Орудийно-трудовая теория




Данная теория является одной из самых распространённых. Её автор, Фридрих Энгельс, изложил свои мысли в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

Сознание возникло в той группе приматов, которая чаще других пользовалась предметами. Это было замечено эволюцией, что привело к освобождению верхних конечностей для общения их с предметами. Концентрация внимания на верхних конечностях привела к увеличению области головного мозга, отвечающей за связь с этими конечностями (лобные доли).

По этой теории, общение с орудиями труда привело к развитию мозга и, соответственно, развитию творческого воображения.

[править] Символическая теория

Основатель теории Э. Кассирер (1874-1945) Сущность теории: Происхождение культуры заключается в передачи информации, необходимой для выживания человека с помощью закодированной информации, т.е. символов.

 

· Особенности культуры первобытного общества.

Форма социализации в первобытном обществе.

Синкретизм первобытной культуры и основные схемы ее

классификации. Язык - как начало культурного процесса.

Формы первобытной религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Способы существования веры: миф, ритуал, обряд, табу.

Первобытное искусство.

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.

Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;

- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

- приверженность существующим образцам поведения;

- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

- отсутствие письменности.

Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:

- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;

- изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе.

Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:

- эпоху родового стада;

- эпоху родового строя (матриархат, патриархат);

- эпоху военной демократии.

Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;

- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

- железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

Духовная культура первобытных собирателей и охотников включала в себя:

- первоэлементы морали;

- мифологическое мировосприятие;

- ранние формы религии;

- ритуальное обрядовое действо и начальное пластическое изобразительное творчество.

Главным условием начала культурного процесса явился язык. Именно язык и речь открывают путь не только к самоопределению и самовыражению древнего человека. Они формируют важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение. Это позволяет индивиду перестать опираться только на коллективные представления и дологический строй мысли. У древнего человека (правда, пока в весьма ограниченной форме) начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами. Постепенно любой жизненный феномен (предмет, растение, животное, да и сам человек) получают свое, обозначенное словом, место в действительности, формируя тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, т. е. запрета половых связей и убийства членов своей группы, осознающихся как сообщество кровных родственников. Помимо этого, с помощью табу происходит регулирование распределения пищи, охраняется неприкосновенность вождя. Обычай табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровно - родственную связь между родом и священным растением или животным, признанием зависимости от них и поклонением им.

В первобытной культуре сферу «идеального» образовывало мифологическое мировосприятие, которое обусловливалось отношением человека к природе. Наш предок был слаб перед лицом могущественной и властвующей над ним силой природы. Это рождало у человека страх и поклонение ей. Мифологическое мировосприятие, в силу своего предназначения увековечить неизменные представления о бытии, было консервативно и догматично. Оно навязывало всем членам родовой общины из поколения в поколение единые представления, традиции и навыки.

Как было отмечено выше, первоначальными формами религии являлись:

- тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

- фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

- магия - вера в действенность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Особо выделяются магические представления о мире древнего человека. Согласно этим представлениям, успех любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных ритуалов. К таким магическим ритуальным действиям относятся, например, танцы и обрядовые действия, предварявшие охоту и военные походы. В них отрабатывались технологии всех значимых трудовых процессов древности. Никакой разницы между трудовыми и магическими действиями для человека первобытной культуры не было.

Следует заметить, что ритуал актуализировал глубинные смыслы человеческого существования в древности. Он стал главным воплощением человеческой способности ко всем сферам деятельности. В ритуале тесно переплетались молитва, песнопение и танец. В ритуале наш предок подражал различным явлениям природы, пытался соединиться с божеством и усилить чувство солидарности всех членов своего племени.

Начальное пластическое художественное творчество, состоящее из росписей и рисунков в пещерах, древней керамики, ритуальных статуэток, амулетов и пр. обнаруживает одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления. Древнейшие художественные образы эволюционируют очень медленно. Они во всех своих проявлениях коллективно - анонимны, а наиболее сложные создаются усилиями нескольких поколений. Соответственно, ценился не талант отдельного человека, а действия родоплеменного коллектива, способного создать то, что не могут другие.

·

 


· Протохудожественные формы в первобытной культуре.

·

· Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

· Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную.

· Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

· Миф не приносил человеку свободы, ибо миф выражал не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся (через инициации, то есть обряд посвящения в полноправные члены общества).

· Мифы, сыграли исключительную роль в античной культуре. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья.

· Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя.

 

· Основные исторические периоды развития Древнеегипетской цивилизации

  • В трехтысячелетней истории древнеегипетской цивилизации исследователи условно выделяют несколько периодов, или эпох. Обратимся к периодизации известного немецкого египтолога Георга Штейндорфа:
  • Додинастический период - ок. 5000-3100 гг. до н.э.
  • Раннее царство - ок.3100-2649 гг. до н.э., эпоха правления I и II династий.
  • Древнее царство - ок. 2649 - 2150 гг. до н.э., III-VI династии.
  • Первый переходный период - ок. 2150 - 2040 гг. до н.э., VII-Х династии.
  • Среднее царство - ок. 2040 - 1640 гг. до н.э. XI-XIII династии. Основано правителями Фив, которые свергли Гиераконпольских царей. Эпоха расцвета культуры и созидания.
  • Второй переходный период - ок.1640-1552 гг. до н.э., XIV-XVI династии. Кочевые племена гиксосов («царей-пастухов») вторгаются в пределы Египта, покоряют его и удерживают около столетия. Изгнаны правителями Фив.
  • Новое царство - ок. 1552 - 1069 гг. до н.э., XVII-ХХ династии. Время наивысшего политического расцвета Древнего Египта, эпоха «цезаристских» фараонов.
  • Третий переходный период - ок. 1069-712 гг. до н. э., XXI-XXIV династии.
  • Поздний период - ок. 712-525 гг. до н.э., XXV-XXVI династии. Во время правления XXV династии Египет был завоеван Ассирией. Страшно опустошив страну, ассирийцы наложили на население дань, которую сами называли тяжелой. Но в конце VII в. до н.э. пала сама Ассирия. ХXVI династии египетских царей удалось еще раз объединить страну.
  • Персидское господство - 525-332 гг. до н.э. В 525 г. до н.э. последний египетский фараон из ХХVI династии Псаметих III был побежден персидским царем Камбизом у Пелузия. Египет превратился в персидскую провинцию. Именно 525 год до н.э. ученые считают завершением истории Древнего Египта, гибелью древнеегипетской цивилизации. Египетская культура отныне живет традициями.
  • Греко-римское господство. Династия Птолемеев - ок. 332-30 гг. до н.э. В 332 г. до н.э. Персидская держава рухнула под натиском греко-македонского войска. Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию, которая стала центром эллинистической культуры. После смерти Александра его держава распадается. При Птолемее III Египет вновь обретает политическую самостоятельность. Но вскоре он все более попадает под влияние Рима. При последних цезарях сохраняется лишь видимость национальной независимости Египта; в действительности Египет - римская провинция, колония, житница Римской империи.
  • С 640 г. Египет попадает в полную зависимость от Арабской державы, позднее - под власть Османской империи.

 

·

· Язык, письмо и научные представления о мире в Древнем Египте. Виды и жанры древнеегипетского искусства.

· Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Так как он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился Ж. Ф. Шампольон в 1822 г., с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (ок. 5200—3000 гг. до н. э.), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделятся протоегипетские племена. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка, позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоевания последние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения долины и дельты Нила, у которого они перенимали новый язык и обычаи. Исключение составила небольшая часть египтян — копты, использовавшие коптский язык, являвшийся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставший, со временем, языком религиозных церемоний (развивался со II в., считается «мёртвым» с XIX в.).

· Египетский язык является одним из древнейших языков мира имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетия до н. э. С этого периода египетское письмо располагало как знаками, «изображавшими» слова, так и знаками, обозначавшими сочетания согласных, более того, буквенными знаками для отдельных согласных и, обобщенными определителями, изобразительно намекавши­ми, к какому кругу понятий слово по смыслу относится. Счетоводы использовали огромные величины: 10 000, 100 000 и даже 1 000 000, для которых имелись свои слова и знаки[27]:72. Письменность египтян подразделялась на несколько видов: иероглифика — из множества изображений (иероглифов), иератика — из сокращённых их начертаний и демотика — из ещё более упрощённых, иногда и слитных знаков. Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений чаще принято написание слева направо. От египетской письменности происходит мероитское и коптское письмо (незначительно). К сер. 1-го тысячелетия все виды египетского письма исчезли, самая поздняя обнаруженная надпись иероглификой относиться к IV в., а демотикой к V в.[27]:57.

· Вместе с шумерской литературой египетская литература считается первой литературой мира[42]. К периоду Старого царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. В начале Среднего царства (XXI—XVII века до н. э.) была создана повествовательная литература. Началась «революция средств» в результате возвышения интеллектуального класса писцов, новых культурных чувств индивидуальности, беспрецедентных уровней грамотности и большего доступа к письменному материалу[43]. Однако, возможно, что грамотно было менее одного процента всего населения. Таким образом, литературное творчество принадлежало классу писцов, работавших при архивах, канцеляриях и при дворе правящего фараона. Писцами могли быть названы вельможи самого высокого ранга.

· Среднеегипетский язык, устная речь Среднего царства, стал классическим языком во время Нового царства (XVI—XI века до н. э.), когда просторечный новоегипетский язык впервые появился в письменной форме. Писцы Нового царства канонизировали и переписали много литературных текстов на среднеегипетском, который остался языком, употребляемым для устного чтения святых иероглифических текстов. Некоторые жанры литературы Среднего царства, как, например, тексты учения и рассказы, остались популярны в Новом царстве, хотя жанр пророческих текстов возродился только в Эллинистическом Египте (IV—III века до н. э.). Среди рассказов были популярны «Сказание Синухе» и «Красноречивый поселянин», из назидательных текстов — «Наказы Аменемхата» и «Верноподданное учение». В период Нового царства процветал новый жанр литературы, памятные граффити на стенах храмов и гробов, но с шаблонными фразами как в других жанрах. Указание авторства оставалось важным только в некоторых жанрах, тогда как тексты «учений» писались под псевдонимами и ложно приписывались известным историческим деятелям.

· [править] Изобразительное искусство

  • Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.

· На протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости.

· Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «Амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира.

· Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время Египетского похода Наполеона. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории.

·

· Повседневная жизнь представителей древнеегипетской культуры (на примере жизни знати и простых людей).

Повседневная жизнь

См. также: Костюм Древнего Египта и Кухня Древнего Египта

Большинство древних египтян были земледельцами, привязанными к земле. Их жилища были выстроены из кирпича-сырца для сохранения прохлады в полуденную жару. Каждый дом имел кухню с открытой крышей, в которой помещался жёрнов для помола муки и небольшая печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть завешены льняными коврами. Полы покрывались тростниковыми ковриками, а деревянные стулья, кровати и столы составляли мебель.

Игра в сенет

Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они мылись в водах рек и использовали мыло в виде пасты из животных жиров и мела. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из простых выбеленных отрезов льна, мужчины и женщины из высших слоев носили парики и украшения. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет, в этом возрасте мальчикам делали обрезание, и обривали их наголо. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход.

Основной рацион состоял из хлеба и пива и дополнялся овощами, такими как лук и чеснок и фруктами, например, финиками и инжиром. Вино и мясо подавали по праздникам.

Развлекались египтяне при помощи музыки и игр, таких, например, как сенет. Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом, также были найдены свидетельства популярности борьбы. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках

 

· Исторические этапы развития и важнейшие культуры древнего Двуречья.

См. также: Доисторический Ближний Восток и Древний Ближний Восток

  • V—IV тыс. до н. э. — период Убайдской культуры. Городские центры (ещё не города), ирригация, храмы, мощеные улицы. В начале-середине IV тыс. происходит резкий упадок культуры, поселения оказываются надолго заброшены. Возможно, это связано с приходом шумеров.
  • вторая половина IV тыс. до н. э. — появление признаков шумерской цивилизации. Города с населением до 10.000 человек, с царским дворцом, храмами богов, характерными для шумеров зиккуратами (кирпичные пирамиды, на вершинах которых стояли храмы), ремесленными мастерскими. Появление письменности.
  • XXXIV в. до н. э. — предположительно первые примеры письменности (некоторые историки считают, что это только рисуночное письмо).
  • XXXII в. до н. э. — первая (достоверно) запись в мире.
  • XXVIII в. до н. э. — археологически этим периодом датируется значительный слой ила во многих (не всех) городах Шумера. Результат обширного катастрофического наводнения. По целому ряду гипотез (отцы ассириологии: Роулинсон, Лэйярд и почти все современные авторы) считается, что именно это наводнение привело к созданию библейского рассказа о всемирном потопе.
  • XXVIII в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации.
  • XXVII в. до н. э. — ослабление Киша. Правитель города Урук — Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука, который становится центром Шумерской цивилизации.
  • Впоследствии Гильгамеш был обожествлен. О нём был создан «Эпос о Гильгамеше», сохранившийся во многих вариантах.
  • XXV в. до н. э. — ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур.
  • XXIV в. до н. э. — город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннатум реорганизует армию, вводит новое боевое построение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения, подстрекаемые жрецами. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.
  • 2318—2312 гг. до н. э. — правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений с жрецами Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Одновременно осуществляются некоторые реформы, улучшающие положение рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.
  • 2318 гг. до н. э. — зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.
  • XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I (он же Саргон Древний, Саргон Аккадский, Саргон Великий). Возможно, что библейское описание детства Моисея (ребенок, оставленный в корзине в реке) является пересказом легенды о Саргоне.
  • XXIII—XXI в. до н. э. — существование Аккадского государства, по сути первой в мире империи. Аккад объединял весь Шумер, Аккад, Ассирию, Элам и т. д. Согласно записям самого Саргона (как правило хвастливым и сомнительным), у него был выход к Средиземному морю.
  • XXI в. до н. э. — вторжение с востока эламитов, исчезновение шумерских царей с политической арены. Впрочем, шумеры сохраняют свою культуру и национальную идентичность ещё пять веков. Шумерское жречество превращается в своеобразную научную и религиозную касту, которая будет существовать в Месопотамии ещё тысячи лет. Они известны из Библии как халдеи. Благодаря тому, что халдеи сохраняли свой уникальный язык так долго, создавая на нём словари и учебники для вавилонян, ассирийцев и персов, ученые и смогли его расшифровать.
  • XIX—XVIII вв. до н. э. — в Ассирии правят первые цари. Их страна заселена переселенцами и беженцами с юга.
  • XVIII в. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение царём Хаммурапи Месопотамии и Сирии. Объединение страны привело к значительному падению культуры для Шумера. С этого времени они уже только сохраняли то, что было раньше, не создавая нового. Политический и культурный центр окончательно переместился на север.
  • XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра сильного ассирийского царства с главным городом Ассуром. Впоследствии были основаны другие столицы: Ниневия (в честь бога Нина), Нимруд, Кальху.
  • 743—735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Становление военизированного ассирийского государства. Начало регулярных астрономических наблюдений.
  • 729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.
  • 680—669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона.
  • 538 г. до н. э. — персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.
  • 336 г. до н. э. — Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.
  • II в. до н. э. — Вавилон уже не является городом в привычном понимании, среди его руин сохраняется только маленькое деревенское поселение. Последние люди исчезнут из него уже в VI веке, незадолго до прихода арабских завоевателей. Арабы даже не будут знать, что под этими холмами когда-то находился великий Вавилон.
  • I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

·

· Письменность, система образования, научные знания в Двуречье.

· Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись. История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «темный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) — раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) — вождя-жреца и т. п. Но скоро стали прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом со знаком ноги подсказывал чтение гена — «идущий», а знак кучи — ба — рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа — «стоящий» и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э.

· К этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т. п. знаки превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница — в удобстве заучивания и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и "детерминативами ", то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

·

· Искусство и культурные достижения цивилизации Двуречья.

· Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

· Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 гг. до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

· Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

· Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

 

· Особенности индуистской цивилизации: ареал распространения, исторические этапы развития, формы государственно-политической организации, социальный уклад.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: