Становление и современный этап развития казначейской системы




Казначейская система России сегодня- это система, которая оказывает услуги участникам бюджетного процесса, проводит платежи сектора государственного управления. Ее основной задачей является обеспечение нормального функционирования единого счета бюджета и лицевых счетов бюджетополучателей. Казначейскую систему сегодня можно назвать транспортной системой для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования). И, наконец, это система, которая позволяет через свою систему регистрации операций представлять информацию об исполнении бюджета. В СССР до перестройки эти функции выполнял Госбанк СССР в соответствии с Инструкцией № 27 о кассовом исполнении бюджета СССР и входящих в него республик. В ней было определено, что Госбанк регистрирует операции по поступлению средств, распределяет доходы по уровням бюджетов, по нормативам, установленным законом, и дает информацию об исполнении бюджетов по символам (сейчас – это коды бюджетной классификации) нарастающим итогом. Фактически эти функции, которые выполняли раньше расчетно-кассовые центры Госбанка СССР в части кассового обслуживания счетов бюджетов, выполняет в настоящее время система федерального казначейства с добавлением ряда вопросов, связанных с доведением до участников бюджетного процесса административных решений собственника (прежде всего, это лимиты бюджетных обязательств). Строгость бюджетной системы, закона о бюджете, закона о бюджетной классификации в этот период нивелировалась необязательностью их исполнения. Деньги переводились на счет бюджетного учреждения в банке, дальше бюджетное учреждение свободно и фактически бесконтрольно ими распоряжалось в отсутствии предварительного и текущего контроля.

Достоверная информация о том, что происходило на самом деле (насколько несовершенна была эта система, насколько она была жесткой и неэффективной) в законодательные органы власти фактически не поступала. В результате все это приводило к тому, что учреждение или не могло выполнять свои функции, или сдерживало инициативу (если это учреждение активно занималось на рынке предоставлением услуг). Бюджетная классификация, в свою очередь, порождала массу противоречий.

Федеральное казначейство на этапе своего становления выполнило возложенные на него функции органа, отвечающего за исполнение бюджета, и предоставило органам законодательной и исполнительной власти достоверную информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, тем самым, приблизив их к пониманию необходимости бюджетных реформ.

Экономику СССР в период 1980-1990-х характе­ризовал системный кризис, в рамках которого проявились: структурный, бюджетный, финансовый, платежный, банковский кризисы. Кризис охватил все сферы финансов, а по глубине своего проявления он особенно болезненно проявился в бюджетной сфере. Именно бюджетный кризис стал основным фактором и ком­понентом финансового кризиса. Хроническая проблема недобора налогов и дефицита федерального бюджета особенно обострилась во второй половине 90-х гг. Покрытие дефицита краткосрочными налоговыми обязательствами государства, которые оседали либо в отечественных банках, либо у иностранных держателей, создало долговую пирамиду. В реальном секторе экономики наблюдался резкий спад производства, который, в свою очередь, привел к значительному снижению налоговых поступлений в бюджетную систему.

Наблюдалась тенденция неуправляемости и бес­контрольности сферы финансовых отношений.

Основной фактор проявления непрозрачности и плохой управляемости бюджетных потоков - бесконтрольное использование государственных денеж­ных средств и разрастание теневого сектора экономики, - стал реальной угрозой безопасности государства. По оценкам право­охранительных органов, ежемесячно из России незаконно «утекало» от 1,5 до 3 млрд. дол. Для России бегство отечественных капиталов (в виде прироста остатков средств на корреспондентских счетах в банках за границей, креди­тования оффшорных банков и фирм, невозвращения экспортной выручки, завышения платежей по импорту) имело разрушитель­ные последствия.

Одновременно платежный баланс России сильно пострадал от падения мировых цен на нефть, алюминий, стальной прокат и некоторые другие экспортные товары.

В таких условиях ЦБ РФ отказался от поддержа­ния стабильности курса рубля, перешел к свободному «рыночному плаванию», что привело к девальвации рубля к концу 1998 г. почти в 4 раза.

Таким образом, трансформационный переход России к экономике рыночного типа осуществлялся преимущественно методом «проб и ошибок». Произвол в формировании государственного бюджета административно-командными методами в сочетании с бесконт­рольностью его распределения и использования, правовой вакуум, породивший не только мощную теневую экономику, но и стреми­тельное разрастание коррупции, привели к полной неуправляе­мости бюджетных потоков и форм их движения в рамках бюджетов различного уровня бюджетной системы и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов. Именно в этот период отчетливо проявилась необходимость реформирования экономики, ее финансов.

Вопросы бюджетной политики государства в это время были в центре внимания общества (населения, политиков, органов власти), т.к. в любой стране бюджет - это форма выражения существа государственной власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер.

К середине 1992 г. страна пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства РФ. Задержки в перечислении налогов и сборов на счета Министерства финансов РФ, а также в представлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк РФ (Банк России). Последний, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за доходностью стали переводить свои счета в коммерческие банки.

Именно с 1992 года начинается современный этап развития органов Федерального Казначейства. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета. В 1992 году был издан Указ Президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 «О Федеральном казначействе». Органы федерального казначейства наделялись следующими функциями:

- организация исполнения бюджета;

- управление средствами на счетах органов казначейства;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объема государственных финансов;

-контроль за исполнением бюджета.

Управление федерального Казначейства по Брянской области образовано 23 марта 1993 года в исполнении Указа Президента РФ от 08.12.92г.№ 1556, что зафиксировано в соответствующем Постановлении администрации Брянской области(№70). С этого времени проведение государственной бюджетной политики, повышение оперативности в финансировании государственных программ по Брянской области, контроль за поступлением, целевым и экономным расходованием средств государственной казны на территории Брянщины осуществляет система органов казначейства, включающая в себя, кроме областного управления, 30 отделений по городам и районам области.

Первым руководителем УФК по Брянской области был Самотесов Николай Дмитриевич. Под его руководством сформировались и приступили к работе районные и городские отделения. Брянское городское отделение казначейства в 1993г. Возглавил Вохрушенков Анатолий Егорович. Вначале УФК располагалось в арендованном здании по адресу: г.Брянск,ул.Фокина,10. В конце 1994г. Управлением было выкуплено здание по ул. Красноармейской,158, где и находится по настоящее время.

Отделение по Дятьковскому району УФК по Брянской области было организовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1556 от 08.12.1992 года на основании приказа Управления федерального казначейства по Брянской области от 28.11.1993 года № 7-П.

Отделение по Дятьковскому району Управления Федерального казначейства поБрянской области является органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении Управления Федерального казначейства по Брянской области. Местонахождение Отделения - Брянская область, г. Дятьково, ул.Ленина д.185.

В настоящее время действует отделение на основании Положения об отделении по Дятьковскому району УФК по Брянской области, утвержденного Приказом УФК по Брянской области № 31-П от 30.03.2005 г.

Отделение реализует в пределах своей компетенции полномочия и права территориального органа Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации о бюджете cyбъекта Российской Федерации, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, Положением и другими нормативными правовыми актами.

На сегодняшний день в Отделении по Дятьковскому району УФК по Брянской области обслуживается 53 получателя бюджетных средств, финансируемых на основании смет расходов, которым открыто 110 лицевых счетов.

Немаловажное значение для обеспечения успешной работы отделения имеет создание хороших условий труда. В Дятьковском Отделении создана современная материально-техническая база на основе компьютерных систем и оборудования. Постоянное внимание уделяется обеспечению защиты информации.

Главная ценность Отделения по Дятьковскому району УФК по Брянской области – это кадры. Профессиональный, самоотверженный труд казначейских работников - вот основной залог успеха любого дела.

В городском отделении работает в настоящее время 20 специалистов, в основном это бывшие работники городского финансового отдела, с практическим опытом работы в бюджетной системе. Все специалисты компетентно и добросовестно относятся к своим обязанностям. В Отделении постоянно организуется переподготовка и повышение профессионального уровня государственных служащих. За период работы (1992-2007гг.) труд работников Казначейства был отмечен многими наградами: руководитель Отделения награжден знаком «Отличник финансовой работы», 7 специалистов награждены Почетной грамотой Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Брянской области, 2 специалиста награждены Почетной грамотой Федерального казначейства.

Решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов Российской Федерации в отдельную федеральную службу было принято в 2004 г. в ходе проводимой административной реформы. В это время продолжалось исполнение федерального бюджета 2004г., и органы Казначейства несли ответственность за соблюдение установленных процедур исполнения федерального бюджета. Поэтому Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было предусмотрено, что в новом качестве система федерального казначейства начнет функционировать с 1.01.2005. Это позволило спокойно завершить исполнение бюджета 2004 г. и подготовиться к работе в новых условиях.

Административной реформой предусмотрено, в частности, четкое разделение правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных и обслуживающих функций между вновь создаваемыми органами исполнительной власти. Поэтому ряд функций, которые ранее выполняло Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, были переданы новому федеральному органу исполнительной власти - Федеральному казначейству.

Эти изменения потребовали пересмотра большого количества нормативных актов и, в первую очередь, Бюджетного кодекса РФ. В декабре 2004 г. в Бюджетный кодекс были внесены принципиальные изменения относительно полномочий Минфина РФ и Федерального казначейства.

Важной составляющей бюджетной реформы в Российской Федерации явилось становление казначейской системы. Развитие казначейского исполнения бюджета невозможно без организации системы, создающей условия к оптимальному управлению наличностью.

Результатом работы Минфина и Федерального казначейства в течение последних лет стала действительная реализация принципа «единства кассы».

Сегодня на повестке дня - задача создания системы, создающей условия к оптимальному управлению финансовыми ресурсами государства. Ее выполнению способствует принятая Правительством и реализуемая казначейством концепция Единого счета казначейства (ЕКС).

Сложность реализацииЕКС связана с территориальными масштабами России (наличием 11-ти часовых поясов), большим количеством участников бюджетного процесса (свыше 70 тыс.) и ограниченными возможностями платежной системы Банка России. Тем не менее, несмотря на все эти сложности, Концепция ЕКС с момента ее утверждения (январь, 2000 г.) внедряется быстрыми темпами.

Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

- централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытым в ЦБ РФ;

- централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

- ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК.

В настоящее время продолжается работа по внедрению в практику новейших технологий. Федеральное казначейство вместе с Департаментом информационных технологий Министерства финансов РФ вводят порядок, позволяющий в ежедневном режиме отслеживать не только суммы собранных по территории всей России доходов, но и информацию о том, в результате уплаты ка­ких налогов и сборов эти суммы получены.

Таким образом, 2004 г. стал годом серьезнейших изменений в принципах организации бюджетного процесса. Эти изменения явились результатом накопленного опыта, но было положено лишь начало преобразований в бюджетной сфере.

8 декабря 2007года казначейская система России отмечает свой юбилей. 15 лет назад Президент России подписал Указ № 1556 «О Федеральном казначействе». Каждый год из этого пятнадцатилетия был наполнен упорным, кропотливым трудом по обеспечению перевода федерального бюджета на казначейское обслуживание, обеспечению сохранности и управляемости государственных финансов. Сегодня с удовлетворением можно сказать, что задача перевода бюджетных потоков под казначейский контроль выполнена. Интересы казны России под надежной защитой.

 

Заключение

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов, среди которых бюджетное планирование и бюджетный процесс являются одними из основных. Полное и своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам – одна из основных задач государства. Органом, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различных уровней, является созданная в декабре 1992 года новая структура – Федеральное Казначейство Российской Федерации.

Таким образом, в начале 90-х годов назрела серьезная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета, обеспечивала бы прозрачность движения государственных средств. Исходной идеей образования казначейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходимой для управления бюджетом, и осуществления жесткого управленческого контроля над процессом исполнения бюджета.

Развитие казначейской системы исполнения бюджета сопровождалось передачей функций и объема работы, выполняемых ранее органами ЦБ РФ, Государственной налоговой службы РФ и местными финансовыми органами, в органы казначейства. Формирование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функционирования централизованной финансовой системы.

Пройденный за эти годы путь оказался нелегким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Основным достижением можно считать тот факт, что в конце ХХ века в России была выбрана правильная концепция исполнения федерального бюджета.

Можно с уверенностью заявить, что несмотря на огромные организационные трудности – поставленные задачи выполняются, федеральное казначейство выстояло и доказало свое безальтернативное право на существование.

Завершено создание институциональной организационной структуры органов Федерального казначейства.

Сегодня казначейство представлено центральным аппаратом и органами Федерального Казначейства во всех субъектах российской Федерации.

Практически все федеральные бюджетные учреждения (за исключением отдельных учреждений Минобороны России), обслуживаются в системе казначейства и не имеют счетов в банковской системе. А также все счета, на которые поступают доходы федерального бюджета, сосредоточены в системе Федерального казначейства.

Постоянно ведется работа по совершенствованию операционных процедур казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации.

Разработаны нормативные документы по порядку учета и распределения доходов бюджетной системы, по ведению лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, по кассовому обслуживанию местных бюджетов, по учету внебюджетных средств, по учету бюджетных обязательств и по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов и сметы расходов бюджетных учреждений.

Особое внимание уделяется совершенствованию процесса прохождения платежей в системе и контроля за осуществлением расходов бюджетополучателями в целях предотвращения создания несанкционированной кредиторской задолженности и обеспечения целевого использования бюджетных средств.

Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности федеральных органов федерального казначейства.

Исходя из вышеизложенного, можно заметить, что деятельность органов федерального казначейства осуществляется согласно действующему законодательству целесообразно и весьма эффективно.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.И. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ ДАНА 2002г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998г. (с изменениями и дополнениями).

3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации- М.2001г.

4. Ковалева А.М. Финансы 1997г.

5. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация, Вопросы экономики, № 8,1999г.

6. Приказ Минфина РФ от 08.12.2006 № 168 Н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (в ред.от 09.02.2007г.)

7. Пушкарева В.М. Финансовая наука о природе бюджета и становлении бюджетного процесса в России Финансы,2003.-№ 4.

8. Положение «О Федеральном казначействе» утверждено Правительством РФ от 27.08.1993г. №864 (в ред. от 28.01.1997г.).

9. Поляка Г.Б.бюджетная система России.- М: ЮНИТИ 2000г.

10. Приказ МинФина РФ «О бюджетной классификации» от 29.12.1994г. №177.

11. Указ Президента РФ от 8 декабря 1992г. № 1556 «О Федеральном Казначействе».

12. Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./М.-2003.

13. Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003.

14. Финансы № 8/2002г. Лебедев Д.О. «Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля».

15. Финансы № 12/2002г. Московченко С.Н. «Этапы становления органов федерального казначейства».

16. ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: