Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Грамотное построение комплекса | 1-3 |
Грамотное использование физкультурного пособия | 1-3 |
Соблюдение правил записи упражнений | 1-3 |
Задание 2. Сделать сравнительный анализ влияния использования современных модификаций общеразвивающих упражнений на развитие детей по следующей схеме:
Современные модификации общеразвивающих упражнений | Разносторонний характер воздействия на детский организм | Возможности локального воздействия на отдельные мышечные группы | Доступность детям | Возможность точного дозирования физической нагрузки | Возможность осуществления самоконтроля и самооценки | Специфическое воздействие |
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Полное соблюдение логической структуры | |
Выделение наииболее существенных признаков технологии | 1-3 |
Подсказка: При изучении данной темы необходимо понять значимость и место общеразвивающих упражнений в общей системе работы по физическому воспитанию дошкольников. Эти упражнения позволяют педагогу наиболее направленно и локально решать задачи физического воспитания, развивать определенные группы мышц и отдельные двигательные качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость). Они являются школой движений для маленьких детей, закладывают фундамент культуры движений. Следует обратить внимание на: правила записи упражнений, требования к отбору упражнений для детей разных возрастных групп, составлению комплексов, определению дозировок. Следует обратить внимание на: содержание, структуру общеразвивающих упражнений, задачи обучения им в разных возрастных группах; требования к отбору упражнений для детей разных возрастных групп, составлению комплексов; определению дозировок правила записи общеразвивающих упражнений; методические приемы и их последовательность, своеобразие в обучении общеразвивающим играм с учетом возраста детей (показ, объяснение, способы раздачи физкультурных пособий и т.д.); современные модификации общеразвивающих упражнений для дошкольников.
|
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Буренина А.И. Ритмическая гимнастика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста. - СПб.: ЛГОУ, 1997.
2. Лескова Т.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990.
3. Тренажеры для дошкольников. Метод.рек /Сост. Т.С. Грядкина. - СПб.: образование, 1992.
4. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику? - Минск.: НМ Центр, 1998.
б) дополнительная
1. Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног //Обруч, 1998., № 5.
2. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М., 1989.
3. Грядкина Т.С. Фитболаэробика в ДОУ //Мат.научн.форума обществ.движ. “Здоровый мир”, 5 нац.конгресс по профилакт.медицине и валеологии. - СПб.: Инс-т профилактической медицины, 1998, с. 72-73.
4. Ефименко Н. Театр физического воспитания //Обруч, 1999, № 5.
5. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста //Обруч, 1999.
6. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ЛИНКА-Пресс, 1999.
|
7. Засыпкина Л., Содатенкова Т., Шестова А. Ритмическая гимнастика. //Дошкольное воспитание, 1996, № 11, с.15.
8. Коваленко В.С., Почис К.А., Сергеева К.М., Попова Т.Л. и др. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей: Метод.рек. - СПб.:Изд-во АОЗТ “Викторита”, 1997.
9. Козырева О. Упражнения с большими ортопедическим мячами //Обруч, 1996, № 1, с.33-35.
10. Латохина Л.И., Андрус Т.А. Творим здоровье души и тела. - СПб.: ООО изд-во Пионер; М.: ООО Изд-во Апрель, ООО Изд-во АТС, 2000.
11. Левченкова Т.В. Рекомендации по оздоровительной гимнастике на специальных мячах. – М.: Аконит, 1995.
12. Мамонтова М. Ритмическая гимнастика. //Дошкольное воспитание, 1996, № 6, с.61.
13. Мартынов В. Упражнение для глаз. //дошкольное воспитание, 1995, № 1, с. 66.
14. Назарова А.Г. Игровой стретчинг //Оздоровление детей в организованных коллективах: Практич.руководство /Ред. С.Д. Соловей. - Ривьера, 1995, с. 50-55.
15. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие. Программа диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001.
16. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Уч.-метод.пос. – СПб, 1999.
17. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: Речь, 2002.
18. Осипова В. Поза ребенка: хатка - йога в детском саду //Обруч, 1997, № 3.
19. Соловьева Н. Об использовании дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками. //Дошкольное воспитание, 1995, № 4, с. 28.
20. Фросины В, В.П. Азбука-зарядка //Обруч, 1998, № 5.
21. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастике для дошкольных учреждений (Са-Фи-Дансе). – СПб.: Нестор, 1998.
|
22. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” (комплексы общеразвивающих упражнений для детей 3-5 лет) //Дошкольное воспитание, 1997., № 3, с. 55-56.
23. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” (комплексы общеразвивающих упражнений для детей 5-7 лет) //Дошкольное воспитание, 1997, № 4, с. 31-37.
24. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт”: Дыхатальная гимнастика для детей 3-7 лет. //Дошкольное воспитание, 1997, № 2, с.14.
Сроки представления задания: двенадцатая неделя
Сроки проверки задания:. двенадцатая неделя
Дата: тринадцатая неделя. Название темы и часы на освоение темы: Подвижные игры и игры с элементами спорта (2 часа п/з –проводится, если студенты не обучаются на практикуме «Подвижные игры»)
Краткое содержание темы: Значение подвижных игр, виды, современные технологии обучения..
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольника.
2. Виды подвижных игр, их сравнительная характеристика.
3. Содержание и методика проведения игр в разных возрастных группах (подбор игр, руководство игрой - распределение ролей, контроль за ходом игры, подведение итогов).
4. Воспитание навыков самоорганизации детей в подвижных играх.
5. Спортивные игры для дошкольников, технология обучения.
Задание 1. Отобрать игры и игровые упражнения для подготовки детей к освоению одной спортивной игры (бадминтон, баскетбол, настольный теннис и др.).
Подсказка: изучая литературу, студенты должны понять, почему подвижная игра является ведущим видом двигательной деятельности ребенка, раскрыть ее характерные черты, что лежат в основе классификации игр, и выяснить, какие педагогические задачи можно решать, используя разные виды подвижных игр (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта). Следует разобраться в особенностях организации и методике проведения подвижных игр и игр с элементами спорта. Важно понять, что игры с элементами спорта требуют создания особых материальных условий, определенного уровня физической подготовленности детей. В связи с этим следует разобраться в содержании подготовительных и основных периодов в обучении детей конкретным играм с элементами спорта.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соответствие содержания игр двигательным действиям, широко используемым в конкретной спортивной игре | 1-3 |
Задание 2. На примере конкретной сюжетной подвижной игры попробуйте поэтапно раскрыть методику ознакомления с ней детей.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соответствие предложенных действий классической методике руководства игрой | 1-3 |
Доказательность высказанных предложений | 1-2 |
Оригинальность авторского подхода | 1-3 |
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Адашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.
2. Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В. Кенеман, - М.: Просвещение, 1995.
3. Карташова А.О. О самоорганизации детей в подвижных играх. // Дошкольное воспитание, 1995 № 11 с. 20.
4. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. - СПб., 1994.
5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для образования детей от 1 года до 14 лет. - М.: Просвещение, 1994.
б) дополнительная
1. Грядкина Т.С. Подвижные игры как средство коррекции замедленной сенсомоторной реакции у детей пятого и шестого года жизни. // Герценовские чтения №Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999 с. 90 - 93.
2. Демидова Е. Игры - Эстафеты для дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1985 № 8 с. 26.
4. Отапенко И.В., Ноткина Н.А. Игровые задания как средство развития пространственной ориентировки у детей шестого года жизни.,, Межвуз. сб. науч. трудов. Развитие и воспитание дошкольника. - СПб.: Образование, 1993 с. 3 - 7.
5. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. / Автор. сост. Н.А. Ноткина, - СПб.: ЛОУУ, 1995.
6. Тарасова И. Баскетбол для самых маленьких. // Обруч, 2000, № 2 с. 34 - 37.
Сроки представления задания: тринадцатая неделя
Сроки проверки задания:. тринадцатая неделя
Дата: четырнадцатая неделя. Название темы и часы на освоение темы: (2 часа п/з)–
Краткое содержание темы: Значение спортивных упражнений, виды, современные технологии обучения..
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика спортивных упражнений как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Особенности обучения отдельным спортивным упражнениям:
а) специфика влияния данного вида упражнений на развитие детей;
б) организация условий для занятий спортивными упражнениями: подготовка участка, подбор спортивного инвентаря, консультации для воспитателей и родителей и др.;
в) задачи и содержание подготовительного и основного периода обучения данным упражнениям;
г) методы и приемы обучения спортивным упражнениям в разных возрастных группах.
Задание 1. На примере конкретного спортивного упражнения попробуйте поэтапно раскрыть методику ознакомления с ним детей.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Соответствие предложенных действий классической | 1-3 |
Выделение подготовительного периода | 1-3 |
Выделение основного периода | 1-3 |
Доказательность высказанных предложений | 1-2 |
Оригинальность авторского подхода | 1-3 |
Задание 2. Сделать краткие тезисы по основной литературе.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию: