Вопрос 18. Административно-управленческая элита: понятие, структура, функции




Блок 1.

Вопрос 7. Эффективность управления: понятие, подходы к оценке.

1)Понятия результативности и эффективности управления

Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления. Э Эффективность управления проявляется в эффективности производства, а также результаты действий, соотнесенные с целью и затратами. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает результатов.

Результативность -???

2)Структурные компоненты эффективности управления: эффективность труда аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы управления.-???

3)Методологические подходы к оценке эффективности управления

На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:

· Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок.

· Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Т.е. для достижения максимального результата с наименьшими затратами.

· Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.

· Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие.

Классификация факторов, влияющих на эффективность управления персоналом

· Физиологические пол; возраст; состояние здоровья; умственные способности; физические способности и др.

· Технические и технологические характер решаемых задач; сложность труда; техническая оснащенность; уровень использования научно-технических достижений и др.

· Структурно-организационные условия труда; соотношение численности категорий персонала; объем предприятия; режим работы; стаж работы; квалификация работников; уровень использования персонала и др.

· Социально-экономические материальное стимулирование; страхование; социальные льготы; уровень жизни и др.

· Социально-психологические моральный климат в коллективе; психофизиологическое состояние работника; статус и признание; организационная культура фирмы; благодарность; перспектива продвижения по службе и др.

· Территориально-ситуационные месторасположение фирмы; затраты времени на дорогу от дома до работы; уровень конкуренции; инфляция; безработица; дифференциация доходов; акционирование предприятий и др.

4)Экономическая и социальная эффективность управления.???

5)Основные показатели экономической и социальной эффективности управления.???

6)Методики определения эффективности управления.???

7)Факторы повышения эффективности управления???

 

Вопрос 18. Административно-управленческая элита: понятие, структура, функции

1) Понятие элиты. Признаки элиты. Функции элиты

Термин “элита” происходит от французского “elite” - лучшее, отборное, избранное.

Административно-управленческая элита – это относительно замкнутая группа людей, занимающих должности в органах государственной власти и в силу этого принимающих социально-значимые решения, применяющие для их осуществления административные методы. ИЛИ Это группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов определенной общности, приспособленных для продуцирования определенных ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

Разработка стратегического курса развития страны, которой принадлежит данная социальная группа, общенациональной перспективы - важнейшая функция элиты, ее видообразующий признак. Основными признаками элиты также выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.
Административно-управленческая элита выполняет ряд важнейших задач и функций:
1. изучение, анализ и отражение интересов различных социальных общностей в политических установках и решениях;
2. выработка стратегий и тактики внутренней и внешней политики государства (программы, доктрины, правовые и нормативные акты);
3. создание соответствующих механизмов реализации выработанного политического курса через соответствующую кадровую работу, создание необходимых политических и управленческих институтов;
4. продуцирование общественно значимых политических ценностей, способных превращать население в активных участников политического процесса;
5. объединение усилий различных политических партий и движений и направление их в единое русло прогрессивного развития общества.

2) Разработка научных концепций элиты в истории общественно-политической мысли. Основоположниками элитистского направления в кадровой политике, утверждающего, что правящее меньшинство во всех обществах постоянно концентрирует в своих руках политическую власть, управляя большинством населения и обеспечивая политическое развитие государства и общества, стали итальянские экономисты и социологи В. Парето и Г. Моска.

В. Парето (1848-1923) сформулировал концепцию, согласно которой равновесие и экономика любой социальной системы детерминируются правящим меньшинством – элитой, проходящей определенные циклы своего развития. ЦИКЛ СМЕНЫЭЛИТ Элиты – это то лучшее, что создается в недрах общества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, там расцветают, а впоследствии вырождаются и исчезают. Им на смену приходят так называемые контрэлиты, которые проходят те же фазы развития и упадок и вытесняются новыми элитарными образованиями. В. Парето характеризовал элиту как своеобразную “меритократию”, т.е. группу лучших людей, обладающих особыми социальными качествами.

Г. Моска (1858-1941), предложил качественно иной подход, рассматривавший элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности. Согласно представлениям этого итальянского социолога, в силу своей организованности политическая элита, по сути дела, монополизирует власть, контролируя все действия большинства населения, в том числе избирательные кампании, которые при таких условиях не в состоянии навязать волю населения правящим группам.
В современной научной литературе доминирует позиция, согласно которой элитные слои и группы, соответствующие им административно-управленческие структуры существуют объективно (в связи с реально существующим неравенством людей разделением труда, требующим профессионализма в политике и управлении; высокой престижностью и высокосоциальной значимостью административно-политического управления и др.) и являются результатам не чьей-то субъективной воли, а естественно-исторического развития общественных отношений.
3)Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе:

· Политическая,

· Экономическая (представители крупного капитала),

· Идеологическая(информационная – ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ т.е. те, кто формирует мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения),

· Культурная (авторитетные и влиятельные деятели искусства, представители творческой интеллигенции),

· Научная (наиболее одаренная часть интеллектуальной элиты, влияющая на развитие науки и техники),

· Военная.

4)Структура элиты:

5)Закономерности смены и системы рекрутирования элит

Очевидно, что качество элиты во многом зависит от принципов ее формирования (рекрутирования). Известно, что политическое рекрутирование – это вовлечение людей в активную политическую жизнь. И важнейшее место в нем занимает процесс рекрутирования политико-административной элиты, обладающей наибольшими властными ресурсами, иначе говоря, процесс продвижения к вершинам политической иерархии. Важнейшими каналами рекрутирования элит являются государственный аппарат, органы местного самоуправления, политические партии, бизнес (выходцы из которого часто выдвигаются на элитные позиции в государственном управлении), система образования (особенно элитного образования). Роль и удельный вес каждого из этих каналов различны, они зависят от традиций той или иной страны, уровня ее политической культуры. Российские социологи констатируют рост роли армии и силовых структур для формирования политической элиты в начале XXI века (в период президентства В.В. Путина). Для политической системы США одним из важнейших каналов формирования политической элиты является большой бизнес (происходит широкая миграция из бизнеса в политику и обратно).

Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.
- Антрепренерскую систему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.
Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.

- Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т.д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.
Система гильдий преобладала в странах тоталитарных.

7)Элитное образование и социальная справедливость

Справедливо ли элитное образование? Чтобы получить на него ответ, прежде всего и предлагается различение элитного (открытого) и элитарного (закрытого) образования. Элитарное образование – образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности, богатства, связям. Социологи обычно различают «элиту крови» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (критерий, основной для индустриального общества) и элиту знаний (критерий, становящийся приоритетным в информационном обществе). Поскольку элитарное образование – образование для выходцев из узкого круга, оно, на наш взгляд, несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества или не могут себе позволить дать детям дорогостоящее частное образование. Напротив, элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что главным его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богатства родителей. Для усвоения знаний и ценностей, предлагаемых этой системой образования, необходим высокий уровень интеллектуальных способностей.

8)Своеобразие современной российской политической элиты (желательно написать более доступным языком) состоит в том, что она переживает переходный период. В своей значительной части она формировалась за счет выходцев из старой советской партийной государственной номенклатуры. В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп. Половина всех лидеров партий, более половины новых бизнесменов, значительная часть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры.
Этот этап сближает современную российскую элиту с институционализированными формами воспроизводства и продвижения, характерными для западных элит. Вместе с тем сохранилась преемственность с номенклатурной ротацией кадров. Указанная особенность, с одной стороны, маргинализирует элиты, а с другой — за счет циркуляции и инфильтрации, повышает степень их корпоративности. В этом отношении новая российская политико-административная элита ближе к номенклатурной, нежели к западному типу политико-административной элиты. Образовательный уровень российской политической элиты и его профиль в целом соответствует уровню западной элиты. Другие структурные показатели политико-административной элиты России в целом близки показателям западноевропейской. У нас так же значителен удельный вес выходцев из малых городов, низок процент женщин, более рельефно обозначился представительский отрыв от основных социальных слоев (рабочие, крестьяне, молодежь). Элита также оказалась неспособной создать систему новых ценностей и идеалов, которые бы объединили страну и мобилизовали массы на достижение совместных целей. В целом можно утверждать, что современная российская политическая элита пока не готова эффективно выполнять свои социальные функции перед обществом.

Элита и персонал государственной службы: диалектика взаимоотношений.???

Роль государственной кадровой политики в формировании правящей элиты.???

Значение системы подготовки и повышения квалификации кадров высшего звена государственного управления в формировании элиты.???

Механизмы формирования правящей элиты, его элементы и особенности. -???

 

10) Эффективная элита как фактор стабилизации общества

Условием прогрессивного развития и стабильности современного общества должна быть квалифицированная и эффективная политическая элита. Элита эффективна если работает на народ.

11)Факторы, обеспечивающие профессиональное развитие и прогрессивное обновление элитных слоев. -???

12)Преодоление бюрократизма на государственной службе как фактор формирования эффективной правящей элиты.

В настоящее время особую актуальность в российском обществе приобретает дебюрократизация, т.е реализация системы мер по преодолению бюрократизма. Ведь от качества работы чиновников зависит, будут ли люди терпимо настроены по отношению к власти или она будет вызывать у них отторжение. Бюрократизм приобретает тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее политический режим. Демократизм и бюрократизм - противоположности. Демократизация системы управления для повышения ее эффективности неизбежно лишает бюрократизм благоприятной среды. Основным путем преодоления бюрократизма в нашем обществе должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничение круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной иерархической системы государственного управления всем и вся необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д) могут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: