ‘Улая, [который повествовал по сообщению] своего отца [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса:

Во второй раз Александрия была захвачена силой оружия во время халифата ‘Усмана б. ‘Аффана после смерти ‘Умара б. ал-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими!

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил Ибн Лахи’а. Он сказал:

В первый раз Александрия была взята в 21 г. {641-42 г.}, а во второй раз она была захвачена в 25 г. {645-46 г.}. Между двумя ее взятиями прошло четыре года.

Рассказал Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр [со слов] ал-Лайса б. Са’да. Он сказал:

Первое взятие Александрии произошло в 22 г. {642-43 г.}, а второй ее захват — в 25 г.

Говорит [некто], не Ибн Лахи’а:

‘Амр оставался [правителем Египта] после взятия Александрии один месяц, а затем ‘Усман отстранил его и назначил правителем ‘Абдаллаха б. Са’да.

Говорит [некто], не Ибн Лахи’а, в своем рассказе [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Остался ал-Хайс из [округа] ал-Бийама 657, за который мусульмане продолжали сражаться в течение семи лет после завоевания Египта из-за того, что там надо было захватывать эти воды и заросли. [197]

Рассказ о поездках ‘Амра к ‘Умару б. ал-Хаттабу

Рассказал ‘Усман б. Салих [со слов] ал-Лайса б. Са’да.

Он сказал:

После завоевания Египта ‘Умар б. ал-Хаттаб прожил три года. В течение этого времени ‘Амр приезжал к нему два раза.

Говорит Ибн ‘Уфайр:

Во время первой поездки ‘Амр оставил заместителями / 179 / Закарийа’ б. ал-Джахма ал-’Абдари — ведать войском и Муджахида б. Джабра, маула бану науфал б. ‘Абд манаф, — ведать хараджем, а Муджахид — дед Му’аза б. Муса ан-Наффата, отца Исхака б. Му’аза, поэта.

‘Умар спросил ‘Амра: «Кого ты оставил заместителем?» Тот ответил: «Муджахида б. Джабра». ‘Умар продолжил: «Маула дочери Газвана?» ‘Амр ответил: «Да. Он писец». ‘Умар сказал: «Перо дает почетное место своему хозяину!»

Дочь Газвана — это сестра ‘Утбы б. Газвана 658, а ‘Утба — участник битвы при Бадре.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Хишам, сказав: нам сообщил Зийад б. ‘Абдаллах [со слов] Мухаммада б. Исхака. Он сказал:

[Он] ‘Утба б. Газван б. Джабир б. Вахб б. Нусайб б. Малик б. ал-Харис б. Мазин б. Мансур б. ‘Икрима б. Хасафа б. Кайс б. ‘Айлан, союзник бану науфал б. ‘Абд манаф.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Участок Муджахида б. Джабра — [теперь] дом Салиха, начальника рынка.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем вновь идет рассказ Ибн ‘Уфайра. Он сказал:

Во время второй поездки ‘Амр оставил заместителем ‘Абд-аллаха б. ‘Амра.

Рассказали нам’Абд ал-Малик б. Маслама и ‘Абдаллах б. Салих, говоря: нам сообщил ал-Лайс б. Са’д [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

‘Амр б. ал-’Ас вошел к ‘Умару б. ал-Хаттабу, а тот сидел у стола, и все его окружающие были в том же положении, и на блюде не было излишка для кого-нибудь, кто сел бы [за еду]. ‘Амр произнес приветствие ‘Умару, тот приветствовал его в ответ и спросил: «Ты ‘Амр б. ал-’Ас?» Тот ответил: «Да!» ‘Умар протянул руку к сариду, наполнил ее и протянул руку ‘Амру б. ал-’Асу, сказав: «Возьми это!» ‘Амр сел, переложил сарид в левую руку и стал есть правой, а посольство египтян смотрело на него. Когда они вышли, посольство спросило ‘Амра: «Что это ты делал?» ‘Амр ответил: «Клянусь Аллахом, он знает, что с тем, что я привез из Египта, я не нуждаюсь в сариде, который он мне дал. Однако он хотел меня испытать, и, если бы я не принял [угощение], я встретил бы от него худое».

Рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар: [198] нам сообщил Ибн Лахи’а [со слов] Абу Кабила. Он сказал:

‘Амр б. ал-’Ас пришел к ‘Умару б. ал-Хаттабу, покрасив волосы и бороду черной краской. ‘Умар спросил: «Ты кто такой?» Тот ответил: «Я ‘Амр. б. ал-’Ас». ‘Умар сказал: «Я знал тебя старым, а теперь ты молодой. Заклинаю тебя, / 180 / уйди и отмой это!»

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам сообщил ал-Лайс б. Са’д [со слов] Йазида б. Абу Хабиба. Он сказал:

‘Амр б. ал-’Ас прибыл однажды из Египта к ‘Умару и застал его в пятницу на минбаре. ‘Умар сказал: «Это ‘Амр б. ал-’Ас, который пришел к вам. Не следует, чтобы ‘Амр ходил по земле иначе, как [будучи] эмиром».

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Мишраха б. ‘Ахана 659 [со слов] ‘Укбы б. ‘Амира:

‘Умар — да будет доволен им Аллах! — сказал: «Не следует, чтобы ‘Амр ходил по земле иначе, как [будучи] эмиром».

Сказал ал-Лайс:

‘Амр б. ал-’Ас сказал: «Никто не был искуснее меня в войне».

Рассказ о кончине ‘Амра б. ал-’Аса

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: ‘Амр б. ал-’Ас скончался в 43 г. {663-64 г.}

Рассказал нам Йахйа ибн Букайр [со слов] ал-Лайса б. Са’да. Он сказал:

‘Амр б. ал-’Ас скончался в 43 г. В том году ‘Утба б. Абу Суфйан был назначен эмиром египтян. В том же году Шарик б. Сумай пошел походом на Либду в ал-Магриб.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказали нам Асад б. Муса и ‘Абдаллах б. Салих, говоря: нам поведал ал-Лайс б. Са’д, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] Ибн Шумасы, который ему рассказал:

Когда к ‘Амру б. ал-’Асу пришла смерть, он заплакал. ‘Абдаллах б. ‘Амр обратился к нему: «О Абу ‘Абдаллах! Ты скорбишь из-за смерти, которая уносит тебя так?» ‘Амр ответил: «Нет, из-за того, что после смерти!» ‘Абдаллах напомнил ему его пребывание вместе с посланником Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и победы, которые были [им одержаны] в Сирии. Когда ‘Абдаллах кончил это, ‘Амр сказал: «Я был [в течение моей жизни] в трех положениях. Если бы я умер в одном из них, я знаю, что сказали бы люди. Аллах послал Мухаммеда — да благословит его Аллах и да приветствует! — а я был из людей самым большим ненавистником [199] по отношению к тому, что он принес, — я хотел его убить. Если бы я умер в этом положении, люди бы, конечно, сказали: “‘Амр умер язычником, врагом Аллаха и его посланника, — жителем ада". Затем Аллах заронил в мое сердце ислам. Я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! — и он протянул мне руку, чтобы привести меня к присяге. Я сжал свою руку и сказал: “Я принесу тебе присягу с тем [условием], что простится мне то, что было раньше из моих грехов. Я думаю, что в исламе не совершу новых грехов". / 181 / Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: О ‘Амр! Ислам отсекает грехи, которые были до него, а хиджра отсекает то, что было между нею и принятием ислама". Если бы я умер в этом положении, люди, конечно, сказали бы: “’Амр принял ислам и старательно трудился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Мы надеемся для ‘Амра на множество хорошего у Аллаха". Затем я стал эмиром, и [на меня] напали искушения, — я боюсь этого положения! Когда вы вынесете меня, поторопитесь со мной. Пусть не идут за мной ни плакальщица, ни факелы. Заверните меня крепко в мой изар, ведь я предстану пред Судом, насыпьте надо мною землю ровным холмиком, ведь мой правый бок имеет не больше прав на засыпанную землю, чем левый, и не кладите меня в могилу деревянную или кирпичную. Затем, когда вы меня похороните, останьтесь около меня, чтобы зарезать и разделить верблюда, которым я вас развеселю».

Рассказал нам Асад б. Муса: нам сообщил Ибн Лахи’а: нам поведал Йазид б. Абу Хабиб, [повествуя по сведениям] Сувайда б. Кайса [со слов] Кайса б. Сумая 660:

[Он сообщил] что-то вроде этого.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

‘Амр сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы я не стыдился больше всего посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — я без устали глядел бы на него и разговаривал бы с ним, о чем хотел. Но он соединился с Аллахом, а я его стыдился».

Загещание ‘Амра б. ал-’Аса при его смерти

Рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал ‘Абд ар-Рах-ман б. Мухаммад, [передавая сообщение] Мухаммада б. Талхи 661 [со слов] Исма’ила 662

‘Амр б. ал-’Ас, когда пришла к нему смерть, попросил: «Позовите ко мне ‘Абдаллаха». Он сказал: «О мой сынок! Вот я умираю. Обмой меня один раз и положи во вторую воду, которой ты меня обмоешь, немного камфары. Когда ты это сделаешь, то поспеши меня [похоронить]. Когда опустишь меня в могилу, насыпь надо мной землю холмиком. Знай, что ты оставляешь меня одиноким, в страхе. О Аллах! Я не [200] оправдываюсь, но прошу простить. О Аллах! Воистину, ты приказываешь делать, а мы пренебрегаем, ты запрещаешь, а мы совершаем! Не невинный, я ищу оправдания, не могущественный, я прошу помощи. Нет божества, кроме тебя! Нет божества, кроме тебя!» [Он повторил это] три раза, а затем скончался.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Йа’куб б. ‘Абд ар-Рахман 663 [со слов] своего отца:

Когда к ‘Амру б. ал-’Асу пришла смерть, из его глаз потекли [слезы], и он заплакал. ‘Абдаллах спросил его: «О папочка! Чего тебе бояться? Разве бывало, что постигало тебя какое-нибудь из дел Аллаха и ты не переносил его?» ‘Амр ответил / 182 / ему: «О мой сынок! Твоего отца постигли три бедствия. Первое из них — пресечение дела его (Аллаха), второе — страх перед Судным днем, третье — разлука с любимыми, а оно легче всего. О Аллах! Ты приказывал, а я медлил; ты запрещал, а я не подчинялся. О Аллах! Прощение и отпущение [грехов] — твои качества!»

Рассказал нам Вахбаллах б. Рашид: нам сообщил Йунус б. Йазид, [передавая данные] Ибн Шихаба, [который пересказал сведения] Хумайда б. ‘Абд ар-Рахмана [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

‘Амр б. ал-’Ас, когда пришла к нему смерть, сказал: «О мой сынок! Вот, я умираю. Заверни меня в три савана и покрой одним. Выкопайте мне в земле могилу и насыпьте надо мной землю холмиком, ведь я предстаю перед Судом». Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, ты приказываешь одни дела и запрещаешь другие, а мы пренебрегаем многим из того, что ты приказываешь, и впадаем во многое из того, что ты запрещаешь! О Аллах! Нет божества, кроме тебя!» Он не переставал повторять это, пока не умер.

Рассказал нам ал-Мукри’ ‘Абдаллах б. Йазид: нам поведал Хармала б. ‘Имран ат-Туджиби: мне сообщил Йазид б. Абу Хабиб [со слов] Абу Фираса, маула ‘Амра б. ал-’Аса:

‘Амр б. ал-’Ас, когда пришла к нему смерть, сказал своему сыну ‘Абдаллаху: «Вот, я умираю. Обмой меня, заверни в саван и покрой изаром, потому что я предстаю перед Судом. И когда ты меня вынесешь, поспеши со мной в пути. Когда ты оставишь меня на месте моления — а будет это в день праздника, — посмотри на начала дорог. Когда никого на дорогах не останется и все соберутся, начни, соверши молитву надо мной, а потом праздничную молитву. Когда ты положишь меня в могилу, пусть засыплют меня землей. И мой правый бок имеет не больше прав на засыпанную землю, чем левый. А когда вы заровняете могилу, посидите около нее, чтобы зарезать и разделить верблюда, которым я вас развеселю».

Как рассказали нам’Абд ал-Гаффар б. Дауд 664 и ‘Абд-аллах б. Салих, [передавая сообщение] ал-Лайса б. Са’да [со слов] Раби’и б. Лакита: [201]

Когда ‘Абдаллах б. ‘Амр пришел, чтобы совершить молитву над отцом, он сказал: «Клянусь Аллахом! Я бы не хотел, чтобы моим отцом был отец какого-нибудь [другого] араба. Я бы не хотел, чтобы Аллах знал, что из глаз моих текут слезы от печали, [тогда как] у меня есть лучшие верблюды {Т. е. богатство}», а затем он восславил Аллаха.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр, говоря:

‘Амра похоронили на ал-Мукаттаме около лощины, которая была тогда для людей дорогой в Хиджаз. Он хотел, чтобы за него возносили молитву те, кто проходил мимо могилы.

/ 183 / ‘Абдаллах б. аз-Зубайр сказал по этому поводу:

Разве ты не видишь, что век губят тревоги за ‘Амра ас-Сахми, которому принадлежал Египет?
Он покинут на голом месте, его сбили с пути его хитрости и укрытое богатство.
Не даст ему избавления это все — его ухищрения и его козни — от того, что предназначено ему судьбой.

Рассказ о завоевании Ифрикии

Затем снова идет рассказ ‘Усмана и других:

Когда ‘Усман отстранил ‘Амра б. ал-’Аса от правления Египтом и назначил эмиром ‘Абдаллаха б. Са’да б. Абу Сарха, тот стал посылать мусульман легкими конными отрядами, как это делали в дни [правления] ‘Амра, и они стали нападать на окраины Ифрикии и брать добычу. ‘Абдаллах б. Са’д написал ‘Усману, сообщая ему о близости окраин Ифрикии от мест, где укрепились мусульмане, и просил разрешения пойти туда походом. ‘Усман призвал людей к походу, посоветовавшись об этом. Когда люди собрались, ‘Усман поставил во главе их ал-Хариса б. ал-Хакама, пока они не придут в Египетк ‘Абдаллаху б. Са’ду, так как право приказа принадлежит ему. ‘Абдаллах б. Са’д отправился туда. Местопребывание властей Ифрикии находилось тогда в Карфагене. Ею правил тогда царь по имени Джурджир, которого назначил правителем Ираклий. Но он отверг власть Ираклия и стал чеканить динары от своего имени. Его власть простиралась от Атрабулуса до Танджи 665.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил Ибн Лахи’а. Он сказал:

Ираклий назначил Джурджира правителем, но тот отверг его власть.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем вновь идет рассказ ‘Усмана б. Салиха и других. Он сказал:

Джурджир сошелся с ‘Абдаллахом б. Са’дом и вступил с ним в сражение. Но Аллах поразил его, а осуществил его убийство, как утверждают, ‘Абдаллах б. аз-Зубайр. Войско Джурджира [202[ бежало. ‘Абдаллах б. Са’д разослал конные отряды, они разогнали войска Джурджира и захватили большую добычу. Когда вожди Ифрикии увидели это, они попросили ‘Абдаллаха б. Са’да, чтобы он взял у них дань за то, что уйдет из их страны. ‘Абдаллах принял у них это и вернулся в Египет, не назначив им никого правителем и не устроив там постоянного лагеря.

Добыча мусульман тогда была следующая.

Как рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая сведения] Ибн Лахи’и, [который повествовал по сообщению] Абу-л-Асвада [со слов] / 184 / Абу Увайса. Сказал Абу-л-Асвад: наш маула рассказал:

Мы ходили походом в Ифрикию с ‘Абдаллахом б. Са’дом. Он разделил между нами добычу после изъятия хумса. Доля всадника достигла трех тысяч динаров — две тысячи на лошадь и тысячу на всадника, а доля пешего воина — тысячи динаров. Была выделена доля людям, погибшим при Зат ал-Хумам, и их родственникам досталось после их смерти по тысяче динаров.

Рассказал нам Йусуф б. ‘Ади: нам поведал Ибн ал-Му-барак, [передавая сообщение] Хайвы б. Шурайха, [который повествовал по сведениям] ‘Абд ар-Рах-мана б. Абу Хилала [со слов] Абу-л-Асвада, что его маула Абу Аус когда-то рассказывал ему:

Человеку, который пошел в поход в Ифрикию и умер при Зат ал-Хумам, выделяли долю добычи. Его доля составляла тысячу динаров.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил ал-Лайс б. Са’д [со слов] не одного человека:

‘Абдаллах б. Са’д ходил походом в Ифрикию и убил Джурджира. И досталось тогда всаднику три тысячи динаров, а пешему воину — тысяча динаров.

Сказал кто-то из египетских шейхов, не ал-Лайс:

В каждом динаре, [взятом тогда], динар с четвертью [наших].

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем снова идет рассказ ‘Усмана б. Салиха и других. Он сказал:

Это войско ‘Абдаллаха б. Са’да составляло двадцать тысяч [воинов].

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама [со слов] Ибн Лахи’и. Он сказал:

Только из [племени] махра в войске было шестьсот человек, из [ветви] ганс [племени] азд — семьсот человек, из [ветви] майда’ан — семьсот человек, а майда’ан — из [племени] азд. Как рассказал нам Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и, [который повествовал по сведениям] ал-Хариса б. Йазида [со слов] Азхара б. Йазида ал-Гутайфи: Раздел добычи производил Шарик б. Сумай. Он продал Ибн [203] Зураре ал-Мадини за золото золотой песок, а одно лучше другого. Затем его встретил ал-Микдад б. ал-Асвад, и он рассказал ал-Микдаду об этом. Ал-Микдад сказал: «Так не годится!» Ибн Зурара ответил ему: «Прибыль от этой [сделки] — подарок тебе». Шарик б. Сумай сказал [Ибн Зураре]: «Я не хочу, чтобы у меня было то, что ты получил, я тебе верну это».

Как рассказали нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам и Са’ид ибн ‘Уфайр:

Дочь Джурджира попала в составе доли добычи одному из ансаров. Он отправился с ней в обратный путь, везя [ее] на своем верблюде, и начал слагать стихи размером раджаз:

/ 185 / О дочь Джурджира! Пришел твой конец, в Хиджазе есть для тебя хозяйка!
Ты обязательно будешь носить свой бурдюк из Куба’.

Она спросила: «Что говорит эта собака?» Ей рассказали. Тогда она бросилась с верблюда, на котором была, сломала шею и умерла.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил Ибн Лахи’а:

‘Абдаллах б. Са’д — это тот, кто завоевал Ифрикию. Но говорят, что он тот, кто изнасиловал Ифрикию. Перед ним сложили кучу серебряных денег. Он спросил ифрикийцев: «Откуда это у вас?» Человек стал ходить кругом, как будто в поисках чего-то, пока не нашел оливку. Он принес ее к нему и сказал: «Из этого мы добываем серебряные деньги». ‘Абдаллах спросил: «Каким образом?» Тот ответил: «У румийцев нет оливок, они постоянно приходят к нам и покупают у нас масло, а мы берем у них эти серебряные деньги».

Как рассказал нам ‘Усман б. Салих [со слов] Ибн Ла-хи’и и других:

Ифрикийцы { Афарика } называются так потому, что они потомки Фарика б. Байсара. Фарик взял себе землю от Барки до Ифрикии. По ифрикийцам названа Ифрикийа.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам: нам поведал Бакр б. Мудар, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [который повествовал по сведениям] ал-Джуласа б. ‘Амира [со слов] ‘Абдаллаха б. Абу Раби’и 666. Он сказал:

‘Абдаллах б. Са’д молился с людьми в Ифрикии ал-Магриба. Когда он совершил два рак’ата, то услышал шум в мечети. Они испугались этого и подумали, что это враги. ‘Абдаллах прервал молитву, но, когда они ничего не увидели, он стал произносить им проповедь, а затем сказал: «Воистину, эту молитву следует повторить!» Он приказал му’аззину призвать к молитве и повторил ее.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как нам рассказал ‘Абд ал-Малик б. Маслама [со слов] Ибн Лахи’и: [204]

‘Абдаллах б. Са’д послал с вестью о завоевании ‘Укбу б. Нафи’.

А [другие] говорят:

[Он послал] ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра, и это вернее. ’Абд-аллах б. аз-Зубайр, как утверждают, ехал, направляясь из Ифрикии в Медину, двадцать ночей.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам сообщил ал-Мунзир б. ‘Абдаллах ал-Хизами 667 [со слов] Хишама б. ‘Урвы:

‘Абдаллах б. Са’д послал ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра с вестью о завоевании Ифрикии. Он пришел к ‘Усману и стал рассказывать об их стычках с врагами и о том, что произошло в этом походе. ‘Усман изумился и сказал ему: «А можешь ли ты рассказать народу / 186 / вроде этого?» Он ответил: «Да!» ‘Усман взял его за руку, привел к минбару и сказал: «Расскажи им то, что ты сообщил мне!» Но ‘Абдаллах сначала помедлил. Аз-Зубайр взял пригоршню камешков и собрался бросать ими в него. Тогда ‘Абдаллах стал говорить речь, которая их изумила. Аз-Зубайр говаривал: «Когда кто-нибудь из вас захочет взять замуж женщину, пусть посмотрит на ее отца и брата. И пусть никогда не видит ее родственниц у своих дверей», потому что он находил сходство ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра с Абу Бакром. Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил ал-Лайс б. Са’д. Он сказал:

‘Абдаллах б. Са’д отправил ‘Абдаллаха б. аз-Зубайра, а тот был в его войске при завоевании. Ибн аз-Зубайр прибыл к ‘Усману б. ‘Аффану и начал с него раньше, чем зайти к своему отцу аз-Зубайру б. ал-’Авваму.

‘Усман отправился в мечеть вместе с Ибн аз-Зубайром. Он произнес хвалу Аллаху и восславил его, а затем рассказал о том, что Аллах оказал милость мусульманам руками ‘Абдаллаха б. Са’да. Потом он сказал: «Встань, о ‘Абдаллах б. аз-Зубайр, и поведай людям то, что ты видел сам!»

Аз-Зубайр сказал: «Я рассердился в душе на ‘Усмана и сказал: “Он представляет одного из юношей, еще не взрослого, но которого он считает достойным и прекрасным"». ‘Абдаллах б. аз-Зубайр встал и стал говорить, и был красноречив и правдив, и не кончил, пока не наполнил народ изумлением. Затем ‘Усман спустился [с минбара], а ‘Абдаллах подошел к своему отцу. Отец схватил его за руку и сказал: «Если ты захочешь взять замуж женщину, посмотри на ее отца и брата прежде, чем жениться!», видимо уподобляя его по красноречию Абу Бакру, его деду.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: это мне рассказал Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба.

И говорят:

‘Абдаллах б. Са’д направил Марвана б. ал-Хакама к ‘Усману из Ифрикии. Но я не знаю, по поводу ли победы пли позже. А Аллах знает лучше. [205]

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Ма’шар ал-Айли: Марван б. ал-Хакам уехал из Ифрикии. Его послал ‘Абдаллах б. Са’д вместе с арабом из [племени] лахм или джузам — ‘Абд ар-Рахман [ибн ‘Абд ал-Хакам] не знает точно. Марван сказал: «Мы поехали и оказались на дороге, а наступала ночь. Мой спутник спросил меня: “Не хочешь ли [заехать] к моему другу здесь?" Я ответил: “Как ты хочешь". Он свернул со мной с дороги в сторону и пришел в монастырь. Там была повешена цепь. Он взял цепь и потряс ее, а он был более образованным, чем я. К нам вышел какой-то человек. Когда он нас увидел, то открыл ворота и мы вошли. Он не сказал ни слова, пока не развернул для меня и для моего спутника по ковру. Тогда он обратился к моему спутнику, говоря с ним на своем языке, так что у меня появились дурные мысли. Затем он обратился ко мне и спросил: “Каково твое родство с вашим халифом?" / 187 / Я ответил: “Я сын его дяди". Он спросил: “А есть ли кто-нибудь ближе к нему, чем ты?" Я ответил: “Нет, если только у него не родится сын". Он спросил: “А владелец Святой земли 668 — это ты?" Я ответил: “Нет!" Он сказал: “Если ты сможешь стать им, то сделай это". Затем он предложил: “Я хочу рассказать тебе что-то, но боюсь, что ты слаб для этого". Я возразил: “Мне ли ты говоришь это?! Ведь я — это я!" Тогда он обратился к моему спутнику и заговорил с ним на непонятном языке. Затем он обратился ко мне и спросил о том же. Я ответил, как раньше. Он сказал: “Твой господин будет убит. Мы нашли, что тем, кто будет править после него, будет владелец Святой земли. Если ты можешь стать им, то сделай это". Меня охватил гнев из-за этого, а он сказал мне: “Я же сказал, что боюсь, что ты слаб для этого". Я воскликнул: “Что же мне делать, чтобы меня не постигло [такое] или подобное [этому]? Ведь ты известил меня о смерти моего господина и эмира верующих!"». Марван продолжал: «Я приехал в Медину и месяц ничего не рассказывал ‘Усману об этом. Затем вошел к нему, а он сидел на троне в своем доме с веером в руке, и сообщил ему об этом. Когда я дошел до известия об убийстве, я заплакал, не в силах говорить. ‘Усман сказал мне: “Говори то, чего недосказал". И я рассказал. ‘Усман схватил веер, кусая его, — я думаю, это так, — сказал ‘Абд ар-Рахман [ибн ‘Абд ал-Хакам], — упал на спину, схватился за пятку и стал тереть ее, так что я пожалел, что рассказал ему об этом. Затем он сказал мне: “Он сказал правду! Я тебе расскажу об этом. Когда посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — завоевал Табук 669, он дал своим асхабам по одной доле добычи, а мне дал две доли. Я подумал, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — дал мне это за мои траты из-за Табука. Я пришел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и сказал ему: “Вот, ты дал мне две части добычи, а асхабам по одной части. Я думаю, что это за то, что я потратил". Но посланник Аллаха — да благословит [206] его Аллах и да приветствует! — возразил: “Нет! Я захотел, чтобы люди увидели твое место у меня или твое достоинство предо мной". И я ушел. Меня встретил ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф и спросил: “Что это ты сказал посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — что его взгляд все время следит за тобой?" Я подумал, что своими словами [я выразил непослушание] посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Я подождал, пока он не вышел на молитву, подошел к нему и сказал: “О посланник Аллаха! ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф сказал мне то-то и то-то. А ведь я более других каюсь пред Аллахом!" — или вроде этого. Он ответил: “Нет. Но ты или будешь убит, или убьешь. Так будь убит!"». А Аллах знает лучше.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал нам Иахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр [со слов] ал-Лайса б. Са’да:

Завоевание Ифрикии произошло в 27 г. {647-48 г.}

Как рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама [со слов] Малика б. Анаса:

В том году умерла Хафса 670, супруга пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!

/ 188 / Рассказ о Нубии

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал мне Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр:

‘Абдаллах б. Са’д пошел походом на черных, а это Нубия, в 31 г. {651-52 г.}

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба. Он сказал:

‘Абдаллах б. Са’д б. Абу Сарх был правителем ‘Усмана в Египте в 31 г., и Нубия стала воевать с ним.

Сказал Ибн Лахи’а: рассказал мне ал-Харис б. Йазид, говоря:

Они вступили в жестокое сражение. Тогда был поражен глаз у Му’авии б. Худайджа, у Абу Шамира б. Абрахи и у Хайвила б. Наширы. И тогда [бой] назвали «стреляющий в зрачки». ‘Абдаллах б. Са’д заключил с ними мир, поскольку не мог превозмочь их.

Сказал поэт:

Не видел глаз мой ничего, подобного Дню Донголы 671: кони нападали, отягченные кольчугами.

Говорит Ибн Абу Хабиб в своем рассказе: ‘Абдаллах помирился с ними согласно перемирию о том, что нубийцы не будут нападать на мусульман, а мусульмане — на нубийцев и что нубийцы каждый год будут давать мусульманам [207] столько-то голов рабов, а мусульмане будут давать им столько-то пшеницы и столько-то чечевицы каждый год.

Сказал Ибн Абу Хабиб:

Между ними и египтянами нет договора и нет обязательства, но только перемирие о безопасности одних с другими.

Сказал Ибн Лахи’а:

Нет худа в том, что покупают рабов у них и у других. Из них был Абу Хабиб, отец Йазида, а его имя было Сувайд.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам сообщил Ибн Ла-хи’а, говоря: я слышал, как Йазид б. Абу Хабиб говорил:

Мой отец был из пленников Донголы, маула одного человека из бану ‘амир, мединца, которого звали Шарик б. Туфайл.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как записал кто-то из шейхов-египтян:

Нубия получила мирный договор на условии [поставки] трехсот шестидесяти голов [рабов] каждый год.

Но говорят:

На условии [поставки] четырехсот голов [рабов] ежегодно, из которых в виде добычи мусульман / 189 /триста шестьдесят голов, а сорок голов — правителю страны.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: некоторые шейхи утверждают:

Среди них [должно быть] семнадцать кормилиц.

Затем ‘Абдаллах б. Са’д удалился оттуда.

И говорят, согласно тому, что написал кто-то из шейхов-предшественников:

Он смотрел этот договор в одном из диванов в ал-Фустате и читал его, прежде чем он сгорел. Вот что он запомнил оттуда: «Мы заключим с вами договор и обязательство, что вы будете давать нам триста шестьдесят голов [рабов] и будете



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: