Краткое содержание темы: Закономерности развития детского организма. Цели, задачи физического воспитания, обеспечивающие целостное развитие ребенка. Дифференциация и интеграция целей, задач и содержания работы по физическому развитию. Возрастные особенности развития детей от рождения до 7 лет, социокультурные достижения ребенка-дошкольника. Показатели развития движений. Задачи развития моторики. Показатели физической готовности детей к школе. Характеристика психомоторного развития детей младшего школьного возраста, задачи физического воспитания.
Вопросы для обсуждения
1. Общие особенности развития и задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
2. Характеристика анатомо-физиологического, психического и моторного развития детей (раннего возраста, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста).
3. Задачи развития моторики (1 - 7 года жизни).
4. Характеристика психомоторного развития детей младшего школьного возраста. Задачи физического воспитания.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание 1
Заполнить таблицу на основе анализа программ воспитания и обучения в детстком саду
Название програм-мы | Структура раздела “Физичес-кое воспита-ние | Цели, задачи работы | Особен-ности содержа-ния, связь с другими разделами работы | Формы оценки физичес-кой подготов-ленности | Предпол-агаемые техноло-гии реализа-ции содержа-ния прог- раммы | Выводы о недостат-ках и достоин-ствах раздела |
Типовая1 | ||||||
Детство | ||||||
Радуга | ||||||
Истоки | ||||||
И др. |
Подсказка: При изучении этой темы необходима опора на знание особенностей физического и психического развития детей, полученные в курсах анатомии, физиологии, гигиены, психологии, педагогики. Они помогут осознать необходимость целостного развития ребенка, взаимосвязь физического и психического в его развитии, своеобразие развития моторики на каждом возрастном этапе. Следует обратить внимание на специфику задач в каждой возрастной группе, уяснить, чем вызваны их возрастные изменения и в чем выражается преемственность. С этих позиций важно проанализировать программы воспитания в детском саду, установить преемственность программ воспитания в детском саду и школе.
Критерии оценки
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Глубина анализа | 1-3 |
Использование нескольких программ (количество использованных источников: не менее 3) | 1-4 |
Задание 2. По описанию движений, проявлений ребенка необходимо определить его возраст:
1. Перекрестная координация движений рук и ног во время ходьбы, бега, лазания проявляется эпизодически. Прыгает в длину с места, катает, бросает мяч.
2. Осмысленно относится к выполнению упражнения, проявляет настойчивость для достижения хорошего результата. Самостоятельно организует подвижные игры, осваивает элементы спортивных игр.
3. Начинает проявлять интерес к эталонам движений. Осваивает основные элементы техники упражнений. Лазает по лестнице чередующимся шагом, координация рук и ног при этом одноименная.
Критерии оценки
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Точность указания возраста | 1-3 |
Аргументированность ответа | 1-2 |
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1976, с.37 -45.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.. - СПб.: Акцидент, 2000.
3. Истоки. Программа./Центр дошкольное детство им. Запорожца. - М.: Карапуз, 1997.
4. Радуга: Программа “Методическое руководство для воспитателей”. - М.: Просвещение, 1994.
5. Программа “Развитие” (основные положения). - М.: Новая школа, 1994.
6. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста/Автор-сост. С.С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2001.
б) дополнительная
1. Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – М., 1992.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье»).//Дошкольное воспитание, 1993, № 11, с. 4-18, № 12, с. 8-14.
3. Богина Т., Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка.//Дошкольное воспитание, 1999, № 6, с. 58-61.
4. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек.//Дошкольное воспитание, 1997, № 12, с. 72-75.
5. Выбор программ физического совершенствования детей в дошкольном учреждении. Мет.рек./Авт.-сост. С.О. Филиппова, В.И. Москаленко, С.В. Никольская, Т.В. Волосникова. – СПб.: СПбГТУ, 1999.
6. Давыдов В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6- летнего возраста разных типов конституции.//Теория и практика физической культуры., 1995, № 11, с. 39-43.
7. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительая технология 21 века./Авт.-сост. Ю.В. Антоонов, Т.Н. Кузнецова, Т.Д.Саулина. – М.: АРКТИ, 2000.
8. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет./Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002.
9. Кравчук А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.//Теория и практика физической культуры, 1994, № 11, с. 15-18.
10. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении//Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 8-11.
11. Лубышева Л.И. Социальные аспекты обновления содержания физического воспитания в 21 веке.//Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий.- СПб, 2001, № 4,3, с. 77-87.
12. Настольная книга учителя физической культуры./Под ред. И.П. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
13. Полтавцева Н.В. О программе знаний физической культуры для дошкольников.//Дошкольное воспитание, 1997, № 5, с. 14-20.
14. Тихвинский С.Б., Воронцов И.М. Социальные и медико-биологические проблемы физического воспитания с целью увеличения здоровья здоровых детей и подростков.//Спортивная медицина. – М.: Медицина, 1991.
15. Старт: программа для инструктора по физическому воспитанию дошкольников.//Дошкольное воспитание, 1996, № 1-11, 1997 № 7.
Сроки представления задания: пятая неделя
Сроки проверки задания: пятая неделя
Дата: шестая неделя