В настоящее время кофе и кофейные напитки в основном поступают расфасованными. При подготовке их к продаже проверяют целостность упаковки, товары в нарушенной упаковке приводят в надлежащее состояние, если это невозможно - переупаковывают и маркируют с указанием точной массы товара или ее доводят до исходной. Пакеты с расфасованными товарами выставляют на полки шкафов и прилавков по видам, сортам и наименованиям. В витринах, в торговом зале должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже товаров.
К подготовке товаров к продаже относятся следующие операции:
- освобождение товара от транспортной тары,
- проверка качества и количества,
- отбор недоброкачественных образцов,
- проверка качества фабричной потребительской упаковки,
- облагораживание товара
- маркировка.
Организация рабочего места продавца при продаже кофе и кофейных напитков включает следующие операции:
- подготовка оборудования и инвентаря с проверкой их наличия и исправности, а также наличие упаковочных материалов;
- пополнение рабочего места запасом кофе и кофейных напитков;
- проверка правильности выкладки товара, наличие ценников. Продажа товаров покупателям может производиться только в течение времени, установленном режимом работы торгового предприятия.
Все покупатели обслуживаются на общих основаниях, кроме тех категорий, для которых предусмотрены льготы и особые условия обслуживания.
Продаваемые товары должны отпускаться в упакованном виде, кроме товаров которые по своему характеру не требует упаковывания. Магазин обязан иметь в наличие упаковочные материалы. Дополнительная плата за упаковку не взимается.
В торговых организациях, работающих по методу самообслуживания в торговом зале должны находиться продавцы-консультанты, которые консультируют покупателя по вопросам, касающимся потребительских свойств и качества товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации товаров. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира, для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета.
|
5. Оборудование и инвентарь, используемый при продаже товара.
В зависимости от функционального назначения мебель подразделяют на следующие группы: для хранения товаров: подготовки товаров к продаже; выкладки товаров для продажи и непосредственного обслуживания покупателей; осуществления расчетов с покупателями; дополнительного обслуживания покупателей.
Для хранения товаров в складских помещениях предназначены подтоварники, поддоны, стеллажи.
Подтоварники – это деревянные или металлические решетчатые настилы, предназначенные для хранения товаров в крупной упаковке (бочках, мешках, ящиках, коробках).
|
Поддоны являются разновидностью подтоварников.
Стеллажи представляют собой полки, укрепленные на стойках. Полки могут быть разделены вертикальными стенками, что позволяет раскладывать товар по видам, сортам или другим признакам. Витрины представляют собой конструкцию из стеклянных стенок и полок, предназначенную для демонстрации товара внутри торгового предприятия. Витрины бывают пристенными и островными, имеющими стеклянные стенки со всех сторон.
Горки могут быть стационарными и передвижными. По конструкции и месту установки горки подразделяют на пристенные, островные и торцевые.
Пристенные горки имеют полки с одной стороны и устанавливаются по периметру торгового зала. Островные горки имеют полки с обеих сторон и устанавливаются в торговом зале линиями с проходами между ними для передвижения покупателей
Прилавки используют для непосредственного обслуживания покупателей. Со стороны продавца прилавок оборудован полками для хранения рабочего запаса товара и инвентаря, а со стороны покупателя – полочкой для сумок. Прилавок может быть без витрины и с витриной из стекла для выкладки и демонстрации товаров.
Для дополнительного обслуживания и удобства покупателей устанавливают столы для упаковки товаров, а в магазинах самообслуживания – шкафчики для хранения сумок покупателей.
ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ
Торговый инвентарь – это различные приспособления и инструменты, используемые в торговом процессе. В зависимости от назначения инвентарь подразделяют на следующие группы: для приемки товаров; для подготовки к продаже и продажи; для отбора товаров покупателями; рекламно – выставочный; санитарно – гигиенический.
|
Инвентарь для приемки товаров подразделяется на инвентарь для вскрытия тары и инвентарь для проверки качества товаров.
Инвентарь для подготовки к продаже и продажи товаров используют различные приспособления и инструменты: вазы, ножи, лопатки и т.п.
Инвентарь для отбора товаров покупателями применяются специальные вилки (для определения свежести хлеба), совки, пакеты, корзинки, тележки.
Рекламно – выставочный инвентарь предназначен для рекламы и выкладки товаров в оконных витринах и торговых залах. К нему относятся крюки для подвески частей мясных туш, колбасных изделий и мясокопченостей, лотки, емкости из стекла или полимерных материалов для сыпучих и некоторых кондитерских товаров, вазы и корзины для выкладки кондитерских изделий, фруктов, овощей.
Санитарно – гигиенический инвентарь предназначен для проведения уборки и санобработки помещений торгового предприятия, например мусоросборники, совки, ведра, щетки, швабры и т.п.
Холодильные прилавки. На предприятиях общественного питания холодильные прилавки и витрины используют для демонстрации и хранения в процессе продажи охлажденных продуктов, холодных блюд, закусок и кондитерских изделий. Прилавки и витрины устанавливаются в торговых залах предприятий и магазинах кулинарии, а так же в буфетах и кафе. Витрина-прилавок «Пингвин-В» состоит из двух частей, верхней — витрины и нижней — прилавка. Передняя и боковые стороны витрины закрыты двойным полированным стеклом, а со стороны продавца — тремя раздвижными створками, выполненными из оргстекла.
Средняя температура витрины от -4 до -6°С; внутри прилавка от -2 до -4°С.
Прилавок-витрина ПВ-Ш (школьный). Прилавок-витрина используется в школьных буфетах для хранения холодных и горячих блюд. Он состоит из холодного, теплого и машинного отделений. Все это собрано и установлено на обшей металлической раме.