Дети упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков, отвечая на вопросы учителя:
Как гудит сильный ветер? (У-у-у.)
Как шумят листья на деревьях? (Ш-ш-ш.)
Как шуршат листьями под ногами? (Ш-ш-ш.)
Как воет волк? (У-у-у.)
Как фыркает ежик? (Ф-ф-ф.)
Какой звук издает мотор трактора? (Р-р-р.)
Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С-с-с.)
Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш-ш-ш.)
Одновременно с произнесением изолированных звуков ([у], [ш], [ф], [с], [р]) на наборное полотно выставляются карточки с изображением квадратиков.
С этого урока и в течение всего последующего периода обучения грамоте нужно все более придерживаться установки, некогда выдвинутой К. Д. Ушинским: «Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющий слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания» (Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. 7. — С. 324).
Уроки по материалам страниц 16—23 можно посвятить повторению и обобщению всего изученного детьми на уроках первой ступени (безбуквенной) подготовительного периода, что явится переходом к усвоению материалов второй ступени (изучения пяти гласных звуков и букв) подготовительного периода.
По содержанию рисунков, помещенных на этих страницах, дети смогут составлять небольшие и несложные рассказы, отдельные предложения, выделять из них слова, делить на слоги, выявлять ударные и безударные слоги. Дети упражняются и усовершенствуются в таком произнесении звуков, которое рекомендовал К. Д. Ушинский (см. с. 13 нашего пособия), заучивают стихотворения классической детской литературы (по рекомендации учителя), разучивают и поют песни и т. д.
|
Вторая ступень (изучение пяти гласных звуков и букв) подготовительного периода начнется с урока, посвященного теме «Звуки в словах: гласные и согласные звуки».
Откроется беседой по рисунку «Аист» (с. 24—25).
Дети составляют рассказ по картинке, можно перейти к беседе об аистах. Те из учеников, кто знает, рассказывают о других птицах, которые любят селиться вблизи жилья человека. Ведется разговор о бережном отношении к природе. Дети рассказывают, как они заботятся о птицах — друзьях человека.
Затем проводится слого-звуковой анализ. Для этого на доске учитель вывешивает рисунок с изображением аиста. Он предлагает детям произнести слово аист хором и записать на доске схему этого слова: . Потом дети произносят слово повторно и определяют, сколько в нем слогов. (Два.) Учитель просит детей произнести первый слог слова аист и ответить, сколько звуков они слышат в этом слоге. Дети протяжно произносят несколько раз первый слог и убеждаются, что он состоит из одного звука.
На доске чертится схема первого слога, равного одному звуку а — квадратик, клеточка.
Затем произносится (хором и индивидуально) второй слог — ист. Учитель просит вслушаться в звучание этого слога и определить, сколько в нем звуков (один или несколько). Дети говорят, что несколько. Чтобы выявить количество и порядок звуков в слоге ист, слуховые наблюдения подкрепляются протяжным, замедленным произнесением слога: иииссст. Учитель спрашивает:
— Какой первый звук? Какой второй? Какой третий? (иии; ссс; т.) Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.) Сколько в первом слоге? (Один.) Сколько во втором? (Три.)
|
Учитель рисует на доске вторую часть схемы слова, объясняет, что каждый звук обозначен клеточкой, клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяется один слог от другого.
— Какой слог ударный? (Первый.) Обозначим и это насхеме:
Теперь, глядя на схему, произнесем слово, которое на ней обозначено (Аист.) Что же подсказывает нам эта схема? (В слове аист два слога; первый слог ударный; всего в слове четыре звука; в первом слоге один звук; во втором слоге три звука; первый звук в слове [а], второй звук [и], третий звук [с], четвертый звук [т].)