Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции (среднему доходу продавца).
Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать. И так как цена остается неизменной, то валовой доход будет всегда увеличиваться на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж (рис.2). Отсюда предельный доход (т.е. добавочный доход, получаемый с каждой дополнительной единицы продукции) будет постоянным.
P
0 Q
Рис.2
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
Как уже говорилось, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходиться ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию “случайного” снижения цен, которая заключается в установлении цен сначала на максимально высоком уровне, затем они медленно снижаются до уровня рыночных цен. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.
Чистая монополия
Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Первая: немалый объем экономической деятельности – может быть, 5 или 6% ВНП – ведется в условиях, которые приближаются к чистой монополии. Вторая: изучение чистой монополии полезно с той точки зрения, что оно дает возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии.
|
Характерные черты
1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы.
2. Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значения с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предлагаемого продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществить широкую рекламу, стремясь повысить спрос на свою продукцию. Возможно, что в результате больше людей охотнее приобретут бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах, связанных с рекламой, поскольку люди, нуждающиеся в воде, электроэнергии, телефонной связи, и так знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.
|
Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа или проявления добрых намерений, а не высококонкурентный, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом.
3. “Диктующий цену”. Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Если это выгодно, мы можем ожидать, что эта способность будет использована таким образом.
4. Заблокированное вступление. Если, по определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии зависит от барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:
|
· Эффект масштаба[1].
· Исключительные права. В некоторых странах правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца товаров и услуг, но взамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным отраслям и населению.
· Собственность на важнейшие виды сырья.
Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать и другие, т.н. нечестные способы: физическое устранение конкурента, давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита, переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов и другие способы.
Монопольный спрос
Так как чистый монополист является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса является нисходящей (рис.3).
P
0
Q
Рис.3
Существуют три следствия нисходящей кривой спроса, которые должны быть понятны.
1. Цена превышает предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина этого в том, что снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
2. Тот, кто диктует цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Но это не означает, что монополист свободен от рыночных сил в установлении цены и объема производства или что покупатель находится полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с уменьшением объема продаж и, наоборот, низкие – с увеличением объема производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены.
3. Ценовая эластичность. Монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество, при которой валовой доход уменьшается, а предельный доход, соответственно, является отрицательным.