Подросток – это не сложный возраст, это сложная жизнь




В данный момент тема подросткового возраста очень популярна. Родители пытаются понять, как им обращаться с собственными детьми, которые ещё недавно были такими послушными и понятными и вот уже имеют собственные секреты, пытаются отгородиться, становятся замкнутыми и агрессивными.Несмотря на то, что описанные изменения являются типичными и распространенными, они пугают и заставляют тревожится даже самых подготовленных родителей.

О подростках пишутся статьи, издаются книги и все бы ничего, если бы не одно "НО". Действительно полезной информации в этом потоке не много. На просторах интернета можно также встретить предложения о тренингах и обучающих курсах для родителей, но ведут их сейчас "все, кому не лень", т.е. ведущий может оказаться человеком со слабой профессиональной подготовкой и без опыта реальной работы с подростками.

Беда множится ещё тем, что подобные "профессионалы" иногда только поддерживают и распространяют вредоносные мифы о подростковом возрасте. В этой статье я постараюсь изложить в простых и понятных тезисах свой пятилетний опыт работы подростковым психологом.

1. Не стоит равнять подростков с детьми

В нашем обществе принято "инфантилизировать" подростков, считая их просто "распоясавшимися детьми". Недостаток дисциплины – вот основное объяснение, к которому прибегает большинство школьных учителей. Помимо того, что подобное "равенство" – это безупречный способ мгновенно вывести из себя любого человека в возрасте от 12 до 17 лет.

Предъявлять себя как дети они не смогут, даже если сами того захотят, так как в ответ рискуют получить внушительную порцию отвержения от сверстников и негодования от взрослых.

2. Гормоны – это не объяснение

Физиологи любят связывать особенности поведения подростков с возрастными изменениями в организме. Согласен, что эмоциональные скачки, связанные с меняющимся гормональным фоном, повышенная возбудимость и отсутствие опыта обращения с возникающим сексуальным влечением сильно усложняют жизнь, но, по моему опыту, все это скорее является отягощающими факторами, а не причиной.

3. Подростковый возраст – это в первую очередь сложная социальная ситуация

В рамках работы в ПЦ "Перекресток" мне приходилось проводить тренинги для школьных учителей по особенностям подросткового возраста. Мои объяснения психологических особенностей подросткового возраста выглядели приблизительно так: представьте, что Вас внезапно повысили по службе и назначили на должность директора школы.

Это повышение в должности не было для Вас ожидаемым событием. Это произошло именно внезапно. И теперь все ваши слова, поступки и действия имеют гораздо более серьезные последствия, чем вы привыкли. Более того, Вас никто не познакомил с должностной инструкцией и не передал Вам дела от предыдущего директора, а Вам, тем не менее, необходимо соответствовать ожидания окружающих вас людей.

Вы должны исполнять обязанности директора школы, представления о которых у вас пока довольно смутные, опыта нет никакого, а отказаться Вы не имеете права. Такая ситуация сопровождается невероятным уровнем эмоционального напряжения. Скорее всего в будущем вы научитесь со всем этим справляться без особого труда. Но пока вы будете приспосабливаться к новым условиям и жить в этом напряжении, вы успеете "покусать" всех вокруг, кто "подвернется вам под руку".

В такой же ситуации оказывается и подросток, когда на него вдруг сваливаются новые правила и ответственность, с которыми он пока не знает, как обходиться. Социум же требует, чтобы он соответствовал этим правилам и успешно исполнял свои обязанности. Кому-то удается легко и в короткий срок приспособиться к новым требованиям, а кому-то это дается тяжелее.

Подростки переживают этот период своей жизни, находясь в большом напряжении. Любое даже нечаянно брошенное слово может восприниматься ими как обидное или оскорбительное. Именно этим напряжением и объясняется значительная часть особенностей поведения подростков и трудности, возникающие в общении с ними.

4. Они находят самые неожиданные способы снятия напряжения

1. Резать себя. Вы удивитесь, но нанесение себе порезов в основном делается с целью получить сильную эмоциональную разрядку за счет острой боли. Хотя большинство подростков, прибегающих к такому методу снятия напряжения могут выглядеть депрессивными, это поведение не обязательно означает собственно суицидальные попытки.

2. Тихие истерики. Запереться в комнате и "рыдать в подушку", взять ножницы и изрезать себе часть своей одежды, постричь челку, а потом "замести следы". Когда родители обнаруживают "следы" подобных способ эмоциональной разрядки, они пугаются не меньше, чем в первом случае.

3. Курение и алкоголь. В основном это курение, конечно. Алкоголь подростки пробуют, чаше для того, чтобы пережить новые ощущения.

4. Залипание в интернете, видеоигры, чтение, киноманство и прочие виды эскапизма (ухода от реальности)

5. Драки, экстремальные увлечения.

6. Бесцельное и бездумное гуляние, во время которого подростки могут потерять счет времени, и ориентировку в пространстве, т.е. заблудиться.

7. Обжорство, переедание сладкого, голодание.

Если Вы обнаружили у подростка описанные способы снятия эмоционального напряжения, то следует подумать о более продуктивной альтернативе. Полезными могут оказаться занятия спортом, творческие кружки, изучение прикладных ремесел.

К сожалению первая реакция взрослых (родителей, учителей), напуганных "нестандартным" поведением ребенка, чаще всего адресована к стыду. Стыдить подростка– это способ воспитания, который редко приводит к желаемым результатам.

Если подростка все время стыдить, то скорее всего он станет ещё более скрытным и будет вынужден прибегать к все более деструктивным способам эмоциональной разрядки.

5. Риск и тестирование границ – необходимый процесс

Специалисты в один голос твердят, что рискованное и нарушающие чужие границы поведение является особенностью поведения подростков, однако редко вдаются в причинно-следственные связи.

Возвращаясь к пункту 3 "подростковый возраст – это новая социальная ситуация", возникает вопрос: каким способом к ней приспособиться? В период любого кризиса или резких жизненных изменений главной задачей становится выяснение своих новых возможностей и ограничений.

Особенность подросткового кризиса связана с тем, что его социальные отношения резко усложняются. Например, если делать то, что хотят от тебя учителя – могут не понять сверстники; если ориентироваться только на сверстников – может попасть от родителей; если делать всё домашнее задание – то времени на личную жизнь не останется, если не делать – то накажут родители и погулять всё равно не получится; лучше говорить с родителями о том, что происходит в твоей жизни, но есть вещи, которые им лучше не знать.

И самый главный вопрос, усложняющий всё в квадрате: как приспосабливаясь к требованиям всех окружающих не забыть при этом про свои чувства и потребности?

Находясь в поиске правильных решений и компромиссов подростку приходиться постоянно экспериментировать: рисковать → огребать → делать выводы. Только тестируя чужие и свои границы можно обрести внутреннюю устойчивость. Именно поэтому подросткам необходимы взрослые с устойчивыми личными границами.

Если значимые взрослые будут с уважением относится к границам подростков – подростки будут отвечать тем же. Если Вы будете устойчивы в отстаивании собственных границ – ожидайте, что подростки тоже будут отставить свои и, возможно, в начале не всегда там, где это нужно. Однако, именно этот навык поможет им в последствии не ввязываться в действительно опасные истории.

6. Они не дураки

Речь не о том, что существует много взрослых, которые считают детей недалекими. Речь о том, переход из детства в подростковый возраст всегда переживается взрослыми как слишком быстрый и неожиданный, поэтому подготовится к нему практически невозможно даже если нынешний подросток не первый ребенок в семье.

В итоге получается, что все играют в такую социальную игру: родители делают вид, что некоторых вещей не существует, а подростки делают вид что о них не знают. Или другой вариант развития событий: родители опасаются, что их дети настолько зависимы и доверчивы, что попросту не смогут противостоять соблазнам жизни за пределами домашних стен. Но чаще всего – оба варианта вместе.

По моему опыту, если организовать дискуссию на острые темы (наркотики, насилие, ранняя беременность и т. д.) взрослых и подростков, то взрослые почти наверняка удивятся рассуждениям подростков. В ходе таких дискуссий выясняется, что подростки не только в курсе подобных вещей, но и почти наверняка уже имеют сложившуюся позицию по отношению к ним. И позиция эта оказывается гораздо сложнее, чем лозунги на подобии: "наркотики – это плохо", "драться – нехорошо". Некоторым родителям иногда бывает достаточно познакомиться с позицией своих детей по этим вопросам, чтобы успокоить свою тревогу.

7. Если оставить подростков в покое, Вы не перестанете быть им нужны

Возможно это один из самых сложных пунктов. Отстранение подростков почти всегда тяжело переживается их родителями. Некоторые родители даже начинают чувствовать себя просто обслуживающим персоналом, живыми банкоматами и невольными мучителями для своих детей.

Я практически не сталкивался с подростками, которые действительно хотели, чтобы родители отстали от них навсегда. Для подростков одинаково важна как возможность самостоятельно регулировать дистанцию общения с родителями, так и уверенность в том, что они в любой момент могут обратиться к родителям за помощью.

Подростки хотят быть самостоятельными и успешными, но не стоит ожидать что это у них все будет получаться сразу, но Ваше доверие и уверенность в том, что они могут справиться сами, будет их поддерживать.

8. Им необходимо быть "нехорошими"

Одно из важных изменений в жизни подростков связано с необходимостью самостоятельно обеспечивать свою безопасность. И делают они это осваивая навыки отстаивания личных границ. Эти навыки тренируются при любом удобном случае, где надо и, где можно было бы обойтись. Страдают в процессе тренировки в основном те, кто ближе: родители, родственники, друзья и пр.

Процесс формирование навыков, описанный ещё Л. С. Выготским, происходит как переход от внешнего к внутреннему. Иными словами, прежде чем научится быть спокойным и уверенным в себе, нужно потопать ногами, покапризничать, потолкаться и т.д.

Поэтому в работе с подростками, в особенности с группами, одним из самых важных аспектов я считаю создание специального пространства, где они могли бы отрабатывать все необходимые социальные навыки, экспериментировать, пробовать и ошибаться.

Источник: https://nemirinskiy.ru/page820349.html
Автор: Борис Немиринский



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: