Методические рекомендации к организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов




Цель самостоятельной работы студентов - систематическое изучение учебных дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Традиционными видами самостоятельной работы студентов остаются:

· конспектирование, реферирование и перевод литературы;

· аннотирование книг, статей; выполнение заданий поискового исследовательского характера;

· углубленный анализ научно-методической литературы, работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции; дополнение конспекта рекомендованной литературой;

· участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий, в том числе заполнение рабочих тетрадей;

· самостоятельное выполнение программ, направленных на реализацию здорового образа жизни, улучшение показателей функционального состояния организма, развитие и совершенствование физических качеств, овладение двигательными навыками;

· определение костной и воздушной проводимости;

· освоение методами определения остроты зрения, полей зрения, цветового зрения;

· определение типа ВНД по опросникам и психомоторной реакции;

· определения объема кратковременной памяти;

· лабораторно-практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями;

· проведение эксперимента и получение результата;

· работа в классах, оснащенных компьютерами, муляжами, фантомами и иными моделями;

· участие в подготовке альбомов, схем, таблиц;

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», в себя следующее:

· подготовка вопросов для обсуждения на лабораторном занятии по плану;

· разработка и составление различных схем (схема строения нервной системы);

· подготовка к написанию контрольной работы по изученным темам;

· подготовка к выполнению тестов;

· подготовка докладов и сообщений для выступления на лабораторном занятии.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», предполагает:

· разработка и составление различных схем (схема рефлекторной дуги);

· решение 1-2 типовых задач у доски;

· самостоятельное решение задач;

· разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

· оценка ответа сокурсника на лабораторном занятии;

· формулирование вопросов отвечающему сокурснику;

· выполнение тестов (компьютерное или бланковое тестирование).

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 10, максимум - 15 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить две оценки.

По материалам раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу или тест в целом по разделу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами. Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.

При подведении итогов работы студента по учебной дисциплине за семестр следует учитывать процент выполненных видов учебной работы. Работа в семестре считается выполненной студентом на 100 % в случае, если он набирает 70 баллов. Работа в течение семестра оценивается на

«удовлетворительно» ‑ если студент набирает от 36 до 45 баллов,

«хорошо» ‑ если студент набирает от 46 до 55 баллов,

«отлично» ‑ если студент набирает от 56 до 70 баллов.

Оценки «удовлетворительно» и «хорошо» могут быть выставлены как итоговые по дисциплине в случае согласия студента. Если студент желает повысить итоговую оценку по дисциплине, заработанную рейтингом, то он сдает экзамен. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в соответствии со шкалой перевода.

Студент, не набравший необходимого количества баллов для получения положительной оценки, должен в установленные деканатом сроки выполнить определенный вид учебной работы по добору баллов, выбрав одну из предложенных преподавателем форм: а) устный ответ по пропущенной теме на заданные преподавателем вопросы; б) реферативная работа; в) выполнение контрольной работы.

Пропущенные лекционные занятия отрабатываются предоставлением конспекта по лекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: