КУРСОВой Проект
По дисциплине «Корпоративное право»
ЮУрГУ 40.03.01.2014.605. КП
г. Челябинск, 2018 |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(Национальный исследовательский университет)
Институт открытого и дистанционного образования
Кафедра «Управления и права»
Направление «Юриспруденция»
УТВЕРЖДАЮ
«___» ____________2018 года
ЗАДАНИЕ
на курсовой проект студента
Морозкина Екатерина Андреевна
Группа ДО-450
1. Дисциплина ____ Корпоративное право ____
2. Тема работы ____ Корпоративные объединения
3. Срок сдачи студентом законченной работы 30.04.2018 года.
4. Перечень вопросов, подлежащих разработке
Понятие и принципы объединения корпораций ________________________
Классификация корпоративных объединений _________________________
Виды корпоративных объединений __________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Календарный план
Наименование разделов курсовой работы | Срок выполнения разделов работы | Отметка руководителя о выполнении |
1. Составление плана. Подбор литературы. Написание введения. | 09.03.18- 12.03.18 | |
2. Написание первой главы. | 13.03.18-22.03.18 | |
3. Написание второй главы | 22.03.18-30.03.18 | |
4. Написание заключения | 30.03.18-20.04.18 | |
5. Нормоконтроль | 27.04.18 | |
6. Предоставление работы на кафедру для допуска к защите | 30.04.18 |
|
Руководитель работы ________________________________ О.В. Елисеенко
Студент____________________________________________ Е.А. Морозкина
АННОТАЦИЯ
Морозкина Е.А. «Корпоративные объединения» Челябинск: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» ИОДО, гр. ДО-450,2018. – с., иллюстраций – нет, библиографический список – 20 наименований.
Важнейшим итогом экономических преобразований в России явилось появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивших статус акционерных обществ, сформировавших, таким образом, корпоративный сектор экономики.
Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями. В то же время корпоративная форма бизнеса, давно и прочно освоенная в странах с рыночной экономикой, для современной России относительно нова и до конца еще не сформировалась. Большинство отечественных корпораций пока еще невелики по объему получаемой прибыли и уровню капитализации, однако процесс их укрупнения идет.
Логическим продолжением появления корпораций послужило их объединение. Первые корпоративные объединения в Европе появлялись еще в XIV веке, в виде семейных групп, на сегодняшний день существуют такие сложные и крупные интеграции, как финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации, то есть, приобретая и международный характер.
В России объединение корпораций носит прогрессивный характер и активно развивается. Тем и актуальна эта тема, на сегодняшний день
|
Цель работы – изучить особенности корпоративных организаций.
Объектом исследования являются разного рода корпоративные объединения. Под предметом изучения понимается деятельность самих организаций.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 6
1 Корпоративные объединения.. 7
1.1 Понятие и принципы объединения корпораций. 7
1.2 Классификация корпоративных объединений. 9
2 Виды корпоративных объединений.. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена современными экономическими реалиями: формирование и усиление корпоративных структур - одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровни макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического сотрудничества (в том числе международного), выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России.
1 Корпоративные объединения
1.1 Понятие и принципы объединения корпораций
В научной доктрине различные способы интеграции бизнеса, организованные на основе участия или членства, именуют предпринимательскими объединениями[1].
Понятие "объединение" и в самом законодательстве (на уровне федеральных законов) используется не только по отношению к некоммерческим организациям, но и применительно к холдингам (ст. 4 «Закона о банках и банковской деятельности»), к другим объединениям коммерческих организаций[2].
|
Предпринимательское объединение - не обладающая статусом юридического лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов - организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей; такое объединение может быть создано как на добровольной (договорной) основе, так и вследствие экономического контроля одного(-их) участника(-ов) над другим(-и).
Корпоративное объединение является разновидностью предпринимательского объединения и представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных юридических лиц, организованных по принципу участия (членства), осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность.
Таким образом, в отличие от корпорации, корпоративное объединение юридическим лицом не является; оно представляет собой форму интеграции юридических лиц.
К корпоративным объединениям следует отнести холдинги и объединения, созданные на основе договора простого товарищества. Ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты, конечно, не относятся к собственно предпринимательским объединениям, поскольку являются некоммерческими добровольными ассоциативными организациями, создаваемыми не для непосредственного занятия предпринимательской деятельностью, а только для содействия и координации предпринимательской деятельности участников. Ассоциативные организации, созданные хозяйствующими субъектами для поддержки и защиты их бизнес-интересов, мы справедливо квалифицировали выше как объединения предпринимателей или объединения в сфере предпринимательства.
В организационном смысле объединение - это соединение нескольких организаций, предприятий, учреждений в единую группу. Объединения корпораций строятся на экономически взаимовыгодных принципах.
К принципам деятельности объединений относятся:
- добровольность объединения на основе общности экономических интересов;
- равноправие участников совместной деятельности;
- свобода выбора организационной формы объединения;
- самоуправление участников и объединения в целом;
- организация отношений между участниками на договорной основе[3].
Корпорации, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Зарубежное законодательство исходит из возможно разнообразных целей, для которых организации могут объединяться и в силу этого обладать определенными особенностями в своей деятельности, значительно отличающими объединения юридических лиц друг от друга. В частности, в ряде зарубежных стран имеют право на жизнь такие виды объединений, как союзы, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, картели, корнеры, конгломераты, тресты, синдикаты, франчайзи, холдинги.
Однако многообразие форм признано за рубежом, но не в России. К числу наиболее распространенных ассоциативных форм объединений корпораций в нашей стране могут быть отнесены: ассоциация (союз), холдинг, концерн, финансово-промышленная группа.
Объединения корпораций можно условно обозначить термином «бизнес-группа». Необходимость усиления законодательного регулирования бизнес-групп подтверждается в подготовленной Министерством экономического развития и торговли РФ и упомянутой выше «Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года». Цель реформы — обеспечить поступательное развитие корпоративных объединений в условиях транснациональной экономической политики.
Корпоративные объединения представляют собой не только совокупность лиц и капиталов, но и объединения обособленных юридических лиц, представляющие собой форму ассоциированного членства на основе взаимных договоров и соглашений.
Таким образом, объединения корпораций - это создаваемые коммерческими и некоммерческими юридическими лицами в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов договорные образования, основанные на принципах добровольности, общности экономических интересов, равноправия и самоуправления участников совместной деятельности и объединения в целом в формах, предусмотренных законодательством.
1.2 Классификация корпоративных объединений
Классификация корпоративных объединений может быть проведена по ряду критериев. Так, с точки зрения организационных форм следует выделить холдинги и объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.
По критерию экономического содержания, основанному на цели создания объединения, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками объединения, выделяют концерны, конгломераты, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и прочее[4].
Цели объединений могут быть реализованы в результате образования определенной правовой формы. Так, например, синдикаты, имеющие в своей структуре специализированную торгово-сбытовую контору, в современных рыночных условиях могут существовать в форме холдингов; консорциумы, пулы приобретают форму простого товарищества.
По способу организации объединения (добровольный или принудительный) можно выделить объединения вертикального и горизонтального типов. К объединениям вертикального типа, или неравноправным объединениям, основанным на экономической субординации и контроле, относятся холдинги; к объединениям горизонтального типа, или равноправным договорным объединениям, - простые товарищества.
Каждому этапу развития рыночной экономики должны соответствовать свои рыночные структуры, которые объективно вырастают из прежних отношений.
Устойчивость рыночной среды может быть обеспечена оформлением прежних участников экономических отношений в новые экономические структуры. Зависимость здесь прямая. Рыночная среда обуславливает появление новых видов корпоративных структур, но и вновь появившиеся экономические структуры поддерживают и развивают рыночную среду. В современной экономике происходит постоянное сокращение числа компаний, которые функционируют совершенно независимо друг от друга в автономном режиме. Это объясняется усложнением, диверсификацией, интернационализацией хозяйственных, технологических и финансовых связей между участниками экономического процесса. Поэтому компании, фирмы, предприятия, банки, финансовые, инвестиционные, страховые институты объединяются в различные рода интегрированные структуры.
Различают следующие признаки классификации корпораций:
1) По широте географического охвата:
- транснациональные;
- межгосударственные;
- национальные;
- отраслевые;
- региональные;
- предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект.
2) По цели создания:
- коммерческие;
- некоммерческие.
3) По типу объединения капиталов:
- объединения на имущественной основе;
- договорные формы объединений;
- объединения предпринимателей.
2 Виды корпоративных объединений
1. Ассоциация (союз) - форма объединения предпринимателей.
Ассоциации могут создаваться для целей, предусмотренных Законом «О Некоммерческих организациях» (например, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей).
Между тем ассоциация может быть создана для развития предпринимательской деятельности, поскольку может создавать для этой цели хозяйственные общества, товарищества или участвовать в них. При этом доходы, полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между членами ассоциации, а должны использоваться исключительно на ее нужды, заключающиеся в совершенствовании координации деятельности участников ассоциации для получения ими большей прибыли.
Наиболее важная цель создания ассоциаций - совершенствование управленческой деятельности, поскольку координация является одним из ее видов, что исключает возможность ассоциаций от своего имени заниматься предпринимательской деятельностью. Задача ассоциаций - добиваться максимального улучшения дел среди членов, объединивших для этого свои взносы, а не повышать благосостояние аппарата управления исполнительного органа.
По существу, ассоциация выступает по отношению к своим членам как управляющая компания, выполняющая часть управленческих функций, добровольно переданных ей членами ассоциации.
Целями ассоциации (объединяющих членов) должны быть, по замыслу ее учредителей, их собственные цели. А поскольку цель деятельности коммерческих организаций, создающих ассоциацию, единственная и четко определена законом - получение прибыли, то и ассоциация, учрежденная коммерческими организациями, должна служить достижению этой цели.
Учредительные документы ассоциации - учредительный договор, подписанный участниками, и утвержденный ими устав (п. 1 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях»). В договоре определяются цели создания объединения и условия вступления в него и участия в нем. В уставе определяются его статус, компетенция его органов управления и иные стратегические вопросы, касающиеся его будущей деятельности.
Членами ассоциации могут быть только юридические лица.
Имущество ассоциации формируется учредителями за счет их взносов, размеры, виды, условия, формы и порядок внесения которых определяются самими учредителями, а затем членами в учредительных документах. Имущество ассоциации становится ее собственностью, а учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК).
Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами (п. 4 ст. 11 Закона «О некоммерческих организациях»). Члены ассоциации также несут субсидиарную ответственность (в пропорциях, которые они сами для себя определят) по ее долгам, размер которой законодательство не ограничивает.
Член ассоциации, в частности, вправе:
- в порядке, установленном законом или уставом ассоциации, участвовать в управлении делами;
- получать информацию о деятельности ассоциации, знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
- обжаловать решения органов ассоциации, влекущие за собой гражданско-правовые последствия;
- оспаривать совершенные ассоциацией сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации убытков;
- безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией услугами на равных началах с другими ее членами.
Члены ассоциации несут и определенные обязанности, в том числе:
- участвовать в образовании имущества ассоциации в порядке, в размере, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации в соответствии с законом;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации;
- участвовать в принятии решений, если их участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации необходимо для принятия таких решений;
- уплачивать предусмотренные уставом ассоциации членские взносы;
- по решению высшего органа ассоциации вносить дополнительные имущественные взносы.
Член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из состава ассоциации по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам в течение двух лет после выхода в размере, пропорциональном его взносу.
Новый член ассоциации может войти в ее состав только с согласия других членов. При этом его прием в ассоциацию может быть обусловлен субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации, возникшим до его вступления. Член ассоциации может быть исключен из ее состава по решению остающихся членов. Случаи и порядок исключения членов ассоциации должны быть установлены ее уставом. Имущественные последствия исключения аналогичны выходу члена из состава ассоциации.
Ассоциация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц. Особенностью реорганизации ассоциации является то, что она может быть реорганизована по единогласному решению его членов.
Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению ее членов. При этом никаких особых мотивов и обоснований для этого законодательство не требует.
Остаток имущества объединения, образовавшийся по завершении его ликвидации, используется в целях, определенных его уставом, либо в иных предусмотренных законодательством целях и не может распределяться между членами ассоциации.
2. Холдинг- объединения на имущественной основе.
Самой распространенной формой корпоративных объединений в современной России являются холдинги.
Холдинговая компания (холдинг) — это предприятие (независимо от его организационно-правовой формы), в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними.
Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. Как правило, контрольный пакет предполагает владение пакетом акций или долей в размере свыше 50%.
Помимо контрольных пакетов холдинг может владеть паритетными пакетами - 50% и пакетами участия, когда пакет акций или принадлежащая доля меньше 50%. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании. По выполняемым функциям различают два вида холдингов: чистые холдинги, которые создаются исключительно для выполнения функций контроля и управления деятельностью дочерних предприятий, и смешанные холдинги, которые наряду с выполнением функций чистых холдингов, занимаются также различными видами предпринимательской деятельности.
Практически все крупные компании любой страны представляют собой холдинги, контролирующие большое число различных по сфере деятельности предприятий, суммарный капитал и активы которых во много раз превышают капитал и активы материнской компании. Холдинг аккумулирует прибыль дочерних компаний путем получения дивидендов по принадлежащим им акциям, долям, иным ценным бумагам, а иногда — и всю прибыль дочернего предприятия по специальным соглашениям.
Крупные компании используют форму холдинга для построения эффективной организационной структуры управления бизнесом, создавая холдинги, выполняющие функции управления и контроля по какому-либо признаку (отраслевому, географическому и др.). Холдинговые компании могут быть созданы:
- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
- при учреждении новых акционерных обществ.
Холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку они позволяют сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций. Целостность холдинга при этом обеспечивается управлением входящими в него участниками, исходя из известной в мировой практике формулы "децентрализация операций при централизации контроля", что обеспечивает жизнеспособность и синергетический эффект объединения в целом.
Холдинг (от англ. hold - держать) - представляет собой объединение юридических лиц, построенное на их юридической зависимости.
Построение четкой структуры управления холдингом, установление жестких систем взаимосвязей и взаимозависимостей, а также четкое распределение функций между всеми уровнями управления является основным гарантом соблюдения прав участников холдинга. Система управления холдингом строится на установленном механизме принятия и исполнения решений. Структура холдинга предполагает организацию центра принятия ключевых решений и возможность оперативного контроля над дочерними компаниями.
Холдинги являются предпринимательскими объединениями, обладающими признаками организационного единства.
Признак организационного единства связан с целеполаганием участников на создание интегрированного объединения. Холдинг не является «случайным» явлением, в отличие от отношений дочерности хозяйственных обществ, которые могут быть установлены судом применительно к каждой конкретной сделке.
Наличие признака организационного единства означает, что совокупность юридических лиц, образующих холдинг, представляет собой единый бизнес. Участники холдинга осуществляют согласованную деятельность, выступают как один субъект рынка, как правило, проводят единую инвестиционную, финансовую, кадровую, научно-техническую, технологическую, производственно-хозяйственную политику.
Квалифицирующий признак организационного единства, присущий холдингу, с нашей точки зрения, не позволяет констатировать наличие холдинговых отношений между преобладающим и зависимым хозяйственными обществами.
Отношения зависимости обусловлены наличием существенного влияния (ст. 106 ГК РФ), но не контроля, как это характерно для холдинговых отношений.
Обзор зарубежного законодательства и литературы показывает, что в мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Этимология слова "холдинг" (от англ. to hold- «держать») объясняет исторические корни этого правового понятия. Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты г. Гутман и Г. Дугалл: «В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль»[5].
В российском законодательстве термин "холдинговая компания" впервые был употреблен в Законе РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Определение холдинговой компании было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», утвердившем Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Согласно этому Положению холдинговая компания рассматривается как предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий (п. 1.1).
С современной позиции совершенно очевидно, что приведенное определение безнадежно устарело и, будучи подвергнутым критике подавляющим большинством специалистов, представляет интерес скорее для исследования в сравнительно-историческом аспекте, чем для понимания сущности современных российских холдингов.
Наиболее урегулированным в российском законодательстве оказался банковский холдинг. В ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности банковский холдинг определяется как не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Наиболее распространенной является структура холдинга как совокупности основного общества (товарищества) и подконтрольных - дочерних хозяйственных обществ.
Основным может быть, как хозяйственное общество - акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью, так и товарищество - полное или коммандитное (на вере); дочерним может быть только хозяйственное общество[6].
Из смысла ч. 3 п. 2 ст. 6 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вытекает, что головное общество (холдинговая компания) имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания. Тем самым законодатель признает, что независимость таких хозяйственных обществ - участников холдинга (которые являются юридическими лицами) в принятии ими решений является ограниченной.
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.
Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются «дочерними».
Основная задача холдинговой компании - эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в ее состав. Цель такого управления - упорядочение процесса воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления - головной компании и, следовательно, увеличение прибыли компании и снижение потерь.
Создание холдинга способствует кооперации предприятий-смежников и проведению согласованной инвестиционной и сбытовой политики. Его структура позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено. При этом существуют различные типы закрепления связи управляющей компании и управляемого (подчиненного) объекта. Возможные варианты этой связи реализуются с помощью приобретения как вещных, так и обязательственных прав в отношении управляемого объекта.
Директор дочернего общества, как правило, имеет всегда более сокращенный объем полномочий, чем единоличный исполнительный орган автономного юридического лица. Обычной практикой является ограничение исполнительного органа в вопросах участия в других компаниях, совершения отдельных сделок по видам, по сумме и пр. Перечень возможных ограничений компетенции единоличного исполнительного органа должен быть четко обозначен в уставе дочернего общества. Численный состав, срок полномочий и компетенция исполнительных органов определяются уставом общества, а значит, напрямую зависят от воли холдинговой компании (основного общества). Действующее корпоративное законодательство не содержит каких-либо специальных норм применительно к управлению дочерними обществами.
Система управления деятельностью холдинга охватывает два уровня: управление холдинговой компанией и управление дочерними обществами.
Холдинг является группой юридических лиц, которая не обладает ни полной, ни частичной правосубъектностью. В сфере налогового права холдинг как финансовый комплекс (промышленно-хозяйственный) или как совокупность взаимосвязанных юридических лиц не рассматривается в качестве особого субъекта права.
Понятия «консолидированная группа налогоплательщиков» или «консолидированный налогоплательщик» не получили должного нормативного закрепления и поэтому не могут служить для обозначения холдинга как совокупности взаимосвязанных юридических лиц.
В то же время холдинговая компания в узком значении данного слова, т.е. как материнская компания, и иные организации (юридические лица) как члены холдинга обладают определенной спецификой, например, в содержании налоговых прав и обязанностей.
В целях налогового законодательства взаимосвязанными лицами признаются организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В частности, организации признаются взаимозависимыми, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 20%.
При этом холдинги имеют серьезные недостатки, негативно сказывающиеся на экономике в целом. Так, холдинги позволяют отдельным лицам (семьям) контролировать значительную часть корпоративного сектора, что приводит к монополизации экономики, созданию олигархических кланов.
Кроме того, холдинги недостаточно эффективны и не позволяют распределять ресурсы лучше, чем это делает свободный финансовый рынок. У холдингов есть и иные отрицательные стороны.
Структура управления в холдинге может быть выражена следующим образом:
- управление посредством реализации прав, предоставляемых долями участия в управляемой компании;
- управление посредством приобретения функций единоличного исполнительного органа управляемой компании;
- управление предприятием, приобретенным как имущественный комплекс.
Структура холдинговой компании: управляющая (головная) компания, которая влияет на деятельность подчиненных компаний. При этом подчиненные компании могут быть как дочерними (зависимыми) по отношению к управляющей, так и управляемыми путем приобретения управляющей компанией (ее представителями) функций исполнительных органов управляемой организации.
При создании холдинговой компании должны быть учтены ограничения, связанные как с антимонопольными запретами, так и с некоторыми запретами корпоративного права.
Схема холдинга может представлять вертикальные и горизонтальные управленческие отношения.
При приобретении во владение акций (долей) предприятий холдинга для целей руководства обществом следует использовать полномочия холдинга на общем собрании акционеров (участников) общества и в его совете директоров (наблюдательном совете). Например, для получения отчетов о финансово-хозяйственной деятельности общества общее собрание акционеров (участников) и (или) совет директоров может использовать такой орган, как ревизионная комиссия общества.
Как правило, холдинговые структуры состоят из юридически хозяйственных субъектов, не связанных между собой из-за антимонопольных ограничений и стремления к разделению финансовых и товарных потоков с целью минимизации налогообложения. Отсюда неэффективность управления, а также трудности с привлечением инвестиций в холдинг — нельзя доказать юридическую связь всех его звеньев.
Под неформальным холдингом следует понимать группу компаний, контролируемых либо непосредственно управляемых другой группой юридических или физических лиц, формально не связанных между собой, но представляющих, по сути, единый хозяйствующий субъект.
В последнее время намечается тенденция к «легализации» связи между субъектами холдинга путем получения разрешений антимонопольных органов на создание соответствующих холдинговых структур.
3. Концерн - объединения на имущественной основе.
Концерн - крупное объединение фирм, основной деятельностью которого является промышленное производство, имеющее собственный мощный сбытовой аппарат в лице торговых филиалов и разветвленную диверсифицированную структуру входящих в концерн фирм, объединенных через систему участия.
Такое предпринимательское сообщество состоит из головной организации с местом нахождения, как правило, в индустриально развитом государстве и большого количества зависимых обществ во многих других государствах. Зависимость основывается на разделении большинства обычно на договоре о правлении, параллельно образуя объединение концерн.
История регулирования подобных объединений корпораций показана в Германском Торговом уложении 1897 г. Согласно уложению, концерны (ст. 290) - это объединения, в составе которых предприятия, находящиеся под единым руководством материнской компании в пределах страны и при этом материнскому предприятию, принадлежит участие в других (дочерних) предприятиях. Само участие в других предприятиях, находящихся под единым руководством материнской компании, возможно в случае, если головной компании:
1) принадлежит большинство голосов участников;
2) принадлежит право назначать или отзывать большинство членов «административного, руководящего или наблюдательного органа» дочернего предприятия, и оно одновременно является участником;
3) принадлежит право оказывать определяющее влияние на деятельность дочернего предприятия на основании заключенного с ним договора об управлении или в силу его устава.
За материнской компанией закреплена обязанность по ведению баланса концерна и составлению отчета о состоянии дел концерна в целом, т.е. консолидированной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Управленческая структура концерна может быть определена двояко. Во главе концерна стоит крупная организация, осуществляющая производственную деятельность, или организация (руководящий орган), не осуществляющая никаких производственных функции, но владеющая пакетами акций и долей уставных капиталов других компаний, входящих в концерн.
Концерны позволяют не только монополизировать рынок товаров (работ, услуг), но и скрывать прибыль от налоговых органов, создавать схемы ухода от налогов в крупных размерах и шпионские организации, следящие за деятельностью конкурентов. Подобным незаконным действиям может способствовать качественный состав концерна. На практике финансирование внутри концерна может принимать самые различные формы, например, заключение соглашения о предоставлении заемных средств между двумя дочерними («сестринскими») компаниями, находящимися в разных налоговых юрисдикциях.
4. Финансово-промышленная группа.
Процессы интеграции решают весьма важные вопросы: от выживания отдельных организаций в отраслевых структурах до формирования межотраслевых хозяйственных комплексов.
Финансово-промышленная группа — одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму сосуществования субъектов предпринимательской деятельности. Такой юридико-экономический «симбиоз» обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью расширения и поддержания кооперации между предприятиями, развития хозяйственных связей. При этом финансово-пром