МИНИМТСРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
По предмету введение в педагогику и основы самообразования
«Характеристика классно-урочной системы»
Выполнила: студентка 1 курса отделения факультета искусств и художественного образования, профиль «Музыка» Маслова Е.М.
Проверила: Емельянова О.Я.
г. Воронеж, 2019 год
Введение
Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок.
Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я. А. Коменский (чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики); впоследствии система была развита и дополнена К. Д. Ушинским.
Основные признаки классно-урочной системы обучения:
· все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
· содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
· учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
· для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
· по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
· изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
· определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.
Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.
Педагогические требования к уроку
При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить соблюдение следующих важных условий:
1) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;
2) наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией и мотивацией к учению;
3) наличие необходимых средств обучения;
4) доверительные отношения между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:
1) соответствие уровня обученности учащихся программным требованиям;
2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;
3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;
4) применение активных форм и методов обучения.
Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в обучении; сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и методическими правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:
· определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
· уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
· определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
· выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;
· определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
· стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Структура урока
Основной и ведущей формой обучения является урок. Он – главное звено всей классно-урочной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач обучения.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
· по основной дидактической цели;
· по основному способу их проведения;
· по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
· урок ознакомления с новым материалом;
· урок закрепления изученного;
· урок применения знаний и умений;
· урок обобщения и систематизации знаний;
· урок проверки и коррекции знаний и умений;
· комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
· в форме беседы;
· лекции;
· экскурсии;
· киноуроки;
· самостоятельная работа учащихся;
· лабораторные и практические работы;
· сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
· вводные;
· первичного ознакомления материалом;
· образования понятий, установления законов и правил;
· применения полученных правил на практике;
· повторения и обобщения;
· контрольные;
· смешанные или комбинированные.
Структура уроков основных типов. Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих их типы:
1) урок ознакомления с новым материалом;
2) урок закрепления изученного;
3) урок применения знаний и умений;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки и коррекции знаний и умений;
6) комбинированный урок;
7) урок – лекция;
8) урок – семинар;
9) урок – зачет;
10) урок – практикум;
11) урок – экскурсия;
12) урок – дискуссия;
13) урок – консультация;
14) интегрированный урок;
15) театрализованный урок;