Проблема поиска, продвижения и удержания талантливой молодежи в современной России




Введение

 

В связи с изменениями в социально-экономической сфере страны в начале 90-х, повлекшими за собой необходимые изменения в сфере образования в целом, становятся актуальными исследования проблемы трудоустройства студентов, в частности вечерней формы обучения. В целях повышения эффективности образования и более успешного трудоустройства выпускников необходима информация о возможностях трудоустройства студентов и факторах, влияющих на данный процесс, исходя из того, что одним из основных признаков качества и престижа образования является востребованность выпускников вуза у работодателей.


Влияние приобретаемых в процессе обучения в ВУЗе качеств молодого специалиста

 

Концептуальная схема нашего исследования такова: образовательные возможности учреждения - социальная группа «студенчество» - рынок труда молодых специалистов. Исследовательский вопрос в нашем проекте: каким образом происходит взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг посредством реализации формируемых в процессе образования актуально и потенциально востребуемых профессиональных и личностных качеств социальной группы «студенчество».

В ходе обучения в вузах вырабатываются различные модели поведения данной социальной группы. Представляется важным выявить, какие из них наиболее адекватны действительной ситуации. Сегодняшняя ситуация такова: с рынка труда через требования работодателей к специалистам поступают запросы, определяющие не только поведение нынешних и потенциальных работников, но и дающие импульсы развитию и совершенствованию системы образования, которая порой не всегда адекватно на них реагирует.

Наше исследование ориентировано выявить, хотя бы частично, те разногласия, которые существуют между рынком труда и рынком образования. Для этого мы исследуем такие формируемые в процессе образования характеристики студентов, предъявляемые в качестве требований работодателей, как: уровень профессиональных знаний, уровень знания иностранного языка, компьютерная грамотность, коммуникабельность, уровень мотивации к трудовой деятельности, обучаемость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, стрессоустойчивость.

Содержательная направленность данных характеристик студента формируется в зависимости от ориентированности образовательного учреждения либо на фрагментарное образование, либо на потребности рынка труда и общества в целом – интегральное образование.

Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества. Одним из важнейших современных изменений в области образования является постепенный переход от концепции фрагментарного образования к концепции интегрального образования. Первая концепция рассматривает образование как относительно самостоятельную область жизни. Для образования такого типа характерны учебные заведения, в которых предметы преподаются только по утвержденным программам.

Успехи учащихся таких учебных заведений и косвенным образом способности преподавателей определяются в основном с помощью письменных и устных экзаменов, и если учащиеся успешно их выдерживают, считается, что цель образования достигнута. Можно счесть описание К. Мангеймом такого типа образовательного учреждения карикатурным, а между тем оно существует и поныне.

На формирование молодого специалиста с совокупностью представленных им на рынке труда его качеств как работника оказывает влияние все, чему он обучается, и еще в большей степени то, как он обучается. Интегральная концепция образовательной программы опирается на фундаментальное положение о том, что личность едина и неделима.

Такое понимание личности работника уже давно учитывается западными работодателями, поэтому ими предъявляются такие требования к специалисту как наличие мотивации к трудовой деятельности, обучаемости, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности, стрессоустойчивости. Однако в образовательных учреждениях не редко доминирует понимание специалиста как человека, прежде всего, обладающего набором теоретических знаний-фактов.


Проблема поиска, продвижения и удержания талантливой молодежи в современной России

 

«Чтобы справляться с сегодняшними проблемами, нам нужны не только новые знания, но и новые способы мышления», – утверждает американский философ современности Элвин Тоффлер.

Действительно, умение мыслить глобально, системно, нестандартно и креативно является бесспорным конкурентным преимуществом в любой сфере. И умение мыслить подобным образом принадлежит талантливым людям. По мнению Э. Майклза, автора книги «Война за таланты», сегодня возрастает важность нематериальных активов – интеллектуального капитала и талантов, за которыми ведется настоящая охота.

Россия, обладая колоссальным интеллектуальным ресурсом, непосредственно вовлечена в «войну за таланты». Однако при наличии десятой части ученых мира Россия занимает лишь 0,3% доли рынка наукоемкой продукции. Инновационная активность в России очень низка - только 5% предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 80-87%.

Одной из причин столь низких показателей является процесс «утечки мозгов». Таким образом, ежегодный «русский вклад» составляет около тысячи научных работников и 50 млрд. долларов.

По статистике, средний возраст человека, который выезжает из России работать за границу, а потом остается там жить - около 25 лет. Найти пути поиска, удержания и продвижения молодых российских специалистов в стране – это первостепенная задача, которую необходимо решить российскому обществу, если оно стремится сохранить преимущество в конкурентной среде глобального мира. Так, по словам Дмитрия Зимина, создателя фонда «Династия», если общество не ищет и не поддерживает таланты, то «в нем происходит отрицательный отбор».

Решить данную задачу нам помогло обобщение опыта Германии, Швеции, Сингапура, Китая и Казахстана в сфере работы с талантливой молодежью, а также систематизация программ по поддержке талантливых молодых специалистов крупными зарубежными компаниями, такими как Bosch, British American Tobacco Russia, BP и Chevron.

Очевидным является тот факт, что в нашей стране уровень работы с талантливой молодежью крайне низок. Сохранились лишь локальные центры развития, сконцентрированные, прежде всего, в столице. Родители, учителя, преподаватели ВУЗов потеряли в значительной степени функцию наставников. Определенные позитивные подвижки в последнее время связываются с реализацией национального проекта «Образование», согласно которому юные победители олимпиад получают премии в размере 30000 и 60000 рублей. Однако понятная система продвижения талантливых молодых людей пока не создана.

В то же время, например, в Казахстане, принята трехступенчатая президентская программа по поддержке талантливой молодежи. Во-первых, 6000 выпускников школ в 2007 году поехали учиться в лучшие ВУЗы мира. Принцип их отбора – успехи в учебе, лучшие результаты экзаменов и прохождение собеседования. Фонд Президента Казахстана «Балашаг» подписал договор с их родителями, в котором указывается, что семья обязуется выполнять все требования по воспитанию и обучению ребенка, а фонд «Балашаг» гарантирует ему трудоустройство по окончанию обучения.

Если ребенок по окончании учебы не вернется, то семья компенсирует государству грант в размере стоимости своей квартиры. Во-вторых, Президент Назарбаев лично дал указание своим представителям пригласить на встречу всю эмигрировавшую талантливую казахскую молодежь, в ходе которой он каждому талантливому технику, химику, физику лично пообещал оборудованную лабораторию, мастерскую... И, в-третьих, скоро состоится открытие крупнейшего инновационного университета в Астане. Университет изначально строился как технологический, то есть оснащенный лабораториями, мастерскими и др.

Существуют и другие, не менее замечательные примеры успешной работы с талантливой молодежью в вышеперечисленных странах. На основании их опыта можно выработать рекомендации по ведению грамотной политики в отношении талантливой молодежи в рамках нашей страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: