Задания по русскому языку и культуре речи для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция»
I. Тема: «Ортология »
1. Акцентологические нормы.
2. Лексические нормы.
3. Грамматические нормы.
Задания:
Акцентологические тренинги
Тренинг № 1
Агрономия Аналог Верование Вероисповедание Ветеринария Водопровод Газопровод Генезис Свекла Диспансер Добыча Догмат Договор Досуг Валовой Дремота Плато Жалюзи Иконопись Каталог Квартал Алкоголь Маркетинг Полиграфия | Медикаменты Мусоропровод Мышление Нефтепровод Новорожденный Оптовый Приговор Рефлексия Сироты Созыв Средства Торты Трубопровод Туфля Маркер Феномен Флюорография Форзац Ходатайство Хозяева Христианин Эксперт Еретик Алфавит |
Тренинг № 2
Агрономия развивается Не имеет аналогов Древнее верование Специалист по иконописи Алфавитный каталог В первом квартале этого года Строительство газопровода Генезис науки Новый пуловер Физкультурный диспансер Добыча угля Догматы церкви Подписать договор Культурный досуг Валовой национальный продукт Впал в дремоту Плато Укок Новое жалюзи Проложить нефтепровод Товары для новорожденных Оптовый магазин Судебный эксперт Он еретик Выучить алфавит Обнаружить алкоголь в крови Оперативная полиграфия Экономический колледж Бурят скважину Возбуждено дело Запломбировать зуб Телефон звонит Звонят по телефону Вы мне позвоните | Свобода вероисповедания Ветеринария развивается Новый водопровод Обеспечить медикаментами Выбросить в мусоропровод Форма мышления Оправдательный приговор Изучение механизмов рефлексии Вареная свекла Дума третьего созыва Технические средства Вкусные торты Проложить трубопровод Новая туфля Написать маркером Феномен культуры Пройти флюорографию Форзац учебника Обратился с ходатайством Хозяева дома Настоящий христианин Красивая танцовщица Кислый щавель Привезти цемент Я понял Она поняла Их нужно премировать Принял решение Приняла решение Приняли решение Принять решение Ходатайствовать о поощрении Углубить исследование |
Тренинг № 3
|
1. Товары для новорожденных, изъятые в результате рейда в одном из оптовых магазинов города, оказались опасными для здоровья. По этому факту возбуждено уголовное дело.
2. Труба газопровода появится на плато Укок уже в первом квартал е следующего года, если, конечно, отпущенные на строительство средства не исчерпать раньше.
3. Профессор Скворцов много лет исследовал генезис ветеринарии и агрономии и обнаружил много интересных фактов, но, читая его книги, трудно удержаться от зевоты и легко впасть в дремоту.
4. Тихим августовским вечером горожане увидели в небе знамение, которое потрясло всех. Люди разных вероисповеданий (даже известный еретик и скептик Михайлов!) наблюдали за этим украинским феноменом.
5. Бармен Робинсон начал день с поездки в оптовый магазин, в котором решил потратить все накопленные за этот квартал средства.
6. Юрист своевременно подал ходатайство, содержание которого было согласованно с ведущими экспертами. Как только суд вынес приговор, юристу позвонил босс и сообщил, что дал распоряжение его премировать.
|
7. Танцовщица купила торты, сливовый и грушевый соки на оптовом складе.
8. Зубчатые стены искони защищали обетованные земли. За проход под аркой чуть вогнутых ворот, стража брала с купцов втридорога.
9. Он позвонит по телефону, и сообщит, какими средствами фирма располагает. Потом мы позвоним в столицу, чтобы осведомить руководство.
Тренинг № 4
1. Хозяева диспансера подписали договор о прохождении ветеринарами и агрономами флюорографии.
2. Предприятие исчерпало средства на цветную полиграфию.
3. Танцовщица купила пуловер, чтобы прохладным августовским вечером пойти на свидание с барменом.
4. В кухонное помещение доставили торты со сливовой и грушевой начинками, а также готовые тефтели.
5. На плато Укок красивейший пейзаж, в который не вписывается труба газопровода.
6. Издавна подростковый возраст называли отрочеством.
7. Чтобы облегчить жизнь сиротам, в интернат нужно провести водопровод, газопровод, и мусоропровод.
8. Позвоните на оптовый склад и закажите цемент и жалюзи.
9. Хозяева дома выращивали свеклу и щавель и продавали оптовым закупщикам.
10. Эксперт провел анализ каталогов, предлагающих товары для новорожденных.
Задание 2. Какие словосочетания избыточны. Объясните причину избыточности.
Свободная вакансия, старый ветеран, коренной абориген, местный абориген, подскочить вверх, народная демократия, суть дела, главная суть, мимика лица, громко грянуть, ландшафт местности, первая премьера, премьера фильма, новая премьера, первое боевое крещение, памятный сувенир, народный фольклор, жестикулировать руками, патриот своей родины, глубокая бездна, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, смелый риск, написать свою автобиографию, автобиография Натальи Ремчук, период времени, ладонь руки, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, впервые дебютировать, мемориальный памятник, беречь каждую минуту времени, огромная махина, ледяной айсберг, коллеги по работе, реальная действительность.
|
Задание 3. Вставьте на месте пропуска подходящее по смыслу иноязычное слово.
1. В экономике страны наблюдается… (катарсис, лимит, стагнация, периферия). 2. Книга «Гарри Поттер и тайная комната» стала … (инновацией, бестселлером, феноменом, масс-медиа) во многих странах мира. 3. Случай, который произошел в Красноярске не имеет … (консенсуса, прецедента, верификации, саммита). 4. Президент обещал принимать … меры (экзальтированные, конъюнктурные, превентивные, деструктивные).
Задание 4. Опираясь на словарь, составьте словосочетания.
1. Авторитарный, амбиция, андеграунд, аннулировать, антиномия.
2. Беспрецедентный, бестселлер, верификация, гарант, геноцид.
3. Демагогия, депортация, деструкция, дилемма, дискредитация
4. Истеблишмент, катарсис, консенсус, конъюнктура, легитимный.
5. Люмпен, маргинал, масс-медиа, мизантроп, мониторинг.
6. Нонсенс, Ноу-хау, олигархия, панацея, пасквиль.
7. Популизм, превалировать, превентивный, прерогатива, приватный.
8. Резидент, респондент, саммит, спонтанный, спорадический.
9. Стагнация, суверенитет, тенденция, тезис, третировать.
10. Харизма, ходатайство, чартер, экзальтированный, эпатаж.
11. Эксцентричный, экстравагантный, филигранный, фатальный, утилитарный.
12. Тривиальный, тотальный, схоластичный, радикальный, потенциальный.
13. Педантичный, ординарный, одиозный, номинальный, лояльный.
Задание 5. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов.
Ахиллесова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня.
Задание 6. Найдите ошибки в употреблении числительных. Запишите отредактированные словосочетания.
Трое девчат, четверо девушек, семеро козлят, двое солдат, пятеро президентов, четверо суток, трое волков, двое столов, трое директоров, оба студента, у обоих ворот, у обеих сестер, у обоих часов.
Задание 7. Объясните правильные и неправильные случаи управления и согласования.
1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 2. Девушка стала вглядываться к подозрительным теням. 3. В сочинении было хорошо описано про окрестность школы. 4. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 5. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США. 6. Два инфаркта подорвало его здоровье. 7. Ответ ученика показывает о его хорошей подготовке. 8. В этом году мы отправились отдыхать на Карпаты. 9. Нужно уметь различать друзей от врагов. 10. Характеристика на ученика была подписана классным руководителем. 11. Заведующий кафедры литературы согласился принять зачет. 12. Преподаватель попросил написать рецензию о просмотренном фильме. 13. Родители беспокоились за сына. 14. Отец тревожился о сыне-милиционере. 15. В отзыве на статью есть элементы пересказа. 16. У пациента была аллергия к тетрациклину. 17. Кондуктор попросил оплатить за проезд.
Задание 8. Определите, где допущены ошибки при употреблении деепричастных оборотов.
1. Он шел по дороге, засунув руки в карманы. 2. Гуляя по лесу, так хорошо дышится. 3. Сдав экзамены, он уехал в Москву. 4. Проезжая мимо станции, у него потерялся чемодан. 5. Услышав эту музыку, у меня возникло воспоминание. 6. Выкрасив пол, у меня осталась краска. 7. Расставшись с другом, ей стало грустно. 8. Гуляя вдоль моря, мы слушали шум прибоя. 9. Зная его характер, мы не надеялись на хорошую встречу.
Задание 9. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?
Авеню, безе, бигуди, боа, бра, галифе, евро, какаду, какао, кенгуру, киви, колибри, кольраби, кофе, кредо, леди, мозоль, мышь, пенальти, протеже, рояль, салями, сирокко, табу, толь, тюль, хинди, хиппи, цеце, шампунь, шимпанзе, Батуми, Калахари, Миссисипи, МГУ, НАТО
Задание 10. Просклоняйте имена числительные: 5493 рубля, 498 человек, полторы страницы, оба урока, обе страны.
Задание 11. Запишите, заменив цифры словами.
1. Предложение принято 375 голосами против 44 голосов. 2. В диссертации имеется приложение с 65 схемами. 3. В новом поселке в 582 домах работают печи на природном газе. 4. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 5. Длина окружности равна 422 сантиметрам. 6. Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 549 метрам 74 сантиметрам. 7. К 345 прибавить 157. 8. От 964 отнять 89. 9. 10 сложить с 798. 10. Деревня находится в 1633 (километр) от города.
II. Функциональные стили русского языка
Задание 1. Заполните таблицу.
Функциональный стиль | Сфера функционирования | Основные черты | Языковые особенности – лексические; – грамматические; – синтаксические. | Жанры |
Задание 2.. Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите канцеляризмы. Письменно передайте содержание текста с помощью нейтральной или разговорной лексики.
Порча хорошего настроения
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
3. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги:
В целях, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.
4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.
1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок.
2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.
5. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
1. Шьют ли в ателье пальто из их материала? 2. Можно ли в метро заниматься коммерцией?
3. Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?
4. Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?
5. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?
6. Изложите сказку (по выбору «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Красная Шапочка», «Теремок» и др.) в официально-деловом стиле.
7. Научный стиль:
1. Призывает к максимальному использованию резервов животноводства.
2. Говорится о влиянии атмосферных явлений на оправление культовых обрядов.
3. Упоминается определенная категория людей, способных в процессе сношения с потусторонними силами нанести себе черепно-мозговую травму.
4. Говорится о необходимости объективного отношения к одному из предметов туалета.
5. Сравнивает определенное филологическое понятие с мелкой зерноядной птицей, постулируя при этом вытекающий из данного сравнения вывод.
6. Дает эмпирическое определение ареала разброса репродуктивного фонда отдельных фруктовых деревьев.
7. Упоминается домашнее парнокопытное животное, способное при любых метеорологических условиях отыскать некую полужидкую субстанцию.
8. Говорится о том, что избыток красящего пигмента меланина в шерсти самца хищного домашнего животного не позволяет изменить масть вышеупомянутого животного при помощи водных процедур.
Язык до Киева доведет, баба с возу – кобыле легче, гусь свинье не товарищ, старый друг лучше новых двух, береги платье снову, а честь – смолоду, уговор дороже денег, время дороже золота, утро вечера мудренее, за словом в карман не полезет, вороне соколом не быть, в тихом омуте черти водятся, цыплят по осени считают, хрен редьки не слаще, дорога ложка к обеду.
III. Тема: «Деловое общение и речевой этикет»
1. Специфика и общая характеристика жанров устной деловой речи.
2.Речевые стратегии и тактики диалогических жанров делового общения.
3. Понятие речевого этикета, его функции и национальная специфика.
4. Типичные ситуации речевого этикета и соответствующие им формулы:
а) приветствие и прощание;
б) обращение, выбор местоимений ВЫ и ТЫ;
в) знакомство (представление);
г) просьба и отказ;
д) комплимент и др.
5. Телефонный речевой этикет.
6. Речевой этикет в деловых письмах.
Задания
Задание 1. Прочитайте и прокомментируйте рекомендации специалиста в области деловой коммуникации П. Мицича по ведению деловых бесед (см. Раздел 4, §4).
Задание 2. Прочитайте рекомендации М. Д. Архангельской о том, как следует критиковать, как принимать критику в деловом общении[1]. Прокомментируйте каждый пункт рекомендаций (объясните, почему так?).
Как критиковать:
– наедине;
– говорить безлично;
– конкретно, без обобщений;
– не допускать разрушения отношений, а продвигать работу;
– начинать критику надо с позитивной составляющей в проделанной работе, а заканчивать – ясно поставленной задачей.
Как принимать критику:
– не возражайте и не бегите за подмогой;
– выслушайте;
– не переключайте критику на другого сотрудника;
– примите ответственность;
– выразите сожаление и готовность исправить недостатки;
– если критика стала личной, то не отвечайте в том же ключе.
Задание 3. Заполнитеприведеннуютаблицу.
Речевая тактика | Комментарий | Пример |
«Перевоплощение» | ||
«Сдвиг» | ||
«Обобщение» | ||
«Приведение примера» | ||
«Черный оппонент» | ||
«Апелляция к авторитету» | ||
Задание 4. Прочитайте и проанализируйте обращения к незнакомым людям. Какие из обращений соответствуют нормам речевого этикета.
1. Командир, время не подскажешь? (На улице). 2. Девушка, вы выходите на следующей остановке? (В автобусе). 3. Брат, ты далеко едешь? (В поезде). 4. Женщина, кто здесь принимает заявления? (В учреждении). 5. Извините, вы выходите на следующей остановке? (В автобусе). 6. Мать, садись, пожалуйста (В автобусе). 7. Извините, не подскажите, который час? (На улице). 8. Мужик, как проехать на площадь? (На улице). 9. Мужчина, вы уронили бумажник (На улице). 10. Извините, это ваш портфель? (В учреждении).
Задание 5. Замените категоричные и жесткие выражения на более мягкие.
Категоричные выражения | Ваш вариант |
Принесите мне бизнес-план. Вы ошибаетесь. Я не согласен с вами. Нет! Это невозможно. Вы поступили глупо. Вы врете. Ваши данные – ложь. Это второсортный ресторан. Вы работаете плохо. Позвоните завтра. Приходите в пятницу. Он тупой. Ваш рекламный ролик не впечатляет. Это глупое решение. |
Задание 6. Представьте, что вы директор фирмы. Вам необходимо побеседовать с сотрудником, который впервые за 5 лет опоздал на работу. Как вы построите критику?
Задание 7. Представьте, что вы совершили ошибку, которая привела к потере прибыли. Менеджер вызвал вас к себе для критики. Сформулируйте важные, на ваш взгляд, правила принятия критики.
Задание 8. Какие из приведенных комплиментов являются уместными в деловом общении, а какие нет? Аргументируйте свой ответ.
1. Раньше я слышал, что вы хороший менеджер, но теперь убежден в этом. 2. Вы такой симпатичный и мужественный. 3. У вас красивый офис. 4. Мне нравятся ваши стройные ноги. 5. Я приятно поражен слаженностью действий ваших сотрудников. 6. Приятно работать с профессионалом. 7. Вы со вкусом обставили мой кабинет, благодарю вас. 8. У вас очень красивые глаза. 9. Вы настоящий профессионал. 10. Вы сегодня хорошо выглядите. 11. Прическа просто класс.
Задание 9. Напишите тексты косвенных отказов на следующие просьбы: 1) принять на работу; 2) повысить зарплату; 3) предоставить дополнительный отпуск; 4) одолжить вещь, которая вам нужна самому.
Задание 10. Составьте варианты извинений: 1) за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком), 2) за поздний звонок (деловому партнеру), 3) за случайное опоздание (на занятие – перед преподавателем, на деловую встречу – перед партнером).
IV. Тема: «Основы риторики» «Аргументация»
1. Роды и виды публичной речи (академическое, судебное, социально-политическое, социально-бытовое, церковно-богословское красноречие).
2. Виды речи по их целевой установке (по П. Л. Соперу).
а) информационная речь, ее специфика и правила подготовки.
б) убеждающая речь, ее специфика и рекомендации по подготовке;
в) воодушевляющая и призывающая к действию речи, их специфика;
г) развлекательная речь.
3.Виды аудиторий и их характеристика.
4. Основные требования к речи, поведению, моральному и внешнему облику оратора.
5. Приемы привлечения внимания аудитории.
6. Приемы удержания внимания аудитории.
7. Структура публичной речи. Функции вступления, основной части и заключения.
8. Основные классификации аргументов.
9. Способы эффективной аргументации и приемы спора.
Задания
Задание 1. Подготовьте короткую поздравительную речь для одной из следующих ситуаций: 1) юбилей преподавателя, 2) День рождения родственника или друга, 3) 8 Марта, 4) карьерный рост коллеги (новая должность).
Задание 2. Прочитайте начало речи адвоката Карабчевского Н. П. в защиту Мироновича. Определите, какой прием привлечения внимания использует адвокат.
«Господа присяжные заседатели! Страшная и многоголовая гидра – предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в том злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершенное почти над ребенком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Этого было уже достаточно, чтобы заставить намного потерять голову даже тех, кому в подобных случаях именно следовало бы призвать все свое хладнокровие. Ухватившись за первую пришедшую в голову мысль, на слово поверили проницательности первого полицейского чина, проникшего в помещение гласной кассы ссуд и увидевшего жертву… ».
Задание 3. Прочитайте и проанализируйте лекцию, прочитанную персонажем А. П. Чехова в произведении «О вреде табака»[2] в аспектах: а) композиции речи, б) культуры речи оратора, в) поведения оратора в аудитории.
О вреде табака
Сцена-монолог в одном действии
Действующее лицо Иван Иванович Нюхин, муж своей жены, содержательницы музыкальной школы и женского пансиона.
Сцена представляет эстраду одного из провинциальных клубов.
Нюхин (с длинными бакенами, без усов, в старом поношенном фраке, величественно входит, кланяется и поправляет жилетку). Милостивые государыни и некоторым образом милостивые государи. (Расчесывает бакены.)
Жене моей было предложено, чтобы я с благотворительною целью прочел здесь какую-нибудь популярную лекцию. Что ж? Лекцию так лекцию – мне решительно все равно. Я, конечно, не профессор и чужд ученых степеней, но, тем не менее, все-таки я вот уже тридцать лет, не переставая, можно даже сказать, для вреда собственному здоровью и прочее, работаю над вопросами строго научного свойства, размышляю и даже пишу иногда, можете себе представить, ученые статьи, то есть не то чтобы ученые, а так, извините за выражение, вроде как бы ученые. Между прочим, на сих днях мною написана была громадная статья под заглавием: «О вреде некоторых насекомых». Дочерям очень понравилось, особенно про клопов, я же прочитал и разорвал. Ведь все равно, как ни пиши, а без персидского порошка не обойтись. У нас даже в рояли клопы… Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку. Я сам курю, но жена моя велела читать сегодня о вреде табака, и, стало быть, нечего тут разговаривать. О табаке так о табаке – мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. (Поправляет жилетку.)
Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение… Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году 13-го сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились 13-го числа.
Впрочем (поглядев на часы), ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша – ну, да что толковать! В пансионе я состою заведующим хозяйственною частью. Я закупаю провизию, проверяю прислугу, записываю расходы, шью тетрадки, вывожу клопов, прогуливаю женину собачку, ловлю мышей… Вчера вечером на моей обязанности лежало выдать кухарке муку и масло, так как предполагались блины. Ну-с, одним словом, сегодня, когда блины были уже испечены, моя жена пришла на кухню сказать, что три воспитанницы не будут кушать блинов, так как у них распухли гланды. Таким образом, оказалось, что мы испекли несколько лишних блинов. Куда прикажете девать их? Жена сначала велела отнести их на погреб, а потом подумала, подумала и говорит: «Ешь эти блины сам, чучело». Она, когда бывает не в духе, зовет меня так: чучело, или аспид, или сатана. А какой я сатана? Она всегда не в духе. И я не съел, а проглотил, не жевавши, так как всегда бываю голоден. Вчера, например, она не дала мне обедать. «Тебя, говорит, чучело, кормить не для чего…».
Но, однако (смотрит на часы), мы заболтались и несколько уклонились от темы. Будем продолжать. Хотя, конечно, вы охотнее прослушали бы теперь романс, или какую-нибудь этакую симфонию, или арию… (Запевает.)
«Мы не моргнем в пылу сраженья глазом…» Не помню уж, откуда это… Между прочим, я забыл сказать вам, что в музыкальной школе моей жены, кроме заведования хозяйством, на мне лежит еще преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочее. За танцы, пение и рисование жена берет особую плату, хотя танцы и пение преподаю тоже я. Наше музыкальное училище находится в Пятисобачьем переулке, в доме № 13. Вот потому-то, вероятно, и жизнь моя такая неудачная, что живем мы в доме № 13. И дочери мои родились 13-го числа, и в доме у нас 13 окошек… Ну, да что толковать! Для переговоров жену мою можно застать дома во всякое время, а программа школы, если желаете, продается у швейцара по 30 коп. за экземпляр. (Вынимает из кармана несколько брошюрок.)
И вот я, если желаете, могу поделиться. За каждый экземпляр по 30 копеек! Кто желает? (Пауза.)
Никто не желает? Ну, по 20 копеек! (Пауза). Досадно. Да, дом № 13! Ничто мне не удается, постарел, поглупел… Вот читаю лекцию, на вид я весел, а самому так и хочется крикнуть во все горло или полететь куда-нибудь за тридевять земель. И пожаловаться некому, даже плакать хочется… Вы скажете: дочери… Что дочери? Я говорю им, а они только смеются… У моей жены семь дочерей… Нет, виноват, кажется, шесть… (Живо.)
Семь! Старшей из них, Анне, двадцать семь лет, младшей семнадцать. Милостивые государи! (Оглядывается.)
Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество, но в сущности вы видите перед собой счастливейшего из отцов. В сущности это так должно быть, и я не смею говорить иначе. Если б вы только знали! Я прожил с женой тридцать три года, и, могу сказать, это были лучшие годы моей жизни, не то чтобы лучшие, а так вообще. Протекли они, одним словом, как один счастливый миг, собственно говоря, черт бы их побрал совсем. (Оглядывается.)
Впрочем, она, кажется, еще не пришла, ее здесь нет, и можно говорить все, что угодно… Я ужасно боюсь… боюсь, когда она на меня смотрит. Да, так вот я и говорю: дочери мои не выходят так долго замуж вероятно потому, что они застенчивы, и потому, что мужчины их никогда не видят. Вечеров давать жена моя не хочет, на обеды она никого не приглашает, это очень скупая, сердитая, сварливая дама, и потому никто не бывает у нас, но… могу вам сообщить по секрету… (Приближается к рампе.)
Дочерей моей жены можно видеть по большим праздникам у тетки их Натальи Семеновны, той самой, которая страдает ревматизмом и ходит в этаком желтом платье с черными пятнышками, точно вся осыпана тараканами. Там подают и закуски. А когда там не бывает моей жены, то можно и это… (Щелкает себя по шее.)
Надо вам заметить, пьянею я от одной рюмки, и от этого становится хорошо на душе и в то же время так грустно, что и высказать не могу; вспоминаются почему-то молодые годы, и хочется почему-то бежать, ах если бы вы знали, как хочется! (С увлечением.)
Бежать, бросить все и бежать без оглядки… куда? Всё равно куда… лишь бы бежать от этой дрянной, пошлой, дешевенькой жизни, превратившей меня в старого, жалкого дурака, старого, жалкого идиота, бежать от этой глупой, мелкой, злой, злой, злой скряги, от моей жены, которая мучила меня тридцать три года, бежать от музыки, от кухни, от жениных денег, от всех этих пустяков и пошлостей… и остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть… О, как бы я хотел ничего не помнить!.. Как бы я хотел сорвать с себя этот подлый, старый фрачишко, в котором я тридцать лет назад венчался… (срывает с себя фрак), в котором постоянно читаю лекции с благотворительною целью… Вот тебе! (Топчет фрак.) Вот тебе! Стар я, беден, жалок, как эта самая жилетка с ее поношенной, облезлой спиной… (Показывает спину.)
Не нужно мне ничего! Я выше и чище этого, я был когда-то молод, умен, учился в университете, мечтал, считал себя человеком… Теперь не нужно мне ничего! Ничего бы, кроме покоя… кроме покоя! (Поглядев в сторону, быстро надевает фрак.)
Однако за кулисами стоит жена… Пришла и ждет меня там… (Смотрит на часы.)
Уже прошло время… Если спросит она, то пожалуйста, прошу вам, скажите ей, что лекция была… что чучело, то есть я, держал себя с достоинством. (Смотрит в сторону, откашливается.)
Она смотрит сюда… (Возвысив голос.)
Исходя из того положения, что табак заключает в себе страшный яд, о котором я только что говорил, курить ни в каком случае не следует, и я позволю себе, – некоторым образом, надеяться, что эта моя лекция "о вреде табака" принесет свою пользу. Я все сказал. Dixi et animam levfvi! [3]
(Кланяется и величественно уходит.)