Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Права человека»
1. Основные задачи дисциплины «Права человека», предмет и система спецкурса.
2. Эволюция представлений о правах человека.
3. Историческое значение Конституции США (1787), Билля о правах (1789 - 1791), французской Декларации прав человека и гражданина (1789).
4. Права человека в истории философской и общественно-политической жизни России
5. Понятие и принципы прав человека
6. Всеобщность, универсальность прав человека и культурный релятивизм.
7. Система прав человека: основания классификации
8. Концепция «поколений» прав человека
9. Новое поколение прав человека: соматические права человека
10. Конституция РФ 1993 г. о человеке, его правах и свободах как высшей ценности общественного развития.
11. Правовое государство и права человека. Формирование правового государства в России
12. Права человека как общесоциальная идея: происхождение и развитие идеи прав человека.
13. Понятие и сущность прав человека, их соотношение с правами гражданина.
14. Классификация прав человека
15. Свобода личности как выражение сущностной характеристики прав человека.
16. Понятие свободы личности и ее государственно-правовое значение.
17. Формирование гражданского общества и правового государства - решающая предпосылка достижения свободы личности и обеспечения прав человека.
18. Международный пакт о гражданских и политических правах
19. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
20. Место и роль Конституции в нормативном обеспечении свободы личности.
21. Становления и развития прав человека и гражданина в РФ (этапы конституционного развития).
|
22. Конституционный статус гражданина, его понятие и общая характеристика.
23. Понятие, система (классификация), функции и принципы организации национальных учреждений по правам человека
24. Соотношение норм международного и внутреннего государственного права в области прав человека.
25. Система международно-правовых актов о правах человека.
26. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и ее историческое значение.
27. Международный механизм и процедура защиты прав человека.
28. Равноправие - конституционный принцип правового государства.
29. Равенство перед законом - неотъемлемое право человека и гражданина.
30. Равноправие, льготы и привилегии. Льготы и привилегии в правовом статусе граждан РФ.
31. Юридическая природа основных прав и свобод как непосредственно действующих.
32. Личные права и свободы, их содержание и основное назначение.
33. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
34. Конституционное право на неприкосновенность личности.
35. Неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища.
36. Свобода совести, юридические гарантии реализации права на религиозные убеждения и религиозную деятельность
37. Политические права, свободы и обязанности, их содержание, гарантии и механизм реализации.
38. Право на участие в управлении делами государства, его комплексное нормативное содержание и формы реализации.
39. Избирательные права граждан РФ, процедура и гарантии их реализации.
40. Право на объединение, формы его реализации.
41. Право на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан РФ.
|
42. Свобода мысли и слова, свобода печати, механизм и гарантии реализации.
43. Экономическая свобода личности как объект правового регулирования.
44. Право на труд, особенности его нормативного содержания и гарантии обеспечения в условиях рынка.
45. Право частной, собственности: его субъекты, объекты, правовые гарантии обеспечения.
46. Обеспечение прав человека - основа взаимоотношений гражданина и правового государства.
47. Понятие и система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
48. Понятие и общая характеристика механизма реализации основных прав и свобод.
49. Деятельность органов адвокатуры по обеспечению прав и свобод граждан.
50. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан.
51. Европейская законодательная и судебная система защиты прав человека
52. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)
53. Понятие международных стандартов в области прав человека
54. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в ее субъектах
55. Защита прав человека в рамках системы ООН.
ТЕМА: ФОРМЫНЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В САМОУПРАВЛЕНИИ
ВОПРОСЫ
1. Местный референдум
2. Муниципальные выборы
3. Сход граждан
4. Правотворческая инициатива граждан
5. Публичные слушания
6. Опрос, собрания и конференции граждан
Несовершеннолетние указанной категории самостоятельно несут имущественную ответственность, т.е. они признаются деликтоспособными. При этом в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" (Российская газета. 2010. 5 февраля. N 24) отмечается, что при разрешении споров, связанных с возмещением вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, судам надлежит исходить из того, что в соответствии с п. 1 ст. 1074 ГК вред подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним (ст. 1064 ГК). Если несовершеннолетний, на которого возложена обязанность по возмещению вреда, не имеет заработка или имущества, достаточного для возмещения вреда, обязанность по возмещению вреда полностью или частично возлагается субсидиарно на его родителей (усыновителей) или попечителей, а также на организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находился причинитель вреда под надзором (ст. 155.1 СК), если они не докажут отсутствие своей вины. Причем эти лица должны быть привлечены к участию в деле в качестве соответчиков. Их обязанность по возмещению вреда, согласно п. 3 ст. 1074 ГК, прекращается по достижении несовершеннолетним причинителем вреда возраста 18 лет либо по приобретении им до этого полной дееспособности. В случае появления у несовершеннолетнего достаточных для возмещения вреда средств ранее достижения им возраста 18 лет исполнение обязанности субсидиарными ответчиками приостанавливается и может быть возобновлено, если соответствующие доходы прекратятся.
|
Коррупцию условно можно классифицировать на несколько основных видов:
1) по статусу субъектов:
а) коррупция в органах власти;
б) коррупция в частном секторе;
в) коррупция в политике или политическая коррупция.
2) по уровням:
а) низовая;
б) верхушечная;
в) вертикальная.
3) по степени общественной опасности:
а) коррупция-проступок;
б) коррупция-преступление.
Некоторые ученые выделяют в отдельный вид политическую коррупцию
Латинское слово "corrumpere" имеет несколько значений: "повреждать желудок плохой пищей", "портить воду в закрытой таре", "расстраивать дела", "расточать состояние", "приводить в упадок нравы", "упускать возможности", "истощать источник", "истреблять насекомых", "поджигать имущество", "губить свободу", "обольщать женщин", "развращать молодежь", "искажать смысл", "фальсифицировать результаты", "унижать достоинство"
В европейских странах терминологическое обозначение местного самоуправления имеет некоторое расхождение, например,
в немецкой науке применяется для обозначения системы местного самоуправления термин Selbstverwaltung,
а во Франции самоуправление обозначается термином decentralisation. Из объяснения Редлиха следует, что Гнейст недостаточно точно применил английский термин Selfgovernment к определению понятия внутреннего управления в Англии. Для определения понятия местного управления в Англии употребляется лишь термин Local government, заменивший ранее Civil government и Municipal government. Гнейст введен был в заблуждение Тульмином Смиттом и его школой, применившей широкое англо-американское понятие Selfgovernment, обозначающее всю совокупность представительных учреждений самоуправляющего народа по отношению к местному управлению <2>.
--------------------------------
<2> См.: Redllich I. Englische Lokalverwaltung. Leipzig, 1901. P. 760.
Вопрос: Фитнес-клуб как работодатель размещает объявление о наборе новых тренеров, указывая в качестве одного из требований наличие хорошей физической формы у кандидата. Может ли данное требование быть признано дискриминационным?
4.3.Учебная литература
Основная литература
Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. 680 с.
Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ДМК Пресс, 2015. 208 с.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 645.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / И.В. Бабичев, В.В. Волков, А.В. Мадьярова и др.; под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015.672 с.
Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. — М., 2005.
Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.
Законодательные акты субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 (ред. от 22.02.2017) «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 23.09.2009)// «Санкт-Петербургские ведомости», № 179, 24.09.2009.
Закон Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411-68 (ред. от 15.10.2015) «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 30.06.2005)//«Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 11, 21.11.2005.
Задание 1.
Источники муниципального права как отрасли права.
Является ли обычай источником муниципального права?
Подготовьте письменно свое обоснование ответа на данный вопрос. В этих целях изучите определение местного самоуправления, даваемое Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.), Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.).
Кроме того, различным вопросам регулирования трудовых и смежных с ними отношений полностью или частично посвящены многие другие
Федеральные законы, например, такие как "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации",
"О сельскохозяйственной кооперации",
"Об альтернативной гражданской службе",
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и т.д.
Подзаконные акты. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам. На современном этапе указное правотворчество не характерно для регулирования трудовых отношений, поскольку все наиболее важные вопросы регулируются ТК РФ и федеральными законами. Указы Президента РФ в основном регламентируют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере: в качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 24 мая 2009 г. N 584 "Вопросы оплаты труда работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (в ред. от 30 января 2012 г.)