Название темы и часы на освоение темы: Основы обучения детей двигательным действиям. (лекции: 8часа, п/з: 4 часа)




Краткое содержание темы: Двигательная деятельность как фактор развития ребенка. Ребенок как объект и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Двигательное умение, двигательный навык, двигательное умение высшего порядка, закономерности их формирования. Физиологические механизмы. Многоуровневая система управления движениями. Динамический стереотип - особое состояние функциональной системы. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка. Задачи формирования двигательных навыков на различных возрастных этапах. Диагностика двигательных навыков детей 2-7 лет. Двигательные качества, физические способности, врожденные задатки, психофизические качества. Быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, их характеристика, особенности, условия и средства развития у дошкольников. Диагностика. Ведущие двигательные качества на различных возрастных этапах (3 - 7 лет). Обучение как процесс формирования двигательных умений и развитие физических качеств. Системно-структурный подход как основа конструирования целостного образовательного процесса. Принципы построения и реализации процесса обучения, системный подход в их определении. Этапы обучения: подготовительный, разучивания, закрепления. Методы, приемы обучения движениям, их взаимосвязь и взаимообусловленность, классификация, специфика применения в обучении движениям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на разных этапах овладения двигательными действиями. Использование информационно-коммуникативных технологий в физическом воспитании дошкольников

 

Седьмая неделя Название темы и часы: Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. (п\з 2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Определение основных понятий “двигательные умения”, “двигательный навык”, “умение высшего порядка”.

2. Многоуровневая система управления двигательными действиями.

3. Закономерности формирования двигательных навыков.

4. Условия формирования двигательных навыков у детей.

5. Задачи формирования двигательных навыков на различных возрастных этапах.

6. Диагностика двигательных навыков детей 2 - 7 лет.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Задание 1. Изучив предложенную литературу выделить специфическое влияние особенностей развития центров управления движениями ребенка на характер его движений

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Установление связи зрелости различных центров нервной системы и особенностей движений ребенка 1-3
Глубина анализа 1-2

Задание 2. Опираясь на теорию многоуровневого управления движениями, предложите упражнения, которые будут способствовать разгрузке нервной системы ребенка в процессе двигательной деятельности

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Правильность ответа 1-2
Глубина анализа 1-2

Задание 3. На примере любого физического упражнения разъясните, как оно будет выполняться на уровне умения и навыка.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Понимание сущности конкретного уровня владения двигательным действием 1-2
Аргументация выбора показателей 1-2

Задание 4. Оценить уровень развития навыков у ребенка старшего дошкольного возраста в одном из видов основных движений.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Правильность выбора показателей и тестов 1-2
Аргументация выбора показателей 1-2

Подсказка: При изучении данной темы необходимо уяснить сущность понятий “двигательные умения”, “двигательный навык”, “умения высшего порядка”, разобраться в физиологических основах двигательных действий (роли различных отделов нервной системы в управлении движениями, основными положениями теории функциональных систем П.К. Анохина), освоить учение Н.А. Бернштейна об уровнях управления движениями, понять специфику овладения движениями детьми дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.

б) дополнительная

1. Бадалян Л., Миронов А. Двигательные функции ребенка //Дошкольное воспитание, 1975, № 9.

1. Грядкина Т.С. Тесты для оценки физической подготовленности старших дошкольников. //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии, медицине - Межвуз сб. науч. трудов. - СПб.: Образование, 1993.

2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений //Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1994, Т.2.

Сроки представления задания: седьмая неделя

Сроки проверки задания:. седьмая неделя

 

 

Восьмая неделя Название темы и часы: Развитие двигательных (физических) качеств у детей дошкольного возраста. (коллоквиум -2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятия “двигательные качества”, “физические способности”, “врожденные задатки”, “психофизические качества”.

2. Закономерности развития двигательных способностей (гетерохронность, этапность, фазность, перенос).

3. Быстрота, ее характеристика. Особенности развития у детей. Условия и средства развития быстроты у дошкольников.

4. Сила, ее характеристика. Особенности развития силы у детей. Условия и средства развития силы у дошкольников.

5. Выносливость, ее характеристика. Особенности развития выносливости у дошкольников.

6. Ловкость, ее характеристика. Особенности развития ловкости у детей. Условия и средства развития ловкости у дошкольников.

7. Гибкость, ее характеристика. Особенности развития гибкости у детей. Условия и средства развития гибкости у дошкольников.

8. Ведущие двигательные качества на различных этапах (3 - 7 лет).

9. Взаимосвязь и взаимообусловленность развития двигательных качеств и формирование двигательных навыков.

10. Методика оценки двигательных качеств у дошкольников. Шкала оценки темпов прироста двигательных качеств у детей дошкольного возраста.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Задание 1. Составить тезисы по рекомендованной литературе

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Подробная характеристика каждого двигательного качества 1-3
Указание физиологических механизмов каждого качества 1-2
Выделение тестов для оценки каждого двигательного качества 1-2
Выделение гетерохронности развития двигательных качеств у детей 1-2
Выделение упражнений для развития каждого двигательного качества в разных возрастных группах 1-2

Задание 2. Разработать рекомендации для воспитателей по использованию тренажеров в физическом воспитании дошкольников

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Соответствие выбора тренажера возрасту ребенка и направленности на развитие физического качества 1-3
Выраженная развивающая направленность 1-2
Оригинальность подхода 1-2
Использование спортивно-компьютерного тренажера 2-3

Задание 3. Составить портрет одного ребенка, характеризующий уровень развития у него двигательных качеств.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Выделение показателей развития физических качеств ребенка 1-3
Выбор тестовых заданий, позволяющих объективно оценить уровень развития двигательных качеств 1-2
Указание возможных результатов диагностики 1-2
Выдвижение рекомендаций по повышению уровня развития физических качеств у ребенка 2-3

Подсказка: При работе над литературой по данной теме следует обратить внимание на характеристики каждого двигательного качества, его специфику, физиологические механизмы развития, взаимосвязь развития двигательных качеств и формирование двигательных навыков. Это позволит понять специфику создания условий для развития отдельных двигательных качеств и методики их развития у детей дошкольного возраста. Особое внимание необходимо обратить на динамику двигательных качеств как основу для построения программ индивидуального развития движений каждого ребенка.

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников /Сост. Ноткина Н.А.. - СПб.: Образование, 1993.

2. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: Акцидент, 1999.

3. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения /Автор составитель Н.А. Ноткина. - СПб.: ЛОИУУ, 1995.

4. Тренажеры для дошкольников. Метод.рек. /Сост Т.С. Грядкина. - СПб.: Образование, 1992.

б) дополнительная

1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей. – Ярославль:Гринго, 1996.

2. Грядкина Т.С. Подвижные игры как средство коррекции замедленной сенсомоторной реакции у детей пятого и шестого года жизни //Герц.чтения. Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. - СПб.: Образование, 2000, с. 90-93.

3. Грядкина Т.С. Спортивно-компьютерные тренажеры как средство формирования культуры движения и развития психики дошкольников //Общество и детство: права ребенка Тез.докл.и сообщ. 5 межд.конф. “Ребенок в современном мире”. - СПб.: Омега, 1998, с. 195- 197.

4. Назарова Н. Игровой стретинг /Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство. /Под ред. С.Д. Соловей. - Ривьера, 1995, с. 50 - 55.

5. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Б. Быкова. - СПб.: Акцидент, 1999.

6. Парамонов Р.В., Седов К.М. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие физическую подготовленность девочек 4-5 лет.//Теория и практика физической культуры, 1995, № 11, с. 43-45.

7. Шлык Н.И., Загуменова В.М., Выдрин З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и сомато-вегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки.//Теория и практика физической культуры., 1984, № 11, с. 34-36.

Сроки представления задания: восьмая неделя

Сроки проверки задания:. восьмая неделя

 

 

Девятая неделя Название темы и часы: Принципы и методы обучения детей движениям (п/з 2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Принципы обучения детей движениям, их специфика.

2. Этапы процесса обучения движениям, своеобразие их применения в разных возрастных группах (в раннем возраста, младшем, среднем, старшем дошкольном).

3. Специфика освоения сложных физических упражнений дошкольниками.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Задание 1. Задание 1. На основе анализа литературы заполнить таблицу, показывающую специфику использования методов обучения в разных возрастных группах.

 

 

Методы обучения детей движениям 1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа старшая группа подготови-тельная группа
           

 

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Указание специфики использования методов наглядных, словесных, практических 1-3
Указание специфики использования проблемных методов 1-2
Использование информационно-рецептивных, репродуктивных, методов на развитие двигательного творчества 1-3
Разработка образовательной ситуации для каждой возрастной группы с аргументированным указанием избранных методов 1-3

Задание 2. Выбрать принципы построения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Критерии оценки первого задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
адекватность интерпретации принципа  
адекватность правил его реализации  
содержательность таблицы  
доказательность собственной позиции  
   

Подсказка: При изучении данной темы необходимо понять специфику применения общедидактических принципов при обучении детей физическим упражнениям, изменение методов и приемов обучения двигательным действиям в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей конкретной группы, осознать задачи, содержание каждого этапа обучения: подготовительного, основного, заключительного.

Задание 3. Объясните, без каких методов обучения нельзя обойтись на этапах ознакомления, разучивания и закрепления двигательного действия? Объясните целесообразность применения отдельных методов.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Аргументированность суждений 1-3
Адекватность выбора метода, приема этапу обучения и возрасту детей 1-2

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям: Метод.рек. /Сост. Грядкина Т.С. - СПб.: ЛОИУУ, 1993.

2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.В. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М.: Академия, 1999.

 

б) дополнительная

1. Глумунушина Н., Финадеева Л. Сделаем спорт наглядным /Обруч, 1998., №4.

2. Дербицкая С. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание, 1996, № 8.

Сроки представления задания: девятая неделя

Сроки проверки задания:. девятая неделя

 

Дата: десятая неделя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: