Задача №1
Медсестру ночью вызвали в палату к больному, у которого при каждом кашлевом толчке выделялась алая пенистая кровь.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте постановку пузыря со льдом на грудную клетку.
Эталоны ответов
1.У пациента с кавернозной формой туберкулеза возникло легочное кровотечение - о чём свидетельствует выделение алой пенистой крови при кашле.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) придать больному полусидячее положение с целью профилактики аспирации кровью и мокротой;
в) обеспечить физический и психический покой для создания эмоционального комфорта;
г) положить на грудь пузырь со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;
д) давать больному глотать кусочки льда;
е) наложить жгуты на конечности - создание депо венозной крови;
ж) приготовить к приходу врача кровоостанавливающие препараты:
- - 10% р-р кальция хлорида;
- - 10% р-р глюконата кальция;
- - 1% р-р викасола;
- - 5% р-р аминокапроновой кислоты;
- - 10% р-р желатиноля;
з) приготовить все необходимое для определения группы крови;
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует применение пузыря со льдом.
Задача №2
После инъекции инсулина пациент сахарным диабетом пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.
|
Эталоны ответов
1. У пациента развилось гипокликемическое состояние после введения инсулина, возможно в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача, так как состояние больного при гипокликемии может быстро и резко ухудшиться;
б) срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для повышения уровня глюкозы в крови;
в) при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;
г) осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;
д) обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче.
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже.
Задача №3
Медсестру вызвали к соседу, которого ужалили пчёлы. Пострадавший отмечает боль, жжение на местах укусов, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры.
Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 39ºС, пульс - 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Соберите противошоковый набор.
Эталоны ответов
1. У пациента в результате множественных укусов пчёл развилась аллергическая реакция отек Квинке.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;
|
б) обнаружить жалы и удалить их вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях;
в) приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани;
г) обильное питье с целью дезинтоксикации;
д) дать кордиамин 20-25 капель поддержания сердечно-сосудистой деятельности;
е) дать 1-2 таблетки (димедрола или супрастина или тавегила) с целью антигистаминного воздействия;
ж) следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом;
з) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора.
Задача №4
В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин, АД 210/110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.
Эталоны ответов
1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одышка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.
|
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) создать полусидячее положение с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, обеспечить абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания;
в) очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;
г) обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода с пеногасителем с целью улучшения условий оксигенации;
д) наложение венозных жгутов на конечности с целью уменьшения объема циркулирующей крови;
е) поставить грелки и горчичники к ногам на область голени с отвлекающей целью;
ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
з) приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства, сердечные гликозиды, глюкокортикоиды.
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем.
Задача №5
В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота “кофейной гущей”.
Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, пульс 120уд/мин малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.
Эталоны ответов
1. У больного с язвенной болезнью желудка развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных - бледности и влажности кожных покровов, снижение АД (90/60), рвоты цвета “кофейной гущи”.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и подложить ко рту лоток или салфетку для рвотных масс;
в) запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;
г) положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровонаполнения сосудов;
д) следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;
е) к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);
ж) приготовить все для определения группы крови;
з) медсестра выполняет все назначения врача;
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.
Задача №6
Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением.
Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения. АД 80/40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
- бледность кожных покровов, холодный пот;
- частый пульс (96 уд/мин), слабого наполнения, низкое АД (80/40 мм рт. ст.);
- учащенное, не затрудненное дыхание (24 уд/мин).
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;
б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;
г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;
д) до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;
е) к приходу врача приготовить препараты:
- 10% р-р кофеина;
- 10% р-р кордиамина;
- 20% р-р камфоры;
ж) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
Задача №7
В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.
Эталоны ответов
1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;
г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;
д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:
- бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адреналина;
- антигистаминные препараты: 1% р-р димедрола, 1% р-р тавегила, 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;
- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;
- сердечные гликозиды: 0,06 % р-р коргликона или 0,05% р-р строфантина;
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором.
Задача №8
К медсестре здравпункта завода обратился мужчина. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, положительный симптом Пастернацкого справа, температура 36,30С, пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику сбора мочи по Нечипоренко.
Эталоны ответов
1. У пациента, вследствие физической нагрузки развился приступ почечной колики из-за спазма гладкой мускулатуры мочевых путей и движения камня.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
- мочекаменная болезнь в анамнезе;
- боль в поясничной области с характерной иррадиацией;
- положительный симптом Пастернацкого;
- учащенное и болезненное мочеиспускание.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать скорую помощь;
б) обеспечить пациенту психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;
в) положить грелку на поясничную область с целью снятия спазма гладкой мускулатуры мочевыводящих путей;
г) обеспечить наблюдение за пациентом до прибытия врача, периодически измерять АД, пульс, ЧДД;
д) приготовить к приходу врача для неотложной помощи препараты: 2% р-р но-шпы, 0,2% р-р платифиллина, 2% р-р папаверина гидрохлорида, 50% р-р анальгина, баралгин (с целью обезболивания);
е) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику сбора мочи по Нечипоренко.
Задача №9
Вскоре, после внутримышечного введения пенициллина, больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте постановку пробы на чувствительность к антибиотикам.
Эталоны ответов
1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) прекратить введение пенициллина;
б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
в) уложить пациента с приподнятым ножным концом с целью притока крови к головному мозгу;
г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
д) осуществлять контроль за состояние пациента (АД, ЧДД, пульс);
е) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола;
з) приготовить потивошоковый набор;
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки пробы на чувствительность к антибиотикам.
Задача №10
У пациента, находящегося на стационарном лечении с диагнозом бронхоэктатическая болезнь, внезапно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.
Объективно: больной бледен, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин, АД 90/70 мм рт. ст., он беспокоен, выражает чувство страха смерти.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте наложение венозных жгутов на конечности.
Эталоны ответов
1. У пациента развилось легочное кровотечение на фоне бронхоэктатической болезни. При кашле появилась алая кровь с пузырьками воздуха.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) придать больному возвышенное положение с целью профилактики ампирации крови в дыхательные пути,
в) обеспечить полный физический покой, снять волнение и психическое напряжение создания эмоционального комфорта;
д) положить пузырь со льдом на грудную клетку, давать глотать кусочки льда с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;
е) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
ж) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:
- шприцы;
- кровоостанавливающие препараты (10% р-р хлорида кальция, 10% р-р желатиноля, 5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола);
з) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует наложение венозных жгутов на конечности.
Задача №11
К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.
Эталоны ответов
1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетельствует боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стеснения в груди.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта;
в) придать пациенту удобное положение в постели;
г) расстегнуть стесняющую одежду;
д) обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;
е) поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;
ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
з) дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации;
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников.
Задача №12
В здравпункт завода обратилась женщина 50 лет с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчекаменная болезнь.
Задания
1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.
Эталоны ответов
1. В результате нарушения диеты у больной с желчекаменной болезнью развился приступ печеночной колики. О чём говорит: боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;
в) обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача;
г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:
- 2% р-р но-шпы;
- 2% р-р папаверина;
- 0,2% р-р платифиллина;
- 0,1% р-р атропина;
- 50% р-р анальгина;
- баралгин;
д) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции.
Задача №13
После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному стало плохо. Он побледнел и упал.
Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие на свет не реагирует, пульс нитевидный.
Задания
Вы медсестра, находитесь рядом:
1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику п/к инъекции на фантоме.
Эталоны ответов
1. В результате психоэмоционального перенапряжения, пребывание в душном автобусе у молодого человека возник обморок.
Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:
- отсутствие сознания;
- отсутствие реакции зрачков на свет;
- бледность кожные покровов, холодные конечности;
- тахикардия.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вынести пациента из автобуса и уложить несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;
б) вызвать скорую помощь;
в) расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;
г) поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на ЦНС (при наличии аптечки у водителя);
д) обрызгать холодной водой лицо, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;
е) периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;
ж) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику п/к инъекции на муляже.
Задача №14
В приемное отделение доставлена пациентка 32 лет в бессознательном состоянии.
При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижены, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс 90 уд/мин, АД 90/60 мм рт. ст. У пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Выполните на фантоме катетеризацию мочевого пузыря.
Эталоны ответов
1. У пациентки страдающей сахарным диабетом развилась гипергликемическая кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение АД.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
в) взять у пациента кровь и мочу на исследования;
г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:
- для внутривенного капельного введения - р-р Рингера, 4% р-р бикарбоната натрия, 5% р-р глюкозы, 0,9% р-р хлорида натрия;
- препараты инсулина короткого действия (хоморап, илетин обычный, актрапид, инсулрап);
- сердечные гликозиды: 0,05% р-р строфантина или 0,06% р-р коргликона;
- 10% р-р кофеина, 1% р-р мезатона;
- кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту;
- теплый 2% р-р соды для клизмы;
д) обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.
Задача №15
В медпункт обратился мужчина 62 лет, у которого после нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст.,ЧДД 22 в мин.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.
Эталоны ответов
1. У пациента после нервного перенапряжения в течение часа держатся жгучие боли за грудиной, которые не снимаются нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса;
в) придать полусидячее положение или уложить больного на спину с приподнятым головным концом;
г) поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;
д) повторить прием нитроглицерина под язык 0,0005 мг с интервалом 8-10 минут (возможен прием до 6-8 раз в сутки);
е) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД) до приезда скорой помощи;
ж) приготовить препараты:
- 50% р-р анальгина;
- 2% р-р но-шпы;
- 2% р-р папаверина;
- 1% р-р димедрола;
з) выполнить все назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы.
Составители: преподаватели «Сестринского дела в терапии» Смоленского базового медицинского колледжа Шкода И.А. (председатель ЦМК), Нанкевич Л.И., Панькова И.Е., Тихонова Л.И.
Задачи по терапии
ЗАДАЧА 1
В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хронического бронхита. От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.
При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение температуры тела до 37,8 град.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроцианоз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.
Пациенту назначено амбулаторно:
1.Общий анализ мокроты;
2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.
Задания
1. Определите удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2. Выявите приоритетную проблему, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на общий анализ
4. Обучите пациента методам профилактики застоя мокроты.
5. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников.
Эталон ответа:
1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, выделять, в безопасности.
Проблемы пациента:
настоящие: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, неверие в благополучный исход заболевания, тревога о своем состоянии.
Потенциальные: высокий риск развития эмфиземы легких, дыхательной недостаточности (осложнений)
2. Приоритетная проблема: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты.
Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели
Долгосрочная: пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля и способах профилактики застоя мокроты.
План | Мотивация |
1. М/с обеспечит прием обильного щелочного питья. | Для разжижения мокроты |
2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента | для компенсации потерь белка и укрепления организма |
3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день | для лучшего отхождения мокроты |
4. М/с обучит пациента дыхательной гимнастике, ежедневно в течение недели и будет контролировать в дальнейшем ее выполнение | для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов |
5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели | для улучшения кровообращения в легких |
6. М\с обеспечит проведение простейших физиопроцедур по назначению врача | для улучшения притока крови к органам грудной клетки |
7. М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты | для контроля за динамикой заболевания |
8. М/с обучит проводить дезинфекцию мокроты и плевательницы | для инфекционной безопасности |
9. М/с обеспечит прием отхаркивающих средств и бронхолитиков по назначению врача | для улучшения отхождения мокроты |
10. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты и контролировать состояние пациента: температуру, пульс, АД, ЧДД | для раннего выявления развития осложнений |
Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.
3. Студент доступно и грамотно объяснит пациенту как собрать мокроту на общий анализ.
4. Студент демонстрирует процесс обучения методам профилактики застоя мокроты.
5. Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом манипуляции.
ЗАДАЧА 2
В терапевтическое отделение областной больницы поступил пациент Н., 35 лет с диагнозом: “ острая долевая пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого.”
При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры тела до 39 град.
Заболел остро, 2 дня назад.
Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстает в акте дыхания. Температура 39,5 град, чдд 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст.
Больной эйфоричен, считает, что у него нет ничего серьезного, требует выписать его домой.
Пациенту назначено:
1.Анализ мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам;
2. Ампициллин 0,5х4 раза в день в/м.
Задания
1) Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и определите его проблемы.
2) Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией..
3) Объясните пациенту правила сбора мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам
4) Обучите пациента пользованию индивидуальной плевательницей
5) Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5г. ампициллина
Эталон ответа:
1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, избегать опасности.
Проблемы пациента
настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка 2 период, одышка, боль в грудной клетке, дефицит знаний о заболевании.
Потенциальная: риск развития осложнений
2. Приоритетные проблемы: боль в грудной клетке, лихорадка 2 период.
Проблема: лихорадка 2 период.
Краткосрочная цель: уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр.
Долгосрочная цель: исчезновение лихорадки к моменту выписки
План | Мотивация |
1. М\с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим | Для уменьшения нагрузки на организм |
2. Применить методы физического охлаждения: холодный компресс, легко укрыть пациента | Для снижения температуры |
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьем: соки, морсы, настои из трав | Для снижения температуры за счет охлаждения организма и для уменьшения интоксикации |
4. Смазывать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день | Для предупреждения образования трещин на губах |
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей | Для повышения защитных сил организма |
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты | Для обогащения воздуха кислородом |
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми | Для профилактики инфекционных осложнений |
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача | Для снижения температуры тела |
9. М/с обеспечит регулярную влажную уборку палаты с растворами антисептиков | Для обеспечения инфекционной безопасности пациента |
10. М/с будет контролировать состояние пациента: цвет кожных покровов, Рs, АД, ЧДД | Для ранней диагностики развития осложнений. |
Оценка: пациент отметил снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и исчезновение ее через 2 недели. Цель достигнута.
3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту как собрать мокроту на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.
4. Студент демонстрирует процесс обучения пользованию индивидуальной плевательницей.
5. Студент демонстрирует технику в\м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.
ЗАДАЧА 3
Пациент А., 1922 г. рождения, поступил в клинику на обследование. Предварительный диагноз: “центральный рак легкого.”
При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением мокроты слизистого характера, резкую слабость, боли в грудной клетке, усиливающиеся при кашле и физической нагрузке, периодическое повышение температура тела до субфебрильных цифр.
Объективно: состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные. Грудная клетка обычной формы, участвует в акте дыхания. Пациент пониженного питания, температура 36,9, чдд 22 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт.ст.
Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкозаболевания и ожидает такого же исхода.
Пациенту назначено:
1. Бронхоскопия
2. Р-р анальгина 50% - 20 в/м при болях
3. Анализ мокроты на атипичные клетки
Задания
1. Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните пациенту правила подготовки и необходимость проведения бронхоскопии.
4. Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки
5. Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 50%-2,0 р-ра анальгина.
Эталоны ответов
1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, есть, быть здоровым, работать, в безопасности.
Проблемы пациента настоящие: кашель с отделением мокроты, резкая слабость, боль в грудной клетке, похудание, страх за свое будущее.
Потенциальные: высокая степень риска из-за неустойчивости жизнедеятельности.
2. Приоритетная проблема: боль в грудной клетке
Цель - пациент отметит уменьшение боли до терпимой к концу недели
План | Мотивация |
1. М/с обеспечит пациенту удобное положение в постели | Для уменьшения болей |
2. М/с обеспечит пациенту физический и психический покой | Для ограничения подвижности плевральных.листков и уменьшения боли |
3. М/с объяснит пациенту преимущества поверхностного дыхания и ограничения физической активности | Для уменьшения болей из-за ограничения подвижности плевральных.листков |
4. М/с обучит пациента приемам самовнушения и релаксации в течение недели ежедневно по 15 минут | Для успокоения больного и адаптации к его состоянию |
5. М/с обеспечит пациенту прием обезболивающих средств по назначению врача | Для купирования болевого синдрома |
6. М/с будет следить за состоянием пациента: цвет кожных покровов, температура, пульс, чдд, АД, мокрота | Для контроля за динамикой заболевания и профилактики развития осложнений |
Оценка эффективности: пациент отметил уменьшение болей в грудной клетке до терпимых. Цель достигнута.