Анализ ноктюрна Ф. Шопена cis-moll op. posthumous (1830).




 

История создания ноктюрна началась в 1830 году, когда Ф. Шопен уже навсегда покинул Польшу.

Меня очень впечатлили события трагической судьбы этого великого польского композитора. Отправившись в концертную поездку в Вену в 1829 году, он всю жизнь прожил на чужбине. Вечная тоска по родине отразилась во многих произведениях Ф. Шопена, и особенно в ноктюрнах (всего он написал 21 ноктюрн).

Слово «ноктюрн» в переводе с французского означает «ночная песнь». Основоположником этого жанра был ирландский пианист и композитор Джон Фильд. Шопен привнёс в ноктюрны тонкую одухотворённость, поэтичность. Каждый его ноктюрн – это подлинный шедевр фортепианной музыки.

В книге воспоминаний известного польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана о жизни в оккупированной немцами Варшаве в период с 1939 по 1945 годы описана поразительная история, связанная с этим ноктюрном Ф Шопена.[4]

В. Шпильман описывает судьбоносное значение этого произведения в своей жизни. Был конец Великой Отечественной Войны. Советские войска заняли Варшаву, а терявшие свои позиции немцы разрушали всё на своём пути. Немецкий офицер Вильгельм Хозенфельд входил в состав одного из фашистских формирований, искавших уцелевшие здания для размещения военного штаба. В одном полуразрушенном доме он обнаружил прятавшегося там В. Шпильмана.

Что мог испытывать человек, который длительное время спасался от смерти, перенося горечь потерь близких людей, видел каждый день гибель своих соотечественников, переносил голод, холод, болезни, страх за себя и за других? В. Шпильман ответил офицеру, что он прятался в этом доме, что до войны был пианистом. В большой гостиной стоял рояль, офицер попросил музыканта сыграть что-нибудь. И вот зазвучал «Ноктюрн». Музыкант не задумывался, что исполнить, музыка была выбрана душой. Немецкий офицер не ожидал услышать такое произведение, которое передавало бы настроение каждого человека в тот исторический момент и в таком потрясающем исполнении.

В.Шпильман был спасён: немецкий офицер предоставил ему укрытие. «Ноктюрн» Ф. Шопена стал выкупом за его жизнь.

Этот эпизод отразил в своём кинофильме «Пианист» режиссёр Роман Полански (2003 г.) В фильме он показан, на мой взгляд, глубоко реалистично.

В чём же заключается такая потрясающая сила воздействия этого произведения?

Ноктюрн cis-moll – один из самых тонких и мелодичных среди лирических произведений Ф. Шопена. В этом сочинении сочетаются изящество, ясность, высокое совершенство формы и искренность глубоких чувств. Он написан в простой трёхчастной форме. Медленное четырёхтактное вступление пронизано речитативными интонациями, как будто кто-то объявляет о начале драмы.

В первой части звучит одна из самых вдохновенных тем Ф. Шопена. Мы словно слышим голос самого композитора, рассказывающего о свой тоске по далёкой родине. По форме она представляет собой период из двух предложений повторного строения (8 тактов + 8 тактов). У Шопена ни одна тема не звучит без изменений – при повторении он каждый раз расцвечивает её мелизмами, триолями и другими украшениями. Поэтому его музыка каждый раз звучит по-новому, её хочется слушать снова и снова. Во втором предложении особенно драматично звучит аккорд второй низкой ступени.

Средняя часть резко контрастна. Она более изящна и танцевальна по сравнению с первой. Эта часть состоит из двух взаимодополняющих эпизодов. В первом эпизоде совершается переход из тональности A-dur в cis-moll, а затем в Cis-dur. Весь второй эпизод звучит в Fis-dur,которая является доминантой основной тональности. Триоль на вторую долю в аккомпанементе придаёт этому эпизоду черты прихотливого танца, пролетающего, словно мимолётное воспоминание.

Реприза в ноктюрне cis-moll динамическая. Она состоит из одного предложения (12 тактов), затем идёт восьмитактное дополнение.В нём музыка проникнута единым порывом. Волны мелодии то вздымаются вверх, то неуклонно ниспадают, возвращаясь к доминанте – звуку соль #. В последних тактах мелодия «истаивает», доходя до «до #» третьей октавы. Оставляя основные аккорды в аккомпанементе, Ф. Шопен изменяет мелодию, внося всё новые и новые интонации. Музыка льётся непрерывным потоком, и кажется, что не будет конца мелодическим вариантам темы.

Меня «Ноктюрн» Ф.Шопена привлёк своей гармоничностью, мягкой красотой и богатством выразительных оттенков. Как истинный художник, Ф.Шопен наполнил его глубоким смыслом. «Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла»[2, c. 101], - считал он. Каждое его произведение – как отдельная история, и в то же время вся жизнь.

 

Список литературы:

1.Прохорова И.Музыкальная литература зарубежных стран. – М.Музыка.1995. - 110с.

2.Синявер. Л.Жизнь Ф. Шопена. – М.: Государственное музыкальное,издательство, 1995. – 110с.

3.Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах, полный курс обучения /Учебное пособие/. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. – 221с.

4.Статья «Варшавские дневники»(Электронный ресурс). – Электронные данные (М.):belousenko.com/books/mtmoirs/szpilman-pianist/htm.

5/Штейнпресс Б. Музыка XIX века /Популярный очерк/,ч. 1. – М.: Советский композитор, 1968 – 485с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: