Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кудымкарский лесотехнический техникум»
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
(Рабочая тетрадь)
по МДК.02.02. Устройство и эксплуатация лесотранспортных средств, организация перевозок лесопродукции
по специальности 35.02.02 Технология лесозаготовок
Практическая работа № 13.
Тема: Изучение конструкции ходовой части колесных машин. Цель: Знать общее устройство и конструктивные особенности ходовой части колесных машин.
Оборудование и наглядные пособия:
1.Шасси автомобиля ЗиЛ-130.
2. Плакаты: «Передний мост», «Подвески автомобиля», «Ходовая часть гусеничного трактора».
3. Литература:
3.1. Тракторы и автомобили; Котиков В.М., Ерхов А.В.; М.: ИЦ «Академия»; 2017
3.2. Тракторы и автомобили; Гуревич А.М., Сорокин Е.М.; М.:«Колос»; 2015
3.3. Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2017- 640 с.
Порядок выполнения работы:
1. Заполнить таблицу.
Таблица 13.1
Конструктивные особенности подвесок автомобилей.
Марка автомобиля Показатели | КамАЗ-4310 | ЗиЛ-130 | ЗиЛ-131 | ВАЗ-2103 | ВАЗ-2108 |
1. Тип подвески (зависимая или независимая) а) переднего моста б) заднего моста | Завис. Завис. | Завис. Завис. | Завис. Завис. | Независ. Завис. | Независ. Завис. |
2. Упругий элемент подвески а) переднего моста б) заднего моста | Рессора Рессора | Рессора Рессора | Рессора Рессора | Пружина Пружина | Пружина Пружина |
3. Гасящий элемент подвески а) переднего моста б) заднего моста | Гидр. аморт. Гидр. аморт. | Гидр. аморт. Гидр. аморт. | Гидр. аморт. Гидр. аморт. | Гидр. аморт. Гидр. аморт. | Гидр. аморт. Гидр. аморт. |
4. Направляющий элемент подвески а) переднего моста б) заднего моста | - - | - - | - - | Рычаги Рычаги | Рычаги Рычаги |
2. Нарисовать схему и описать принцип работы гидравлического амортизатора.
Рис. Схема гидравлического амортизатора двухстороннего действия: 1 – поршень; 2 – рабочий цилиндр; 3 – корпус; 4 – корпус клапанов; 5 – уплотнение; 6 – шток; 7 – защитный кожух; 8 – направляющая втулка; 9 – разгрузочное отверстие; А – рабочая полость; С – уравновешивающий резервуар; I – клапан отдачи; IΙ – перепускной клапан; IΙI – впускной клапан; IV – клапан сжатия
Схематично устройство гидравлического амортизатора двухстороннего действия показано на рисунок. Амортизатор состоит из уравновешивающего резервуара С, рабочего цилиндра 2, штока 6 с поршнем 1 и клапанов перепускного IΙ, отдачи I, впускного IΙI, сжатия IV. В верхней части шток поршня перемещается в направляющей втулке 8 которая служит вместе с уплотнением 5 для предохранения штока амортизатора от возникающих изгибающих моментов и поперечных сил.
В рабочем цилиндре 2 вместе со штоком 6 перемещается поршень 1, в котором имеются сквозные отверстия, равномерно расположенные в два ряда по окружностям различных диаметров. Отверстия, находящиеся на большой окружности, закрыты сверху перепускным клапаном I, к которому прижимается пружинная шайба. Отверстия на меньшей окружности перекрываются снизу дроссельным диском клапана отдачи IΙ.
В нижней части рабочего цилиндра расположен корпус, в котором установлены впускной клапан IΙ I и клапан сжатия IV, прижимаемый пружиной. Эти клапаны закрывают отверстия, расположенные в корпусе.
Между цилиндром 2 и кожухом 7 находится уравновешивающий резервуар С, заполненный маслом примерно на половину объема. Оставшийся незаполненным объем уравновешивающегося резервуара служит для заполнения маслом при изменении его температуры, которая может колебаться от -20° до +200°С. Уровень жидкости в уравновешивающем резервуаре рассчитан таким образом, чтобы воздух не попадал в рабочую полость амортизатора через клапан сжатия при снижении уровня в наклонном положении амортизатора (до 45°).
К штоку и резервуару приварены проушины. Нижней проушиной амортизатор крепится к балке или к нижним рычагам переднего моста при независимой подвеске, а верхней – к кронштейну рамы или основания кузова. От повреждений и попадания грязи шток защищен кожухом 7.
Во время хода сжатия (пружины) рессоры (наезд колеса на выпуклость) поршень амортизатора движется вниз, перепускной клапан I Ι открывается и жидкость перетекает через отверстия поршня в рабочую полость А. Под давлением жидкости клапан сжатия I V преодолевает усилие пружины и открывается, при этом жидкость в объеме, равном вводимой части штока, вытесняется из рабочего цилиндра в уравновешивающий резервуар С. Усилие пружины клапана сжатия создает необходимое сопротивление амортизатора, в результате чего частота колебаний подвески и подрессоренных масс автомобиля уменьшается. При перемещениях штока жидкость, частично просачиваясь через зазор между направляющей втулкой и штоком, через разгрузочное отверстие 9 поступает в полость уравновешивающего резервуара, разгружая тем самым сальники от действия рабочего давления жидкости.
Во время хода отдачи (попадание колеса во впадину) поршень движется вверх, вытесняя жидкость из верхней рабочей полости А в нижнюю. Перепускной клапан IΙ, расположенный со стороны надпоршневого пространства, закрывается, и жидкость через отверстия поршня поступает к клапану I отдачи и открывает его. При этом жидкость в объеме, равном выводимой части штока, поступает из
уравновешивающего резервуара в рабочий цилиндр через отверстия, предварительно преодолев сопротивление впускного клапана IΙI.
Жесткость дисков клапана отдачи I и усилие его пружины создают необходимое сопротивление амортизатора которое пропорционально квадрату скорости перетекания жидкости.