АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МАРКЕТИНГА
Цель: обобщить представления о сути научно-прикладной дисциплины «маркетинг».
Задание:
1. Проведите структурированный анализ различных определений маркетинга. Выявите общее и существенные различия в этих определениях.
2. Сформулируйте свое определение маркетинга на базе систематизации выявленных общих и специфических аспектов представленных определений. Обоснуйте включение в полученное определение отдельных аспектов.
3. Необходимо структурировать каждую из представленных дефиниций маркетинга по следующим аспектам: «это...», «направленный на...», «путем обеспечения...», «при выполнении условий...».
Исходные данные:
ü «Маркетинг — это управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли» (Институт маркетинга, Лондон).
ü «Маркетинг — процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций» (Американская ассоциация маркетинга — АМАСОМ).
ü «Маркетинг — управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы» (Г. Абрамишвили).
ü «Маркетинг — человеческая деятельность, которая направлена на удовлетворение как осознанного, так и латентного (скрытого, неосознанного) спроса на товары и услуги» (Р. Гист).
ü Маркетинг — процесс, который направлен в рамках налоясенных обществом ограничений к установлению при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, обладающими разнообразными потребностями, и людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности» (Д. Джолсон).
ü «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие» (Ф. Котлер).
ü «Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя» (Ж.Ж. Ламбен).
ü «Маркетинг — мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги оказываются в руках потребителей» (У. Район).
ü «Маркетинг — ведущая область хозяйственного управления, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос специфического изделия или услуги, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя с тем, чтобы обеспечить определенную компанией норму прибыли или достижение других целей» (Л. Роджер).
АНАЛИЗ СУЩНОСТИ, РОЛИ И ХРОНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА
Цель: Выявить уровень усвоения теоретического материала
Задание: Работа осуществляется путем самостоятельного письменного ответа на представленные ниже вопросы.
Исходные данные:
Вариант 1: 1.Что такое маркетинг?
2.Существовал ли маркетинг в СССР?
3. В чем отличия маркетинга 50-х годов прошлого века от современного?
Вариант 2: 1.Почему возник маркетинг и когда это произошло?
2.Чем маркетинг может помочь предпринимателю?
3.Можно ли в современных условиях обойтись без маркетинга
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Цель: Выявить способности обучающихся к выявлению особенностей и отличительных черт маркетинга
Задание: Необходимо письменно перечислить все виды сходства между предложенными объектами. Затем устно обосновать
Исходные данные: объекты для сравнения: «маркетинг» и «женщина».
АНАЛИЗ МАКРО- И МИКРОСРЕДЫПРЕДПРИЯТИЯ
Цель: Выявить уровень усвоения теоретического материала, а так же освоение практических навыков его использования
Задание: Часть 1. Необходимо выделить основные факторы макро-, микро и внутренней среды предприятий (не меньше трех каждого вида). Результат оформить в виде таблицы (1):
Факторы макросреды | Факторы микросреды | Факторы внутренней среды |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Часть 2. Основываясь на данных табл.1 необходимо экспертным методом оценить факторы внешней среды организации, присвоив каждому из факторов следующие оценки:
− Важность для отрасли: 3-большая, 2- умеренная, 1- слабая;
− Влияние на предприятие: 3-сильное, 2- умеренное, 1- слабое, 0-отсутствует;
− Направленность влияния:+1-позитивное, –1- негативное.
Далее необходимо рассчитать интегральную оценку и сделать выводы, какие из факторов наиболее важны для предприятия, являются приоритетными направлениями развития деятельности и заслуживают особого внимания при разработке стратегии. Результаты оценки оформить в виде таблицы (2). Выводы разместить после таблицы.
Факторы внешней среды | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направленность влияния | Степень важности (интегральная оценка) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
Исходные данные:
В1: Индивидуальный предприниматель имеет сеть летних кафе в городе с населением около 100 тыс. человек. У предпринимателя налажены стабильные связи с поставщиками. Предполагается расширение бизнеса, для чего берется кредит в банке.
В2: Молокозавод диверсифицирует свою деятельность. Новым направлением является производство соков и сокосодержащей продукции. Для этих целей предполагается привлечение инвестиционного капитала. Продукция завода пользуется популярностью на региональном рынке, имеются стабильные каналы сбыта.
В3:Сельскохозяйственный кооператив работает в условиях жесткой конкуренции регионального рынка. Специализация кооператива — растениеводство, хозяйство находится в зоне рискованного земледелия. Потребителями продукций являются коммерческие предприятия и государственные организации. Кооператив имеет поддержку от местных органов власти.
В4:Завод производит сельскохозяйственное оборудование. Он имеет многолетнюю историю, торговая марка предприятия известна далеко за пределами его региона. У предприятия налажены стабильные связи с поставщиками и потребителями-организациями. Несмотря на минимум конкурентов, сбыт продукции недостаточно интенсивный из-за низкой покупательской способности конечных потребителей.
В5:Сеть автопарковок имеет на местном рынке четырех крупных конкурентов. Клиентам помимо основной услуги предлагаются услуги по ремонту автотранспорта, продовольственные товары, товары первой необходимости. Заправочные станции компании расположены преимущественно вне городской черты и крупных населенных пунктов. Компания имеет договоры на обслуживание с двумя автотранспортными предприятиями, работающими в регионе.
5. АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ
Цель: Выявить уровень усвоения теоретического материала, а так же освоение практических навыков его использования
Задание: Необходимо письменно доказать, что приведенные ниже товары(услуги) способны удовлетворить каждый уровень иерархии потребностей А.Маслоу. Оформляется в произвольной форме.
Исходные данные: помада, высшее образование, колготки, презерватив, автомобиль.