Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Тропарь (глас 1): О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, // благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод с церковнославянского: Прежде Твоих страданий в удостоверение общего воскресения Ты, Христе Боже, из мертвых воскресил Лазаря. Потому и мы, как дети, символы победы в руках держащие, Тебе, Победителю смерти, восклицаем: «Осанна в небесах! Благословен Грядущий во имя Господне!».
Кондак (глас 6): На престо́ле на небеси́, / на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, / А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние / прия́л еси́, зову́щих Ти: // благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.
На небе восседая на престоле, на земле шествуя на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицающих Тебе: «Благословен идущий призвать к Себе Адама!».
Величание: Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: // благословен Грядый во имя Господне.
Этот переходящий великий двунадесятый праздник Церковь отмечает всегда в воскресенье предшествующее Пасхе. Празднуемое событие описано всеми четырьмя евангелистами (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:28-40; Ин. 12:12-19) – когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос торжественно прибывает в Иерусалим накануне праздника Пасхи. С этого события начинается отсчет Его последних земных дней.
Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию.
|
Кажется, что здесь нет ничего необычного: Христос входит в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима встретили Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросали Ему под ноги пальмовые ветви и восклицали: «Осанна!», что значит «Спаси!». Делали это они потому, что были уверены в скором освобождении Христом еврейского народа от римского владычества. В то время Иудея находилась в составе Римской империи, и евреи ожидали, что придет кто-то, кто изгонит римлян из их страны и станет царем независимого Израиля. И они просто ошиблись, не поняв, что Царство Христа «не от мира сего». Они ждали, что Господь явит Свою божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос пришел не для того, чтобы истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это было бы бессмысленно без нравственного обновления народа.
«Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов», – писал митрополит Антоний Сурожский. Ведь многие из тех людей, которые встречали Христа у ворот Иерусалима, через несколько дней будут кричать римскому прокуратору Понтию Пилату: «Распни Его!» – настаивая на том, чтобы Он был казнен.
|
Но почему Господь поехал в Иерусалим именно на ослике? Этому было несколько причин. Во-первых, таким образом исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). На это указывает и евангелист Матфей (Мф. 21:4-5). Кроме того, так Он показал Свое смирение, и, наконец, на Востоке въехать в город на осле, а не на коне – означало, что человек пришел с миром.
В целом, выбор ослика должен был подчеркнуть мирный характер вступления Мессии-Царя в Его город (Мф. 21:5). Такое животное контрастировало с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Ослы же использовались преимущественно для ведения сельского хозяйства и ассоциировались с мирной жизнью простых людей. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям и Он не был арестован немедленно, а лишь спустя какое-то время. Хотя событие Входа Господня в Иерусалим и вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.
|
Поскольку происходило все накануне Пасхи и в Иерусалиме собралось много народа на ее празднование, иудейские первосвященники были крайне недовольны. Они и раньше не пылали любовью к Христу, но теперь твердо решили с Ним расправиться. Тем более что, придя в Иерусалим, Христос пошел в Иерусалимский храм и выгнал оттуда торговцев и менял: они продавали голубей для принесения в жертву и меняли римские деньги на специальные монеты – только такими монетами можно было жертвовать в иудейском храме. Христос сказал им: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Все видели, что первосвященники не смогли остановить Его, побоявшись народного гнева. Потом Господь исцелил больных. Народ с восхищением слушал Его проповеди и наблюдал за Его поступками. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». С этого дня и началась их открытая война с Христом: они делали все, чтобы Спаситель был отдан под суд римского прокуратора и распят на кресте.
Господь же вместе со Своими учениками и последователями вернулся в Вифанию, к другу Лазарю. Там Он переночевал, а на следующий день началось то, что мы называем Страстной неделей.