А.Д. Беглову
Смольный,
Санкт-Петербург, 191060
Уважаемый Александр Дмитриевич!
На основании решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Малая Охта (далее — МО Малая Охта) направляю в Ваш адрес настоящее обращение.
На территории МО Малая Охта расположен объект культурного наследия федерального значения «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611-1703 гг., участки культурного слоя неолита и раннего металла V-II тыс. до н. э. и грунтового могильника XVI-XVII вв.» (далее — Объект).
2 марта 2020 года компания «Газпром нефть» по итогам закрытого конкурса представила концепцию развития территории Охтинского мыса[1]. Было объявлено, что в границах двух земельных участков, принадлежащих инвестору, строительство вестись не будет лишь на площади 0,8 га (около 15% от общей площади проекта), соответствующей четырем участкам, находящимся по государственной охраной. Судя по представленным рендерам, объекты археологического наследия, в том числе дерево-земляные, находящиеся в пределах этих участков, музеефицированы не будут и в лучшем случае будут накрыты пешеходной зоной.
1. Эти планы компании «Газпром нефть» вызывают крайнюю обеспокоенность охтян и депутатов Муниципального Совета МО Малая Охта в связи со следующим.
Объект был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия на основании засекреченного приказа Министерства культуры Российской Федерации от 06.03.2019 №250. Из утвержденного Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) предмета охраны Объекта и границ Объекта, которые отображены в Региональной геоинформационной системе Санкт-Петербурга, следует, что утвержденные предмет охраны и границы Объекта обеспечивают государственную охрану лишь незначительной части объектов археологического наследия Охтинского мыса, выявленных и зафиксированных в ходе охранно-спасательных археологических раскопок 2008-2010 годов.
|
Вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25.05.2012 по делу №2‑56/2012 на основании заключения проведенной по делу №2-1483/12 судебной комиссионной историко-культурной археологической экспертизы (л.д. 1‑145 т. З дела №2‑1483/12) установлен следующий перечень объектов археологического наследия, обнаруженных на Охтинском мысу:
-стоянки эпох неолита-раннего металла (5-3 тыс. до н.э.) и следы обитания в эпоху бронзы и раннего железного века;
- древние поселения мысового городища новгородского времени и крепости Ландскрона;
- фортификационные сооружения городища новгородского времени (рвы);
- фортификационные сооружения крепости Ландскрона 1300-1301 гг. (рвы, вал, сруб деревянной крепостной башни),
- древнее поселение крепости Ниеншанц XVII в., фортификационные сооружения крепости Ниеншанц 1611-1650-х г.г. (рвы),
- фортификационные сооружения крепости Ниеншанц 1650-х-1703 г.г. (рвы, валы и бастионы), остатки каменной постройки и деревянных сооружений Ниеншанца
- могильник XVI-XVII вв.
Указанное решение обязательно для всех участников дела, включая КГИОП.
Так, в тексте предмета охраны Объекта отсутствуют такие фортификационные сооружения крепости Ландскрона, как рвы и вал, а фортификационные сооружения крепости Ниеншанц второго периода представлены только Карловым бастионом.
|
Не менее существенны сокращения границ памятника. По поручению Совета по сохранению культурному наследию при Правительстве Санкт-Петербурга в 2011-2013 годах Рабочая группа в составе: Иоаннисян О.М. (руководитель группы) – кандидат исторических наук, заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, Знаменов В.В. – президент государственного музея-заповедника «Петергоф», Ковалев А.А. – археолог, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Кононов А.А. – заместитель председателя ВООПИиК Санкт-Петербурга, Николащенко Б.В. – руководитель проектной группы-главный градостроитель проектов ГКУ НИПЦ генплана Санкт-Петербурга, на основе анализа отчетов археологов П.Е. Сорокина и Н.Ф. Соловьевой проводила работу по определению границ реально существующих на территории достопримечательного места «Охтинский мыс» самостоятельных объектов археологического наследия (1-Поселения эпох неолита и раннего метала; 2-архитектурные части фортификационных сооружений средневекового мысового укрепления (городища) XII-XIII вв.; 3- архитектурные части фортификационных сооружений крепости Ландскрона 1300 г.; 4-архитектурные части фортификационных сооружений крепости Ниеншанц: рвы и остатки валов, двух периодов строительства первой и второй половины XVII в. 5-Позднесредневековый могильник).
Выводы указанной Рабочей группы полностью опровергают утвержденный КГИОП предмет охраны Объекта и утвержденные границы Объекта. Сводный план границ всех объектов, составленный Рабочей группой и приложенный к ее заключению 2013 года, приложен к настоящему обращению. Выводы Рабочей группы никем и нигде оспорены не были, в рамках государственной историко-культурной экспертизы А. Ситдикова 2018 года не обсуждались.
|
Таким образом, при строительстве «Хрустального корабля» по проекту Nikken Sekkei, запланированном инвестором, будет гарантированно уничтожена большая часть объектов археологического наследия, расположенных на Охтинском мысу.
Мы уверены, что только своевременное вмешательство Правительства Санкт-Петербурга позволит избежать позорного уничтожения целого пласта древней и средневековой истории нашего региона.
2. В письме от 07.02.2020 №07-105/812 Вы сообщаете о том, что закупка земельного участка у единственного поставщика не представляется возможной, в связи с тем, что в границах земельного участка не расположены объекты недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то, что, по смыслу абзаца второго статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (73‑ФЗ), объекты археологического наследия являются объектами недвижимости, поскольку они прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. При этом, согласно пункту 3 статьи 49 73‑ФЗ, объекты археологического наследия находятся в государственной собственности, в связи с чем объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Из этого следует возможность выкупа земельных участков с кадастровыми номерами: 78:11:0600101:35, 78:11:0600101:36 на основании наличия на этих участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих государству.
В том же письме от 07.02.2020 №07-105/812 Вы сообщаете о том, что обмен земельных участков, находящихся в собственности АО «Газпромнефть Восточно-Европейские проекты», без внесения изменений в Проекта планировки территории, ограниченной наб.р.Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр.Шаумяна и ул.Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного пр.Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны "П1"/"ДР", в Красногвардейском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367 (далее — ППТ), невозможен.
Мы считаем, что указанный ППТ, которому на днях исполняется 11 лет, во всех отношениях устарел, не учитывает действующие законодательные ограничения в отношении деятельности в границах территорий объектов культурного наследия, подлежит приведению в соответствие с Нормативами градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.
Уверены, что в рамках корректировки ППТ необходимо запланировать размещение объекта социальной инфраструктуры на территории Охтинского мыса — открытого археологического музея на основе ландшафтного парка. Этот объект мог бы с успехом использоваться в качестве аналога «Новой Голландии» для восточной части Санкт-Петербурга, проводить летние фестивали, совместные мероприятия с расположенными неподалеку креативным пространством «Арт Плей» и комплексом «Охта-Молл», образовав мощный современный культурный кластер.
Просим Вас дать поручение о пересмотре ППТ с включением объекта социальной инфраструктуры и выкупе или мене земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:0600101:35, 78:11:0600101:36.
Также просим Вас сообщить, на каком этапе рассмотрения проектной документации Правительство Санкт-Петербурга планирует информировать Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО о новом строительстве на Охтинском мысу с тем, чтобы Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО мог высказать свои замечания в соответствии со статьей 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.
С уважением,
Глава внутригородского муниципального