Краткое содержание темы: Двигательная деятельность как фактор развития ребенка. Ребенок как объект и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Двигательное умение, двигательный навык, двигательное умение высшего порядка, закономерности их формирования. Физиологические механизмы. Многоуровневая система управления движениями. Динамический стереотип - особое состояние функциональной системы. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка. Задачи формирования двигательных навыков на различных возрастных этапах. Диагностика двигательных навыков детей 2-7 лет. Двигательные качества, физические способности, врожденные задатки, психофизические качества. Быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, их характеристика, особенности, условия и средства развития у дошкольников. Диагностика. Ведущие двигательные качества на различных возрастных этапах (3 - 7 лет). Обучение как процесс формирования двигательных умений и развитие физических качеств. Системно-структурный подход как основа конструирования целостного образовательного процесса. Принципы построения и реализации процесса обучения, системный подход в их определении. Этапы обучения: подготовительный, разучивания, закрепления. Методы, приемы обучения движениям, их взаимосвязь и взаимообусловленность, классификация, специфика применения в обучении движениям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на разных этапах овладения двигательными действиями. Использование информационно-коммуникативных технологий в физическом воспитании дошкольников
Седьмая неделя Название темы и часы: Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. (п\з 2 часа)
|
Вопросы для обсуждения
1. Определение основных понятий “двигательные умения”, “двигательный навык”, “умение высшего порядка”.
2. Многоуровневая система управления двигательными действиями.
3. Закономерности формирования двигательных навыков.
4. Условия формирования двигательных навыков у детей.
5. Задачи формирования двигательных навыков на различных возрастных этапах.
6. Диагностика двигательных навыков детей 2 - 7 лет.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание 1. Изучив предложенную литературу выделить специфическое влияние особенностей развития центров управления движениями ребенка на характер его движений
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Установление связи зрелости различных центров нервной системы и особенностей движений ребенка | 1-3 |
Глубина анализа | 1-2 |
Задание 2. Опираясь на теорию многоуровневого управления движениями, предложите упражнения, которые будут способствовать разгрузке нервной системы ребенка в процессе двигательной деятельности
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Правильность ответа | 1-2 |
Глубина анализа | 1-2 |
Задание 3. На примере любого физического упражнения разъясните, как оно будет выполняться на уровне умения и навыка.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Понимание сущности конкретного уровня владения двигательным действием | 1-2 |
Аргументация выбора показателей | 1-2 |
Задание 4. Оценить уровень развития навыков у ребенка старшего дошкольного возраста в одном из видов основных движений.
|
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Правильность выбора показателей и тестов | 1-2 |
Аргументация выбора показателей | 1-2 |
Подсказка: При изучении данной темы необходимо уяснить сущность понятий “двигательные умения”, “двигательный навык”, “умения высшего порядка”, разобраться в физиологических основах двигательных действий (роли различных отделов нервной системы в управлении движениями, основными положениями теории функциональных систем П.К. Анохина), освоить учение Н.А. Бернштейна об уровнях управления движениями, понять специфику овладения движениями детьми дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.
б) дополнительная
1. Бадалян Л., Миронов А. Двигательные функции ребенка //Дошкольное воспитание, 1975, № 9.
1. Грядкина Т.С. Тесты для оценки физической подготовленности старших дошкольников. //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии, медицине - Межвуз сб. науч. трудов. - СПб.: Образование, 1993.
2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений //Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1994, Т.2.
Сроки представления задания: седьмая неделя
Сроки проверки задания:. седьмая неделя
Восьмая неделя Название темы и часы: Развитие двигательных (физических) качеств у детей дошкольного возраста. (коллоквиум -2 часа)
|
Вопросы для обсуждения
1. Понятия “двигательные качества”, “физические способности”, “врожденные задатки”, “психофизические качества”.
2. Закономерности развития двигательных способностей (гетерохронность, этапность, фазность, перенос).
3. Быстрота, ее характеристика. Особенности развития у детей. Условия и средства развития быстроты у дошкольников.
4. Сила, ее характеристика. Особенности развития силы у детей. Условия и средства развития силы у дошкольников.
5. Выносливость, ее характеристика. Особенности развития выносливости у дошкольников.
6. Ловкость, ее характеристика. Особенности развития ловкости у детей. Условия и средства развития ловкости у дошкольников.
7. Гибкость, ее характеристика. Особенности развития гибкости у детей. Условия и средства развития гибкости у дошкольников.
8. Ведущие двигательные качества на различных этапах (3 - 7 лет).
9. Взаимосвязь и взаимообусловленность развития двигательных качеств и формирование двигательных навыков.
10. Методика оценки двигательных качеств у дошкольников. Шкала оценки темпов прироста двигательных качеств у детей дошкольного возраста.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание 1. Составить тезисы по рекомендованной литературе
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Подробная характеристика каждого двигательного качества | 1-3 |
Указание физиологических механизмов каждого качества | 1-2 |
Выделение тестов для оценки каждого двигательного качества | 1-2 |
Выделение гетерохронности развития двигательных качеств у детей | 1-2 |
Выделение упражнений для развития каждого двигательного качества в разных возрастных группах | 1-2 |
Задание 2. Разработать рекомендации для воспитателей по использованию тренажеров в физическом воспитании дошкольников
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соответствие выбора тренажера возрасту ребенка и направленности на развитие физического качества | 1-3 |
Выраженная развивающая направленность | 1-2 |
Оригинальность подхода | 1-2 |
Использование спортивно-компьютерного тренажера | 2-3 |
Задание 3. Составить портрет одного ребенка, характеризующий уровень развития у него двигательных качеств.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Выделение показателей развития физических качеств ребенка | 1-3 |
Выбор тестовых заданий, позволяющих объективно оценить уровень развития двигательных качеств | 1-2 |
Указание возможных результатов диагностики | 1-2 |
Выдвижение рекомендаций по повышению уровня развития физических качеств у ребенка | 2-3 |
Подсказка: При работе над литературой по данной теме следует обратить внимание на характеристики каждого двигательного качества, его специфику, физиологические механизмы развития, взаимосвязь развития двигательных качеств и формирование двигательных навыков. Это позволит понять специфику создания условий для развития отдельных двигательных качеств и методики их развития у детей дошкольного возраста. Особое внимание необходимо обратить на динамику двигательных качеств как основу для построения программ индивидуального развития движений каждого ребенка.
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников /Сост. Ноткина Н.А.. - СПб.: Образование, 1993.
2. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: Акцидент, 1999.
3. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения /Автор составитель Н.А. Ноткина. - СПб.: ЛОИУУ, 1995.
4. Тренажеры для дошкольников. Метод.рек. /Сост Т.С. Грядкина. - СПб.: Образование, 1992.
б) дополнительная
1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей. – Ярославль:Гринго, 1996.
2. Грядкина Т.С. Подвижные игры как средство коррекции замедленной сенсомоторной реакции у детей пятого и шестого года жизни //Герц.чтения. Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. - СПб.: Образование, 2000, с. 90-93.
3. Грядкина Т.С. Спортивно-компьютерные тренажеры как средство формирования культуры движения и развития психики дошкольников //Общество и детство: права ребенка Тез.докл.и сообщ. 5 межд.конф. “Ребенок в современном мире”. - СПб.: Омега, 1998, с. 195- 197.
4. Назарова Н. Игровой стретинг /Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство. /Под ред. С.Д. Соловей. - Ривьера, 1995, с. 50 - 55.
5. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Б. Быкова. - СПб.: Акцидент, 1999.
6. Парамонов Р.В., Седов К.М. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие физическую подготовленность девочек 4-5 лет.//Теория и практика физической культуры, 1995, № 11, с. 43-45.
7. Шлык Н.И., Загуменова В.М., Выдрин З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и сомато-вегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки.//Теория и практика физической культуры., 1984, № 11, с. 34-36.
Сроки представления задания: восьмая неделя
Сроки проверки задания:. восьмая неделя
Девятая неделя Название темы и часы: Принципы и методы обучения детей движениям (п/з 2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Принципы обучения детей движениям, их специфика.
2. Этапы процесса обучения движениям, своеобразие их применения в разных возрастных группах (в раннем возраста, младшем, среднем, старшем дошкольном).
3. Специфика освоения сложных физических упражнений дошкольниками.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание 1. Задание 1. На основе анализа литературы заполнить таблицу, показывающую специфику использования методов обучения в разных возрастных группах.
Методы обучения детей движениям | 1 младшая группа | 2 младшая группа | средняя группа | старшая группа | подготови-тельная группа |
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Указание специфики использования методов наглядных, словесных, практических | 1-3 |
Указание специфики использования проблемных методов | 1-2 |
Использование информационно-рецептивных, репродуктивных, методов на развитие двигательного творчества | 1-3 |
Разработка образовательной ситуации для каждой возрастной группы с аргументированным указанием избранных методов | 1-3 |
Задание 2. Выбрать принципы построения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Критерии оценки первого задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
адекватность интерпретации принципа | |
адекватность правил его реализации | |
содержательность таблицы | |
доказательность собственной позиции | |
Подсказка: При изучении данной темы необходимо понять специфику применения общедидактических принципов при обучении детей физическим упражнениям, изменение методов и приемов обучения двигательным действиям в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей конкретной группы, осознать задачи, содержание каждого этапа обучения: подготовительного, основного, заключительного.
Задание 3. Объясните, без каких методов обучения нельзя обойтись на этапах ознакомления, разучивания и закрепления двигательного действия? Объясните целесообразность применения отдельных методов.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Аргументированность суждений | 1-3 |
Адекватность выбора метода, приема этапу обучения и возрасту детей | 1-2 |
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям: Метод.рек. /Сост. Грядкина Т.С. - СПб.: ЛОИУУ, 1993.
2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.В. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М.: Академия, 1999.
б) дополнительная
1. Глумунушина Н., Финадеева Л. Сделаем спорт наглядным /Обруч, 1998., №4.
2. Дербицкая С. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание, 1996, № 8.
Сроки представления задания: девятая неделя
Сроки проверки задания:. девятая неделя
Дата: десятая неделя