Перечень подготовительных и вспомогательных процессов земляных работ
К подготовительным и вспомогательным процессам, связанным с разработкой выемок и возведением насыпей, относятся разбивка земляных сооружений, водоотлив и понижение уровня грунтовых вод, временное крепление стенок выемок, искусственное закрепление грунтов, разрыхление плотных грунтов.
Весь комплекс работ, связанных с устройством земляных сооружений, подразделяется на подготовительные, входящие в состав инженерной подготовки территории (расчистка территории, водоотвод, разборка существующих сооружений, создание опорной геодезической сети, вынос проекта в натуру, снятие растительного слоя и др.), вспомогательные, связанные с обеспечением требуемых физико-механических свойств и устойчивости грунтов и земляных сооружений в целом (разработка, перемещение и укладка грунта), и отделочные (планировочные).
Виды механизированных способов разработки грунта
При механизированном способе на грунт действует усилие резания различных машин. В результате определенные порции грунта отделяются от массива и могут быть перемещены и уложены в насыпь. Если машина только режет грунт, она носит название землеройной. Если машина разрабатывает и перемещает грунт, она называется землеройно-транспортной.
К землеройным машинам относятся экскаваторы различных типов: одноковшовые (прямая и обратная лопата, драглайн, грейфер), многоковшовые (цепные, роторные) и фрезерные.
В зависимости от ходового устройства различают гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и шагающие экскаваторы, а также оборудованные гидравлической, пневматической и электрической системами управления.
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами – прямая лопата, обратная лопата, драглайн и грейфер
В промышленном и гражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15 до 2, реже до 4 м3. Они имеют комплект сменного оборудования, включающий прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер.
Рабочее место экскаватора (т. е. место, где он разрабатывает грунт) называется забоем.
Если высота забоя относительно мала (например, при разработке планировочной выемки), целесообразно использовать экскаватор вместе с бульдозером.
Для прямой лопаты различают лобовой и боковой забои. В лобовом забое экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и отгружает его на транспортные средства, которые подают к экскаватору по дну забоя. Лобовой забой применяют в редких случаях (при разработке экскаватором пионерной траншеи, въездного пандуса и др.).
В боковом забое экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси движения и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону от оси проходки. После пионерной проходки весь оставшийся в выемке грунт разрабатывают способом продольного бокового забоя (рис.1).
Некоторые виды выемок (например, планировочные) можно разрабатывать боковым забоем с движением транспорта на одном уровне с экскаватором. Иногда для перехода к разработке с боковым забоем необходимо вначале отрывать так называемую пионерную траншею, которую экскаватор начинает разрабатывать, опустившись на дно забоя по пандусу (рис.2,a).
При значительных в плане размерах выемки целесообразно разрабатывать ее поперечными проходками вдоль меньшей стороны
(рис.2,б), обеспечивая минимальную длину пионерной траншеи. Выемки, глубина которых превосходит максимальную высоту забоя для данного типа экскаватора, разрабатывают в несколько ярусов (рис..3).
Рис. 1. Схема определения ширины проходки экскаватора
1, 2 – стоянки экскаватора
а – при проходке пионерной траншеи и последующих боковых проходках;
О.Э.1, О.Э.2 – стоянки экскаватора; О.Т.1, О.Т.2 – стоянки транспорта;
1–3 –последовательность разработки грунта; б – при поперечных проходках
Рис. 2. Схемы проходок одноковшового экскаватора с прямой лопатой и подачи транспорта
1 – 5 – последовательность разработки грунта
Рис. 3. Схема разработки котлована большой глубины последовательными проходками (I – V) экскаватора с прямой лопатой
При работе с обратной лопатой также применяют торцовый или боковой забой. При разработке грунта торцовым забоем экскаватором с обратной лопатой "на себя" экскаватор движется по оси отрываемой им траншеи или котлована и попеременно разрабатывает то одну, то другую его сторону в зависимости от того, с какой стороны подходит очередной автомобиль. Траншею можно расширять параллельными боковыми забоями (рис. 4). Боковой забой образуется при разработке грунта по одну сторону от оси движения экскаватора. При боковом и торцовом забоях автосамосвалы подходят по трассе, параллельной оси движения экскаватора, но навстречу ему, а при торцовом забое их устанавливают под загрузку под углом к оси движения экскаватора.
Так
как ковш драглайна гибко подвешен к стреле, для него весьма эффективной является челночная схема работы (рис.5).
Рис. 4. Схемы проходок экскаватора с обратной лопатой или драглайна:
а – при торцовой проходке и последующих боковых проходках;
О.Э.1, О.Э.2 – стоянки экскаватора; О.Т.1, О.Т.2 – стоянки транспорта;
1–3 – последовательность разработки грунта; б – при поперечных проходках
В этой схеме предусмотрено, что автосамосвал подходит к месту загрузки по дну забоя и загружается попеременными черпаниями ковша по обе стороны от кузова.
Ширина лобовой проходки определяется по формуле:
где R – оптимальный радиус резания;
l – длина рабочей передвижки.
Ширину боковой проходки определяют по формуле:
+ 0,7
Рис. 5. Схемы работы драглайна челночным способом:
а – при погрузке грунта в транспорт, подаваемый по дну забоя; б – при погрузке грунта в транспорт, подаваемый на уровне стоянки экскаватора, и во временный отвал
Ответить на вопросы: