Основная цель дисциплины - овладение студентами теоретических и практических знаний по анатомии и физиологии, а также основ общей патологии. В результате освоения курса студенты должны ЗНАТЬ:
• анатомические и физиологические особенности строения и функционирования различных систем и всего организма ребенка;
• особенности высшей нервной деятельности детей;
• основы патологии и влияния факторов различной природы на физиологию, анатомию детей.
УМЕТЬ:
• использовать полученные знания в практике педагогической работы с целью
повышения эффективности воспитания подрастающего поколения.
Основными ЗАДАЧАМИ дисциплины являются:
• изучение анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков, закономерностей развития организма человека в онтогенезе;
• выявление основных, ведущих факторов, определяющих развитие человека;
• формирование научно-педагогического мышления;
• нахождение путей и методов воздействия на онтогенез человека с целью оптимизации его развития;
.
7 Курс имеет тесные междисциплинарные связи с анатомией, педагогикой, психологией, гигиеной, педиатрией и экологией, служит более глубокому усвоению основных положений этих учебных предметов.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет, задачи методы анатомии. Предмет, задачи и методы физиологии человека. Место анатомии и физиологии среди биологических дисциплин. Значение знания анатомии и физиологии ребенка для воспитания. Исторический очерк развития анатомии и физиологии.
Тема 2. Общие закономерности роста и развития детей. Общая схема строения организма человека. Регуляция функций в организме. Понятие об онтогенезе Понятие о росте и развитии детского организма. Гетерохронность и гармоничность развития. Особенности психического и физического развития детей. Критические периоды в постнатальном развитии детей. Особенности функциональных систем в организме.
|
Тема 3. Основы цитологии и гистологии. Клетки и ткани. Понятие клетка. Основные положения клеточной теории Шванна. Основные органоиды клетки, их строение и функции. Химический состав клеток. Деление клетки. Основные ткани человеческого организма. Строение и функции эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
Тема 4. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата ребенка. Строение и функции костной системы человека. Строение и состав костей. Виды костей. Типы соединения костей. Строение скелета человека. Развитие костной системы. Особенности костной системы детей дошкольного возраста. Строение и функции мышечной системы человека. Строение и классификация скелетных мышц. Основные функциональные свойства мышц. Строение мышечной системы человека. Развитие мышечной системы у детей. Значение опорно-двигательного аппарата. Роль движения в физическом и физическом развитии детей. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования воспитательной работы. Гиподинамия. Нарушение осанки. Плоскостопие. Формирование правильной осанки. Развитие основных свойств двигательного аппарата.
Тема 5. Анатомо-физиологические особенности системы крови. Кровь, ее значение, состав и общие свойства. Форменные элементы крови. Скорость оседания эритроцитов. Свертывание крови. Группы крови и правила переливания крови. Малокровие, его профилактика. Иммунитет. Виды иммунитета. Гемостаз, основные плазменные и тромбоцитарные факторы свертывания крови. Регуляция свертывания крови. Гемопоэз. Особенности состава и свойств крови у детей. Тема 6. Кровообращение. Значение системы кровообращения и общая схема ее строения. Строение сердца. Деятельность сердца. Электрокардиограмма. Функциональные показатели работы сердца. Регуляция деятельности сердца. Периферическое кровообращение. Строение артерий и вен. Круги кровообращения. Капилляры. Кровяное давление. Лимфообращение. Возрастные особенности системы кровообращения у детей. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
|
8 Тема 7. Анатомо-физиологические особенности дыхания у детей. Строение органов дыхания. Значение дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальные регуляция дыхания. Возрастные особенности системы дыхания у детей. Влияние физической работы на развитие дыхание у детей. Тема 8. Пищеварение. Значение пищеваревания. Общая схема строение. Ротовая полость Слюнные железы и язык. Зубы молочные и постоянные. Глотка. Пищевод Желудок и его строение. Кишечник, его отделы, строение. Поджелудочная железа. Возрастные особенности пищеварительной системы у детей. Переваривание пищи. Нервно-гуморальная регуляция пищеварения.
Тема 9. Обмен веществ и энергии. Питание. Значение обмена веществ и энергии. Обмен белков. Физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков и их биологическая ценность. Обмен жиров. Обмен углеводов. Водно-солевой обмен. Основные особенности обмена веществ и энергии у детей. Роль витаминов в питании. Основной и общий обмен. Калорийность. Рацион питания Режим питания. Теплообмен и регуляция температуры тела.
|
Тема 10. Органы выделения. Значение органов выделения. Строение мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Возрастные особенности органов выделения у детей. Энурез. Кожа, ее строение и функции. Возрастные особенности строения и функций кожи. Гигиена кожи у детей.
Тема 11. Строение и функции половой системы. Особенности строения и развития половых клеток. Женские половые клетки и органы. Особенности строения у девочек дошкольного возраста. Мужские половые клетки и органы. Особенности строения и функционирования у мальчиков дошкольного возраста. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша и плода.
Тема 12. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Эпифиз. Гипофиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Зобная (вилочковая) железа. Поджелудочная железа. Регуляция нейросекреции по принципу обратной связи. Половые железы. Понятие о половом развитии. Половое развитие мальчиков и девочек. Стадии полового созревания.
Тема 13. Анатомия и физиология нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. Нейрон. Структура нейрона и нервного волокна. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Возбуждение и торможение в ЦНС. Координация нервных процессов и ее совершенствование в онтогенезе. Развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Вегетативная нервная система.
Тема 14. Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее особенности у детей дошкольного возраста. Специфические особенности ВНД человека. Условные и безусловные рефлексы/Динамический стереотип. Типы ВНД. Пластичность типов ВНД. Возрастные особенности условных рефлексов. Типологические особенности ВНД ребенка. Интегрированная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Концепция функциональной системы ПК. Анохина. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейрофизиологические
':.
9 механизмы внимания и их формирование с возрастом. Физиологические механизмы памяти. Мотивации и эмоции, их значение в целенаправленном поведении. Нейрофизиологические механизмы сна, бодрствования. Особенности ВНД у детей дошкольного возраста.
Тема 15. Анализаторы. Сенсорная информация как фактор развития детей. Общая характеристика сенсорных систем. Функциональное созревание сенсорных систем. Зрительный анализатор. Аккомодация. Дальнозоркость. Близорукость. Астигматизм. Острота зрения. Пространственное зрение. Световая и цветовая чувствительность. Профилактика нарушения зрения у детей. Слуховой анализатор. Механизм восприятия звука. Возрастные особенности слухового анализатора у детей. Профилактика отрицательного действия шума. Функциональное значение вестибулярного анализатора. Функциональное значение и возрастные особенности у детей двигательного (кинетического) анализатора. Функциональное значение и особенности вкусового, обонятельного и кожного анализаторов. Тема 16. Основы общей патологии. Понятие о болезни. Понятие об этиологии и патогенезе. Роль внешней среды в развитии болезней. Кинетозы. Тема 17. Классификация болезнетворных факторов (физических, химических и биологических). Болезнетворные физические факторы. Действие акустических волн на организм. Воздействие термических факторов на организм: перегревание (гипертермия), лихорадка, действие низких температур. Действие лучистой энергии. Болезнетворное действие электричества. Болезнетворное действие измененного атмосферного давления. Болезнетворные химические факторы.
Тема 18. Биологические факторы, вызывающие смерть. Понятие об инфекции. Нарушение обмена веществ в органах и тканях. Патология дыхания. Некроз и апоптоз. Нарушения кровообращения. Шок. Воспаление. Приспособление и компенсация. Опухоли. Общие положения.
ДЕКОМПОЗИЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия, физиология и патология детей и подростков»
№ п/п | Содержательный модуль/ тема | Количество часов | |||||
Лекц ИИ | Практ/лаб. | СРСи инд. | Всего | ||||
1. | Предмет, задачи методы анатомии и физиологии человека. Место анатомии и физиологии среди биологических дисциплин. Значение знания анатомии и физиологии ребенка для воспитания. Исторический очерк развития анатомии и физиологии. | ||||||
2. | Общие закономерности роста и развития детей. Общая схема строения организма человека. Регуляция функций в организме. Понятие об онтогенезе Основы | 21- | |||||
цитологии и гистологии. Клетки и ткани. | |||||
3. | Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата ребенка. Строение и функции костной системы человека. | 4т | |||
4. | Анатомо-физиологические особенности системы крови. Кровь, ее значение, состав и общие свойства. | 2/2 | |||
5. | Кровообращение. Значение системы кровообращения и общая схема ее строения. Строение и деятельность сердца. | ||||
6. | Анатомо-физиологические особенности дыхания у детей. Строение органов дыхания. | ||||
7. | Пищеварение. Значение пищеварения. Общая схема строения. | 2/2 | |||
8. | Обмен веществ и энергии. Питание. | ||||
9. | Органы выделения. Значение и строение органов выделения. | ||||
10. | Строение и функции половой системы. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша и плода. | 2/2 | |||
11. | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Гормоны. | - | |||
12. | Анатомия и физиология нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. | -12 | |||
13. | Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее особенности у детей дошкольного возраста. Специфические особенности ВНД человека. Условные и безусловные рефлексы. | -/4 | |||
14. | Анализаторы. Сенсорная информация как фактор развития детей. Общая характеристика сенсорных систем. Функциональное созревание сенсорных систем. | 4/2 | |||
15. | Основы общей патологии. Понятие о болезни. Понятие об этиологии и патогенезе. Роль внешней среды в развитии болезней. Кинетозы. |
16. | Классификация болезнетворных факторов (физических, химических и биологических). Болезнетворные физические факторы. Болезнетворные химические факторы. | ||||
17. | Биологические факторы, вызывающие смерть. Понятие об инфекции. Нарушение обмена веществ в органах и тканях. Патология дыхания. Некроз и апоптоз. Нарушения кровообращения. Шок. Воспаление. Приспособление и компенсация. Опухоли. Общие положения. | ||||
18. | Основы общей патологии. Понятие о болезни. Понятие об этиологии и патогенезе. Роль внешней среды в развитии болезней. Кинетозы. | ||||
Всего | 16/18 |
Тематический план практических и лабораторных занятий модуля | ||
№п/п | Тема практического (лабораторного) занятия | Количество часов |
1. | Лабораторная работа. Микроскопическое строение тканей человека. | |
2. | Лабораторная работа. Определение типов конституции человека. | |
3. | Практическая работа. Физиология нервной системы. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям. | |
4. | Лабораторная работа. Исследование преобладающего типа вегетативной регуляции. | |
5. | Лабораторная работа. Микроскопическое строение крови. | |
6. | Лабораторная работа. Изучение строения головного мозга по моделям и муляжам. | |
Практическая работа. Выработка и угасание условного рефлекса. | ||
7. | Практическая работа. Строение зрительного анализатора. Аккомодация. Выявление слепого пятна. | |
8. | Практическая работа. Определение порога слуховой чувствительности | |
9. | Практическая рабЪта. Деление клеток. Митоз. | |
10. | Лабораторная работа. Действие слюны на крахмал. | |
11. | Практическая работа. Антропометрические измерения. Определение идеального веса | |
12. | Лабораторная работа. Составление рациона питания ребенка. | |
13. | Лабораторная работа. Микроскопическое строение крови. |
14. | Практическая работа. Определение частоты пульса при различных состояниях организма. | |
Всего |
Тематика индивидуальных работ (10 часов):
Деление онтогенеза на отдельные возрастные периоды.
Факторы, влияющие на течение беременности и развитие плода.
Строение и функции опорно-двигательной системы.
Свойства и функции крови.
Строение сердца. Круги кровообращения. Сердечный цикл.
Строение и функции дыхательной системы. Гигиенические требования к воздушной
среде учебных заведений.
Особенности строения пищеварительной системы ребенка.
Строение и функции кожи.
Особенности строения и функционирования эндокринной системы детей.
Темат ика и вид ы самостоятельной работ ы студенто в