Самоанализ воспитательного мероприятия
По нравственно-патриотическому воспитанию в 11 классе
«Не обижайте старость»
Одной из важнейших задач современной школы является нравственно-патриотическое воспитание учащихся, которое включает в себя несколько компонентов: социальный, духовный, культурно-исторический, военно-патриотический.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличают эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Семейные ценности отходят на второй план. Всё это обусловливает особую значимость работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Задача учителя – сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление и умение самостоятельно пользоваться разными источниками информации.
Тема классного часа для выпускников одиннадцатого класса была выбрана неслучайно. 1 октября в России считается Днём пожилых людей, когда мы должны отдавать дань уважения тем, кто строил дома, в которых мы живём, делал дороги, по которым мы ходим, а главное, сохранял для нас Родину. Ведь нынешнее поколение стариков – это те, которые беспощадно боролись с врагом, приближали победу в тылу и рисковали жизнью ради будущих поколений. Такие герои есть в каждой семье, и нельзя об этом забывать. Но в наше время всё труднее и труднее становится объяснить молодёжи простое нравственное понятие – уважение к старости. «А забота о пожилых людях – одна из приоритетных задач государства», - так сказал Д.А.Медведев в одном из своих интервью.
|
Основной формой нравственного воспитания школьников является классный час. Формы проведения их разнообразны. Цель данного классного часа под названием «Не обижайте старость» - это воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.
Задачи мероприятия:
- показать актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения;
- развивать устную речь учащихся, умение аргументированно высказывать своё мнение;
- формировать нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь; воспитывать трепетное отношение к семейным традициям.
Классный час был организован в форме круглого стола, когда ученики свободно приглашались к общению, высказывали своё мнение, узнавали точку зрения другого.
В подготовке и проведении классного часа были использованы ТСО. Ученики помогали в создании презентации, приносили фотографии из семейных архивов. Люди в презентации – это родственники учащихся, те, без которых не было бы их самих. Для формирования нравственных качеств и уважительного отношения к старости ученикам были предложены ситуации для анализа. Молодые люди должны были выразить своё отношение к героям и решить для себя, стоит ли следовать их примеру (в зависимости от ситуации). Также ученикам было предложено задание психологического характера: вспомнить обиды, которые они нанесли пожилым людям (своим или чужим), и сказать о них вслух. Обычно чужие рассказы воспринимаются детьми с интересом. И незаметно для себя они учатся, как можно и как нельзя поступать.
|
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна носить системный и целенаправленный характер. Надеюсь, что подобные мероприятия помогут сформировать многосторонне развитого гражданина и патриота в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях. И если человек спустя годы осознает и поймёт то, что ему говорили в школе, значит, наша работа приносит положительные результаты. А в этом и есть цель образования и воспитания.
Самоанализ урока литературы в 6 классе
(реализация программы патриотического воспитания)
Патриотический пафос в «Повести временных лет»
«Сказание о Кожемяке»
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что патриотическое воспитание школьников является необходимым условием построения правового государства. Патриотическое воспитание молодёжи всегда являлось одной из важнейших задач школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Особенно актуальной становится эта проблема в наши дни, когда идёт процесс разрушения личности, когда всё наше общество отличается агрессией, нетерпимостью, духовной бедностью. Поэтому главной задачей учителя является умение помочь ученикам разобраться в бурном потоке информации и найти себя в этом мире.
В современной школе работа по патриотическому воспитанию начинается ещё в начальных классах. Поэтому, переходя в среднее звено, ученики уже знают, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
|
Работа по патриотическому воспитанию – это не только разные виды и формы воспитательной работы с классом, но и учебная деятельность. Особенно большие возможности для формирования патриотизма у школьников представляют уроки литературы.
Яркий пример – произведения древнерусской литературы. Например, «Сказание о Кожемяке» отличается выраженным патриотическим пафосом. Формированию патриотизма на основе этого произведения и был посвящён урок литературы в 6 классе. Цель урока – дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке», способствовать формированию активной жизненной позиции и патриотических чувств у воспитанников казачьего кадетского корпуса (ответственность, гражданственность, взаимопомощь).
Задачи урока:
- проанализировать текст сказания, характеры и поступки героев;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать чувство любви к Родине, уважение к истории и литературе нашей страны.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родной стране и знание её истории – основа духовной культуры каждого из нас». Важно, чтобы дети понимали, что защита Родины – это не желание удивить всех, а естественная потребность русского человека. Герои сказания (и князь Владимир, и старик, и юноша Кожемяка) несут в себе высокий дух патриотизма, самопожертвования, готовы отдать жизнь за Русь. Чтобы понять и раскрыть характеры героев, ученики отвечали на вопросы, делали выводы.
Урок был организован в форме путешествия, чему способствовала большая подготовительная работа как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Проведение уроков в нетрадиционной форме способствует развитию креативного мышления, стимулирует познавательную активность учащихся и повышает мотивацию к учебной деятельности.
Урок содержал несколько структурных компонентов. Изучение и закрепление материала сопровождалось игровыми и соревновательными моментами. Дети с большим интересом приняли участие в подготовке урока: предлагали себя на роль экскурсоводов, с удовольствием учили стихотворные строки, помогали в создании презентации, готовили вопросы-испытания для другой команды. В конце урока учащиеся могли свободно выразить свои мысли о том, каким надо быть и что надо делать, чтобы в наше неспокойное время тебя могли назвать патриотом. Самое главное, чтобы любовь к Родине шла от сердца. И дело вовсе не в эпохе, в которой ты живёшь, а в самом себе.
Естественно, в рамках одного урока мы не можем говорить о формировании патриотизма, но работа в системе, в том числе и на уроках литературы, принесёт положительные результаты. Очень хочется в это верить.