ТЕМА 4. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. Переговоры: искусство достигать цели».




АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Инженерный институт

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Методические указания

Для самостоятельной работы

 

 

Новосибирск 2015

Кафедра технологий обучения, педагогики и психологии

 

УДК 159.9:007 (075.8)

ББК 88.5

 

 

Составитель: доц., канд. ист. наук Б.В. Федотов

 

Рецензент: доц., канд. ист. наук Н.С. Матвеева

 

 

Психология и этика делового общения: метод. указания для самостоятельной работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост. Б.В. Федотов. – Новосибирск, 2015. – 14 с.

 

 

Методические указания предназначены для студентовочной и заочной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки: Агроинженерия, Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, Технология транспортных процессов, Профессиональное обучение (по отраслям).

Утверждены и рекомендованы к изданию методическим советом Инженерного института (протокол №5 от 22 декабря 2015 г.)

 

ã Новосибирский государственный аграрный университет, 2015

ã Инженерный институт, 2015


ВВЕДЕНИЕ

Являясь сложным процессом взаимодействия между людьми, общение заключается в обмене информацией, воздействии, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение выполняет ряд функций, имеющих большое значение в жизни человека: социальные (организационные, управляющие и контролирующие), психологические (комфорт, самоутверждение).

Вместе с проблемой общения развивалось и научное знание в этой сфере. Наряду с изучением общих вопросов психологической науки ученые все чаще задавали вопросы о том, в какой мере общение помогает преодолевать те или иные трудности и каким путем можно добиваться эффективного взаимодействия.

Высший уровень общения достигается партнерами при взаимодействии друг с другом вне зависимости от социальной роли и материального статуса, когда личностные позиции равны.

В данной учебно-методической разработке представлены задания бакалаврам для самостоятельной работы. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы бакалавров является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой и практическими материалами, необходимыми для изучения курса «Психология и этика делового общения» и развития у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины бакалавр должен выполнить следующие виды и объемы самостоятельной работы:

– изучение теоретического курса, не охваченного лекционной формой;

– выполнение реферата (теоретическое исследование по одной из предложенных тем курса).

 

ТЕМА 1. Манипулирование в деловом общении. Профессиональный стресс достижения. Профессиональный стресс конкуренции. Профессиональный стресс успеха. Деньги и профессиональный стресс.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Понятие защиты от скрытого управления и манипулирования?

2. Как своевременно распознать угрозу и нейтрализовать противника?

3. Значение получаемой информации о себе и окружающих?

4. Решительность как важнейшее качество в диалоге?

5. Интуиция в принятии решений?

6. Основные признаки манипулирования?

7. Как защититься от чувства вины?

8. Как защититься от зависимости?

9. Основные рекомендации пассивной и активной защиты?

 

Основное задание: составить план-конспект по теме «Переговоры: искусство достигать цели».

 

Литература:

основная – [1, 2, 4, 5];

дополнительная [8, 10, 15, 17, 31].

ТЕМА 2. Психоаналитическое объяснение мотивации лидерства. Инструментальная, коммуникативная и игровая мотивация. Типология лидеров. Формирования имиджа лидера. Модели поведения лидеров. Организационное лидерство. Ситуационная теория стилей руководства.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Лидер и руководитель. Сходство и различия?

2. Авторитет как вид влияния на людей?

3. Черты лидера. Харизма и ее сущность?

4. Ситуационные теории лидерства в отечественной и зарубежной литературе?

5. Типы лидерства: лидер-организатор, лидер-творец, лидер-бо­рец, лидер-дипломат, лидер-утешитель?

6. Способы лидерства: система функций и ориентация на задачу?

7. Стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский, авральный, компромиссный?

8. Основы типологии стилей руководства в современной литературе?

9. Характеристика функций успешного руководителя?

 

Основное задание: составить план-конспект по теме «Манипуляции собеседником. Защита от манипуляций».

 

Литература:

основная – [2, 3, 4, 5];

дополнительная – [6, 9, 12, 14, 19].

 

 

ТЕМА 3. Психология убеждения. Практические приемы убеждения. Манипуляции собеседником. Защита от манипуляций.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как усилить обаяние и расположить собеседника к себе?

2. Искусство эффективной коммуникации?

3. Понятие коммуникативной компетентности?

4. Виды коммуникаций: бытовое и деловое общение?

5. Роль рациональной и иррациональной сторон психики в процессе убеждения?

6. Правила логики. Аргументация?

7. Правила психологии. Аргументация?

8. Правила предъявления аргументов?

9. Правила формирования положительного эмоционального отношения (аттракции)?

10. Правила исполнения приема?

11. Приемы ответа на агрессию?

 

Основное задание: составить план-конспект по теме: «Переговоры: искусство достигать цели». [3, 11, 18, 24].

 

Литература:

основная – [1, 3, 5];

дополнительная [8, 10, 15, 29, 31].

 

 

ТЕМА 4. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. Переговоры: искусство достигать цели».

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Особенности делового общения?

2. Кодекс делового общения и его основные принципы: принцип кооперативности; принцип достаточности информации; принцип качества информации; принцип целесообразности психологический принцип?

3. Основные формы делового общения: публичное выступление, деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры, деловой спор, полемика, мозговой штурм, деловая переписка, телефонный разговор. Раскрыть сущность каждой из форм?

4. Что требуется для подготовки к беседе?

5. Типичные ошибки при подготовке беседы?

6. Основные барьеры общения?

7. Как правильно начать беседу?

8. Условия установления контакта?

9. Основы эффективного слушания?

 

Основное задание: составить план-конспект по теме: «Профессиональная пригодность и профессиональный отбор».

 

Литература:

основная – [1, 2, 3, 5];

дополнительная [8, 10, 13, 22, 25].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: