Цель самостоятельной работы студентов - систематическое изучение учебных дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
Традиционными видами самостоятельной работы студентов остаются:
· конспектирование, реферирование и перевод литературы;
· аннотирование книг, статей; выполнение заданий поискового исследовательского характера;
· углубленный анализ научно-методической литературы, работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции; дополнение конспекта рекомендованной литературой;
· участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий, в том числе заполнение рабочих тетрадей;
· самостоятельное выполнение программ, направленных на реализацию здорового образа жизни, улучшение показателей функционального состояния организма, развитие и совершенствование физических качеств, овладение двигательными навыками;
· определение костной и воздушной проводимости;
· освоение методами определения остроты зрения, полей зрения, цветового зрения;
· определение типа ВНД по опросникам и психомоторной реакции;
· определения объема кратковременной памяти;
· лабораторно-практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями;
· проведение эксперимента и получение результата;
· работа в классах, оснащенных компьютерами, муляжами, фантомами и иными моделями;
· участие в подготовке альбомов, схем, таблиц;
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», в себя следующее:
· подготовка вопросов для обсуждения на лабораторном занятии по плану;
· разработка и составление различных схем (схема строения нервной системы);
· подготовка к написанию контрольной работы по изученным темам;
· подготовка к выполнению тестов;
· подготовка докладов и сообщений для выступления на лабораторном занятии.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», предполагает:
· разработка и составление различных схем (схема рефлекторной дуги);
· решение 1-2 типовых задач у доски;
· самостоятельное решение задач;
· разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
· оценка ответа сокурсника на лабораторном занятии;
· формулирование вопросов отвечающему сокурснику;
· выполнение тестов (компьютерное или бланковое тестирование).
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 10, максимум - 15 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить две оценки.
По материалам раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу или тест в целом по разделу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами. Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.
При подведении итогов работы студента по учебной дисциплине за семестр следует учитывать процент выполненных видов учебной работы. Работа в семестре считается выполненной студентом на 100 % в случае, если он набирает 70 баллов. Работа в течение семестра оценивается на
«удовлетворительно» ‑ если студент набирает от 36 до 45 баллов,
«хорошо» ‑ если студент набирает от 46 до 55 баллов,
«отлично» ‑ если студент набирает от 56 до 70 баллов.
Оценки «удовлетворительно» и «хорошо» могут быть выставлены как итоговые по дисциплине в случае согласия студента. Если студент желает повысить итоговую оценку по дисциплине, заработанную рейтингом, то он сдает экзамен. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.
Итоговая оценка по дисциплине выставляется в соответствии со шкалой перевода.
Студент, не набравший необходимого количества баллов для получения положительной оценки, должен в установленные деканатом сроки выполнить определенный вид учебной работы по добору баллов, выбрав одну из предложенных преподавателем форм: а) устный ответ по пропущенной теме на заданные преподавателем вопросы; б) реферативная работа; в) выполнение контрольной работы.
Пропущенные лекционные занятия отрабатываются предоставлением конспекта по лекции.