Педагогические требования к уроку




МИНИМТСРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат

По предмету введение в педагогику и основы самообразования

«Характеристика классно-урочной системы»

Выполнила: студентка 1 курса отделения факультета искусств и художественного образования, профиль «Музыка» Маслова Е.М.

Проверила: Емельянова О.Я.

г. Воронеж, 2019 год

Введение

Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок.

Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я. А. Коменский (чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики); впоследствии система была развита и дополнена К. Д. Ушинским.

Основные признаки классно-урочной системы обучения:

· все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;

· содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;

· учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;

· для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

· по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);

· изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;

· определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

Педагогические требования к уроку

При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить соблюдение следующих важных условий:

1) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;

2) наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией и мотивацией к учению;

3) наличие необходимых средств обучения;

4) доверительные отношения между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

1) соответствие уровня обученности учащихся программным требованиям;

2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;

3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

4) применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в обучении; сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и методическими правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

· определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

· уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

· определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

· выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

· определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

· стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

Структура урока

Основной и ведущей формой обучения является урок. Он – главное звено всей классно-урочной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач обучения.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

· по основной дидактической цели;

· по основному способу их проведения;

· по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

· урок ознакомления с новым материалом;

· урок закрепления изученного;

· урок применения знаний и умений;

· урок обобщения и систематизации знаний;

· урок проверки и коррекции знаний и умений;

· комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

· в форме беседы;

· лекции;

· экскурсии;

· киноуроки;

· самостоятельная работа учащихся;

· лабораторные и практические работы;

· сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

· вводные;

· первичного ознакомления материалом;

· образования понятий, установления законов и правил;

· применения полученных правил на практике;

· повторения и обобщения;

· контрольные;

· смешанные или комбинированные.

Структура уроков основных типов. Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих их типы:

1) урок ознакомления с новым материалом;

2) урок закрепления изученного;

3) урок применения знаний и умений;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки и коррекции знаний и умений;

6) комбинированный урок;

7) урок – лекция;

8) урок – семинар;

9) урок – зачет;

10) урок – практикум;

11) урок – экскурсия;

12) урок – дискуссия;

13) урок – консультация;

14) интегрированный урок;

15) театрализованный урок;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: