(Master of Business Administration, MBA)
Цель: Подготовка профессионального менеджера.
Назначение: Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве, начало карьеры менеджера для специалистов.
Документ: Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (с 1 июня 2000 г.) с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА), т. е. менеджера-дженералиста, руководителя среднего и высшего звена.
Контингент: Лица с дипломом о высшем образовании (по любой специальности) и, как правило, опытом практической работы не менее 2 лет.
Формы обучения: Свыше 1000 академических часов с отрывом от основной работы —1,5 года; без отрыва от основной работы (вечерняя, модульная) — 2 года.
Содержание обучения: Государственные требования к профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Финансирование: Платное.
Наконец, модель IV — "Мастер делового администрирования" (MBA) непосредственно направлена на подготовку профессиональных менеджеров и составляет, вообще говоря, наиболее значимую часть сферы бизнес-образования. Именно благодаря ей этот сектор образования так широко распространился по всему миру. Ценность этого образования, которое призвано поднять менеджера-практика до уровня профессионала, состоит в том, что оно является весьма сильным стимулом для начала (после карьеры специалиста), а еще чаще, для развития карьеры в одной из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий менеджера среднего, а затем и высшего звена или же для создания серьезных предпосылок к успеху в предпринимательстве.
В России пришлось предпринимать весьма серьезные усилия для поднятия такого рода образования на должный уровень, преодолевать вторичность в отношении к дополнительному образованию, добиться разрешения на присвоение соответствующей второй, дополнительной к базовому высшему образованию квалификации "Мастер делового администрирования". Утвердив государственные требования к такого рода управленческому образованию, государство приняло на себя определенную ответственность за профессиональную переподготовку высшего уровня, проявив определенную осторожность в распространении престижных программ МВА и объявив начало этого процесса экспериментом. Ясно, однако, что на сегодня правовая, организационная, научно-методическая база для распространения программ MBA, которых во всем мире насчитываются десятки тысяч, в основном уже заложена. Процесс создания и распространения этих дорогостоящих программ несколькими новаторскими образовательными учреждениями, начавшийся примерно 10 лет тому назад в России, уже идет быстрыми темпами на благо ее экономики и формирования современного управленческого корпуса.
|
Следует при этом подчеркнуть, что различия в бизнес-образовании по охарактеризованным выше четырем моделям являются весьма глубокими не только по длительности и целям программ, но и по самому их содержанию, а также методам обучения.
Второе высшее образование и магистратура (модель I) — это обретение способности "думать" в неточных и сложных ситуациях, что предполагает глубокое освоение концепций и методов в специальных областях. Повышение квалификации (модель III) — а) предметное "делать" или б) проблемное "думать" — дает эффект, если оно по своему предмету достаточно определенно и имеются либо точные и простые правила действий, либо возможность с помощью, скажем, целенаправленного психологического тренинга развить вполне конкретные навыки.
|
Профессиональная переподготовка (модель II) практичнее, но не столь "интеллектуализирована" как второе высшее образование или магистратура и наконец, МВА (модель IV) — это подготовка профессиональных руководителей, а не специалистов. Хотя обладатели квалификации МВА должны иметь знания, в том числе научно-теоретические, но они могут быть не столь полными и глубокими, как в магистратуре или втором высшем образовании (последнее уже, но глубже по направленности, чем МВА). Но зато выпускник МВА — это руководитель-практик широкого профиля. В его образовании активные методы обучения действием — выполнение проектов, стажировки и т.п. — призваны развить способность применять знания в достаточно сложных ситуациях.
Реально такие дисциплины, как маркетинг, общий менеджмент, лидерство ориентированы на еще более высокий уровень развития способности действовать в сложных, неопределенных ситуациях. Тем более это относится к управлению стоимостью компании, антикризисному менеджменту, управлению нововведениями и т.п. Отсюда следует вывод, что научная компонента по обучению менеджменту далеко не всегда является доминирующей и практически во всех случаях уравновешена практической направленностью высокого уровня, а реальному менеджменту только по книгам, вообще говоря, научиться нельзя. Учебный процесс должен обязательно предусматривать обучение на опыте, от других людей, посредством изменений, через осмысление, приобретение навыков не только в данной, но и в смежных и даже несвязанных областях, что делает бизнес-образование весьма специфическим не только по содержанию, но и по своим методам.