ИДЕЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ




Разработка Я.А. Коменским содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

Ж.-Ж. Руссо об использовании природы в процессе воспитания детей.

И.Г. Песталоцци о роли природы в воспитании и обучении дошкольников.

Идея создания условий ознакомления с природой в педагогическом наследии Фр. Фребеля.

Идея ознакомления дошкольников с природой в теории и практике П. Кергомар.

Место природы в «Доме ребенка» М. Монтессори.

Содержание природоведческих знаний и методика освоения их дошкольниками в теории О. Декроли.

 

Литература основная:

 

1. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. – 2-е изд., доп. – М., 1986.

2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – СПб; Гомель, 1993. – С. 141-152.

 

Литература дополнительная:

 

1. Стреха Е.А. О чем напоминает нам … улитка: Содержание природоведческих знаний и методика их освоения дошкольниками в теории О. Декроли // Пралеска. – 2002. - № 4. – С.37-39.

2. Стреха Е.А. Ж.-Ж. Руссо о роли природы в воспитании детей// Нач. школа. – 2008. - № 5. – С. 4-6.

3. Страха А.А. Замежныя педагогі мінулага аб ролі гульняў дашкольнікаў з прыроднымі матэрыяламі // Весці БДзПУ імя М. Танка. 2002. № 3. С. 21-26.

4. Стреха Е.А. Экологическое образование в процессе общественной эволюции // Куляшоўскія чытанні. Магілёў, 2002. С. 235-237.

5. Стреха Е.А. Содержание экологического образования детей в процессе культурно-исторического развития. // Прырода, чалавек, культура: праблемы гармоніі: Матэрыялы міжнародной канферэнцыі. Мн., 2003. С.186-190

 

РАЗРАБОТКА Я.А. КОМЕНСКИМ СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В полном соответствии с духом Нового времени – периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) видит законы хорошо организованной школы в природе. Егосчитаютотцом, так называемой природосообразной педагогики.

Вспомните, кто первым в истории педагогики высказал идею природосообразности?

Идея природосообразности берет свои истоки в античной философии, в частности у Аристотеля. Забытая на всем протяжении средневековья, она была возрождена и развита Я.А. Коменским до принципа воспитания. Идея природосообразности вообще предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека. Природа едина, в природе все протекает целесообразно, в ней царят гармония и порядок; природа не любит скачков, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Поэтому в природе все протекает естественным путем. Отсюда воспитание ребенка как частички природы также должно проводиться естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Я.А. Коменского. Но что, значит, проводить воспитание «в соответствии с природой»? Чешский педагог строя свое педагогическое учение, целиком исходил из окружающей среды и без изменений переносил в педагогику те закономерности, которые существуют в окружающем мире, пользуясь при этом внешними аналогами. Например, «природа ничего не творит без твердого основания, без корня. Растение не растет кверху, пока не пустит свои корни вниз, а если попытается это сделать, то ему придется завянуть и погибнуть. …Следовательно, сообразно с этим, какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -Т.1, с.253-254). Дидактические принципы и правила Я.А. Коменский пытается извлечь из внешней природы, ее явлений, Но между внешней природой и развитием человеческого организма, между деятельностью птиц, солнца, ростом растений и деятельностью педагога огромная пропасть. Конечно, более или менее отдаленные аналоги можно находить во всем, даже в самых разнородных явлениях, но выводить из них какие-либо указания для какой-либо практической деятельности решительно невозможно.

Руководствуясь принципом природосообразности Я.А. Коменский определил последовательность обучения: вначале посредством развития чувств дети должны знакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и. наконец, научиться действовать с помощью руки и речи, опираясь не приобретенные знания, умения и навыки.

В работе «Материнская школа» был определен круг знаний, которые ребенок в первые шесть лет жизни может усвоить. Что касается естествознания, ребенок узнает, что такое огонь, воздух, вода, земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и др., узнает, что называется небом, солнцем, луной и звездами, что представляют собой горы, луга, леса, реки, долины. К этому присоединяются знания о деревьях, травах, наиболее часто встречающихся. Ребенок узнает о различных животных. И, наконец, знакомится с человеческим организмом, для какой цели предназначены внешние части тела человека (уши – чтобы слушать, ноги – чтобы бегать). Однако, Коменский предупреждал, что ребенок в дошкольном возрасте может освоить только простейшие представления о перечисленных предметах и явлениях природы. Поэтому он особое внимание уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям» (Т.1, с.213)..

Прежде всего, обратим внимание на то, что Я.А. Коменский требовал учение начинать не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочитает обширные объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдения собственными глазами заменяет собой доказательства» (Т.1, с.385). Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с природой педагог считал необходимым использовать:

- реальные предметы и наблюдения над ними;

- модели и копии предметов;

- картины и другие изображения предметов и явлений.

Он совершенно правильно указывал, что наблюдения детей нуждаются в руководстве со стороны взрослого. Ибо учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько педагог сумел внушить детям, что и для чего должны они наблюдать. В процессе самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств (Т.2, с.159). Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я.А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня:

«1. Поставить соответствующий предмет перед глазами,

2. но не вдали, а на надлежащем расстоянии,

3. и при этом не сбоку, но прямо перед глазами,

4.лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или передвинута, но обращена прямо к глазам,

5. так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом,

6. а затем осмотреть каждую часть в отдельности,

7. и притом по порядку от начала до конца,

8. останавливаться на каждой части до тех пор,

9. пока все не будет различено правильно. Когда все эти условия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно» (Т.1, с. 386)

Для ознакомления детей с природой Я.А. Коменский предлагал использовать и книги с картинками. Им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Она содержит краткий обзор всего мира, наполнена рисунками, наименованиями, описаниями.

Тема «Неодушевленная природа» представлена в девяти картинках: небо, огонь, воздух, вода, облака, земля, произведения земли, металлы, камни. См. приложение

Растительный мир представлен в шести картинах: дерево, древесные породы, цветы, овощи, хлеба, кусты.

Мир животных изображен на шестнадцати картинах: одушевленные и прежде всего птицы, певчие птицы, полевые и лесные птицы, хищные птицы, водяные птицы, летающие насекомые, четвероногие и прежде всего домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, амфибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины.

Все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным этапам, строению человеческого организма и труду человека в природе (садоводство, земледелие, скотоводство, рыбная ловля, птицеводство, охота, сбор винограда, обработка льна и т.д.)

Такую книгу с картинками Я.А. Коменский предлагал использовать для пробуждения у детей интереса к знаниям и для спокойного рассмотрения предметов и явлений природы в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги способствует закреплению имеющихся знаний детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я.А. Коменский все же предостерегал: «Названные вещи показывайте не только на рисунках, но и в реальности».

Познание предметов и явлений природы чешский педагог также связывал с игрой ребенка. Он советует давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал. Дети охотно переливают воду, пересыпают песок, лепят из глины, сгибают, выпрямляют, ломают, копают, «строят домики и выводят стены из глины, опилок, дерева, камней. Словом, во что бы ни захотели дети играть (лишь бы это не было вредным), им нужно помогать, а не мешать» (Т.1, с.225). Игру Я.А. Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали активное участие и направляли их в правильное русло. Подчеркивая образовательную значимость игры, чешский педагог писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Такие игры способствуют развитию наблюдательности и сообразительности у детей.

Для расширения кругозора Я.А. Коменский рекомендовал использовать басни и хорошо составленные рассказы о животных. «Сильно так же развивается ум детей и их понимание баснями о животных и другими искусно сочиненными рассказами. Такого рода рассказы охотно слушают и легко их запоминают. И так как в такие искусно составленные басни большей частью вкладывается какая-либо нравственная идея, то их должно предлагать детям с двоякой целью, а именно, чтобы это было занимательно для ума и чтобы постепенно внедрялось в них то, что некогда должно принести им пользу» (Т. 1, с. 223).

Итак, основные положения педагогической системы Я.А. Коменского, связанные с ознакомлением детей с природой, заключаются в следующем:

1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества.

2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию.

3. Изучение окружающей природы основывается на принципе наглядности и активности ребенка.

4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослого.

 

Ж.-Ж. РУССО ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДЫВ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - видный французский политический деятель, философ, просветитель, педагог.

Вспомните в каких романах Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды? «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании».

Какая теория лежит в основе педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо? Теория естественного воспитания Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук творца Вселенной, все вырождается в руках человека». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, что человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому воспитывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».

Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приобретет естественный, природосообразный характер. Он полагал, что такое развитие обеспечивает совокупность трех факторов: природа, люди, вещи. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его факторов будут действовать согласованно.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я.А. Коменским. В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. И таким идеальным условием является окружающая природная среда. «Город – пучина человеческого рода. В несколько поколений расы погибают или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня» (Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1981. Т.1, с. 53). И если родители не имеют возможности воспитывать своих детей в деревне, то необходимо, хотя бы изредка посылать детей «обновляться, так сказать, и восстановлять среди полей силу утраченную в нездоровой атмосфере местностей, слишком густо населенных» (Т.1, с.53).

Заслуга французского педагога состоит в показе ценности природы для человека. Чтобы ребенок мог осознать ее, он должен как можно больше общаться с природой. Только непосредственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.

Каковы же основные пути познания природы по Ж.-Ж. Руссо? Это не рассказ, и не объяснение педагогом, и не учебник или книга.

Руссо был противником словесных методов ознакомления с природой. Ибо как бы не воодушевлено, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Единственной книгой, с которой можно было бы ознакомить ребенка, это «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей жизни среди природы (а это соответствовало идеалам Руссо).

Наблюдение – вот один из основных путей познания природы. Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был противником замены их другими средствами наглядности, типа картинки, карты, модели и т.д.

Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т.п. География должна изучаться на окружающей местности. Педагог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, чтобы ребенок мог собрать как можно больше фактов. Не накопление суммы знаний, а развитие умения приобретать их – такова, по мнению Ж.-Ж. Руссо, цель обучения. «Фактов, фактов», - непрерывно повторяет Ж.-Ж. Руссо, указывая, что при обычном, неправильном воспитании своею болтливостью мы создаем только болтунов. Педагог должен только наталкивать ребенка на вопросы, а если они у него не возникают, то самому ставить их перед ним

«При исследовании законов природы начинайте всегда с явлений наиболее общих и наиболее наглядных и приучайте вашего воспитанника принимать эти явления не за доказательства, но за факты. «Мы видели солнечный восход в Иванов день, теперь посмотрим на него в Рождество или в другой какой-нибудь хороший зимний день … Я принимаю меры, чтобы это второе наблюдение происходило в той же местности, где было сделано первое; и если употребить некоторую ловкость, чтобы подготовить замечание, то одни из нас непременно воскликнет: «Ай-ай, вот так штука: солнце-то восходит не на том же месте! - наши прежние приметы, а теперь оно восходит вот где». (Т.1 с. 193). Так развивается наблюдательность ребенка, а главное – формируется его самостоятельное мышление. Ребенок не получает от воспитателя готовых объяснений и доказательств, а сам вынужден их находить.

Второй путь познания природы – исследование. Ж.-Ж. Руссо создал оригинальную методику получения знаний о природе, основанную на самостоятельной исследовательской деятельности. Он постоянно ставит Эмиля в положения исследователя, открывающего научные истины. В процессе организации исследовательской деятельности важно ввести ребенка в ситуацию, когда возникает необходимость и отсюда и желание что-либо узнать. Так, например, чтобы передать Эмилю знания сторон света, воспитатель позволяет ему заблудиться в лесу и оказаться вынужденным ориентироваться. Открытые им самим знания о частях света и компасе приводят Эмиля в восторг. И таких ситуаций, заставляющих пытливый ум ребенка работать, делать открытия, познавать законы природы можно создать очень много. Например, «опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если только вы не оставите прохода для воздуха; значит воздух способен оказывать сопротивление. Погрузите стакан глубже, вода поднимется в пространстве, которое было занято воздухом, но не в состоянии его целиком заполнить; значит, воздух способен сжиматься до известной степени. Мяч, наполненный воздухом, прыгает легче; значит, воздух- тело упругое"»(Т.1, с. 200).

Однако, этой столь привлекательной системе обучения присущ существенный недостаток. В ней личный опыт ребенка выступает основным источником знаний, эмпирия довлеет над теорией. А главное – опыт ребенка отрывается от накопленного человечеством знаний. Приобретаемые ребенком знания не только малочисленны, они разрозненны. Ребенок не усваивает системы знаний, на чем так настаивал в свое время Я.А. Коменский. А где нет системы, нет и научного образования.

Третий путь познания природы – труд. Ж.-Ж. Руссо проанализировал различные виды труда и выстроил их в определенную иерархию в зависимости от их роли в развитии личности ребенка. И на первое место им было поставлено земледелие. Оно является самым первым занятием человека и самым почетным. Именно с ним ребенок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум. Выращивая растения ребенок захочет узнать все до конца (что появится из семян. какие будут цветы, плоды), захочет знать причину происходящего (зачем растению вода, солнце). Педагог должен предусмотреть, чтобы ребенок работал не механически, а обдуманно. «Он должен работать как крестьянин и думать как философ». Здесь Ж.-Ж. Руссо высказывает важную мысль о том, что труд в природе должен быть наполнен интеллектуальным содержанием.

Говоря об использовании природы в процессе воспитания и обучения детей, Ж.-Ж. Руссо первый в истории педагогики выдвинул краеведческий принцип организации работы. «Его (Эмиля) первыми географическими пунктами будут город, где он живет, и дача его отца, затем промежуточные места, затем соседние реки и т.д. Для изучения этих окрестностей предлагалось широко использовать прогулки, экскурсии, причем содержание их определял сам ребенок тем, что привлекло его внимание, что его заинтересовало.

То возвеличивание природы, ее роли в жизни человека, которое свойственно Ж.-Ж. Руссо, во многом определило и художественные достоинства его романов-трактатов и романа в письмах. В художественной прозе Руссо создал великолепные картины природы, показав прелесть и красоту гор и долин старой Гельвеции. Он описывает пейзажи гор Вале и неповторимую красоту Женевьевского озера. Это было первооткрытие в европейской прозе. Ж.-Ж. Руссо чувствовал красоту природы и понимал огромное ее значение в воспитании людей в духе гуманизма, гармонии, целостности. В своих работах педагог призывал бережно относится к природе, сохранить ее для будущих цивилизаций, предостерегал от варварского истребления природных богатств. «Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля и виноградники, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего же еще требуется от них? И какая ярость ведет вас к совершению стольких убийств, - вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?» (Т.1, с. 174-175)

Таким образом, мы видим, что взгляды Ж.-Ж. Руссо способствовали развитию идеи использования природы в процессе воспитания и обучения детей.

 

И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ О РОЛИ ПРИРОДЫВ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

И.Г.Песталоцци (1746–1827гг.) – швейцарский педагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор.

В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…», «Лебединая песня» и др. он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы использования природы в процессе первоначального воспитания и обучения детей. При чем понятие «природа» И.Г.Песталоцци использовал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда.

Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным, лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер. Выдвигая идею природосообразности, Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами с природой, к которым прибегал Я.А. Коменский и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо детскую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. Т.е., при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и естественно стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» (Т.2, с. 213). Задача воспитателя заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Песталоцци образно сравнивал искусство воспитания с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключается в них самих. Так же как и воспитатель, по мнению Песталоцци, он не способен вложить в человека какие бы то ни было силы, и вдохнуть в них жизнь. Он призывал позаботиться о том, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития внутренних сил ребенка, предусмотренных самой природой. Отсюда неизбежно следует, что помощь педагога ребенку есть только «помощь самопомощи», что все образовательные средства не должны отклоняться от естественного хода развития ребенка. И одним таким средством, которое не нарушает гармонию внутреннего мира ребенка и способствует его самораскрытию является окружающая ребенка природная среда. И.Г.Песталоцци писал: «Моей самой существенной исходной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является основой человеческого познания» (Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1, с.49).

Значение окружающей природы И.Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятельности мышления, формированию знаний и развитию речи.

Исходным моментом познания И.Г. Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Для того чтобы обогащался чувственный опыт ребенка, надо учить его «в свободной аудитории природы», учить в поле, в лесу и долинах. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» (Т.1, с. 117). Это, по сути, идея сенсорного воспитания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем» (Т.1 с.126). Но в понимании этого положения он пошел дальше Я.А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведения об окружающем мире, И.Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний. Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию и развитию самостоятельности мышления у детей.

В связи с этим И.Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процессе обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предметов и явлений окружающей природы, т.е. на материал доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь в природе ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов. И даже без целенаправленного воспитания ребенок, так или иначе, воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знакомы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей». (Т.2, с.289). Но когда усвоение происходит стихийно, без планомерного педагогического руководства взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. И.Г. Песталоцци приводил в пример необразованную мать, которая интуитивно чувствует необходимость руководства процессом наблюдения ребенком природы. Она, вынося ребенка из дома, обращает его внимание на предметы и явления природы и не осознает, что тем самым делает многое: открывает мир ребенку, подготавливает его к использованию своих органов чувств, способствует раннему развитию внимательности и наблюдательности (Т.1, с. 176). Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью провести ребенка через:

- непосредственное восприятие предметов природы. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения, т.е. такие, которые лучше выражают особенности отдела, рода, класса, имеют наиболее характерные признаки и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность.»Когда ребенок ознакомился с простейшими, воздухом, землей, водой, огнем, я показываю ему действия этих стихий на все ему знакомые тела. А когда он знаком с результатами соединения нескольких простых тел, я ему показываю также взаимное влияние друг на друга сложных тел и всегда подвожу его, таким образом, путем простого наблюдения к границам высших областей знаний» (Т.1, с. 58)

- формирование ясных представлений о воспринимаемых предметах природы. С точки зрения Песталоцци этого можно достигнуть, если ребенок узнает количество этих предметов и их форму. Число учит понимать природные объекты как некоторое единство, выделять его среди других предметов, противопоставлять его другим предметам. А, знакомясь с формой предмета природы, ребенок познает его размеры и пропорции.

- сопоставление предметов и формирование понятий. Большой заслугой Песталоцци было привлечение внимания к роли сравнения и сопоставления предметов природы в процессе наблюдения и на этой основе формирования понятий. Он предлагал вместе с детьми находить общие и отличительные признаки предметов природы, выяснять в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы.

- называние предметов, их свойств и действий. В процессе наблюдений за предметами природы И.-Г. Песталоцци предлагал задавать детям следующие вопросы:

«Кто? Каковы?

Хищные звери плотоядны.

Олени легконоги.

Корни раскидисты.

Кто имеет? Что имеет?

Лев имеет силу.

Собака имеет хорошее чутье.

Быки имеют рога.

Кто может? Что может?

Рыба может плавать.

Птица может летать.

Кошка может лакать. …

Кто должны? Что должны?

Капли дождя должны плавать» (Т.1, с.146).

И.Г. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содействовать выработке у детей умения выражать посредством речи результаты их наблюдений, мыслительной деятельности и приобретению ими полезных для жизни знаниями. Но не все упражнения, в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков.

Интересны идеи И.Г. Песталоцци касающиеся организации труда детей в природе. Он полагал, что сначала надо знакомить детей с земледелием. Для этого при школе необходимо отвести большой участок земли под сад и огород, где каждый ребенок получает по 3 грядки. Дети лучше других, использующие эти грядки, завоевывали премии. Далее детей знакомили с животноводством и птицеводством. При школе держали овец, свиней, кроликов, коз, птиц, за которыми ухаживать дети. Потом дети учились обрабатывать лен, шерсть. Для этого они посещали образцовые хозяйства деревни. Убеждая в необходимости организации труда детей по выращиванию растений и уходу за животными, И.Г. Песталоцци говорил, что такой труд учит детей всему:

во-первых, ребенок получает много знаний о самих предметах природы, о способах ухода за ними, об орудиях труда:

во-вторых, во время труда у детей формируются важные в жизни практические навыки;

в-третьих, у ребенка развиваются такие важные качества, как аккуратность, бережливость, расчетливость, точность

Т.о., И.Г. Песталоцци полагает «во время работы и посредством нее согревать их (детей) сердца и развивать их ум».

Уделив так много внимания роли природы в процессе первоначального обучения детей, И.Г.Песталоцци с болью воспринимал невостребованность ее в процессе дальнейшего школьного обучения. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощущают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужденностью и всеми ее прелестями … И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу …как овец, сбившихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, неинтересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума"» (Т.1, с.83). Высказанные более 200 лет тому назад эти слова и поныне звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы дошкольных учреждений и начальной школы по природоведению в настоящее время.

 

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ФР. ФРЕБЕЛЯ

Фридрих Фребель (1782 – 1852 гг.) – немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных дошкольных учреждений большое внимание в своей системе уделяет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано благотворно влияет на ум и сердце ребенка. Еще, будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т.д. Когда ребенок подрастет необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы. У Фр. Фребеля есть интересное методическое положение по этому поводу. Он считал важным предмет наблюдения не изымать из естественных условий обитания, из тех отношений, в которых он находится с другими предметами. Ребенок «тем более проникнется в сущность предметов природы и внешнего мира, если ему дать познать предмет в той естественной связи, в которой они находятся» (Т.1, с.242). Для реализации этого необходимо организовывать прогулки и путешествия в природу, в процессе которых дети должны созерцать животных и растения «как бы в их жизни и в их обычных жилищах, как один из них как бы впитывают в себя свет и тепло, а другие ищут темноты и тени, прохлады и сырости» (Фребель Фр. Педагогические сочинения. – М., 1913. Т.1, с.313). Из этого Фр. Фребель делает интересное для современной теории экологического воспитания заключение, что путем наблюдений и нахождения взаимосвязей в природе, в ребенке очень рано «сначала смутно, а потом все ясней и ясней будет развиваться великая мысль о внутренней, постоянной и живой связи всех вещей и явлений в природе» (Т. 1, с. 242). Для того чтобы такие наблюдения проходили эффективно, немецкий педагог призывал воспитателей: «Вы должны наблюдать развивать наблюдательность, сознавать то, что видели и вводить в сознание ваших воспитанников». Он рекомендовал чаще выводить детей в природу и устраняет ложные опасения некоторых воспитателей в отношении незнания названий встречающихся растений. Плохо, что педагог не знает этих растений, но еще хуже, если он по этой причине не выводит детей на прогулки. Фр. Фребель советует объектам, встречающимся в природе давать местные названия. Если воспитатель не знает и таковых, «пусть название определиться данным моментом, или, что еще лучше, дать предмету какое-нибудь приблизительное, хотя бы даже немного длинное название пока не подыщешь общеупотребительного» (Т.1, с. 199).

И однажды собственная прогулка Фр. Фребеля по живописным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом».

Вспомните, почему немецкий педагог так назвал свое учреждение?

Во-первых, он имел ввиду, что дети большую часть времени будут проводить на открытом воздухе, в саду, под непосредственным влиянием природы.

Во-вторых, в переносном смысле – название «детский сад» означало: в воспитательном учреждении будет организован такой же уход за детьми как в хорошем саду за растениями.

И в детском саду он предложил организовать сад детей. Важность этого сада Фр. Фребель видел в том, что появляется возможность:

- постоянно с детьми наблюдать природу;

- давать детям понятие о ботанике;

- изучать садоводство и огородничество;

- развивать чувство религиозности;

- внушать правила общественной жизни.

Последнее четко ощущается, когда знакомишься с рекомендациями Фр. Фребеля по организации сада. Вся площадь сада делится на две части. Одна часть – это общинный сад, который обрабатывается всеми детьми, вторая – частные сады. Они образуют полосы в 1,5 квадратных м. Грядки маленьких детей находятся между грядами больших, чтобы облегчить помощь старших детей. На своих частных грядках дети сеют и сажают, что они хотят, они обращаются с землей и растениями как им вздумается. Тут им предоставляется полная свобода, т.е. они сами ощущают последствия своей заботливости или нерадивости. Каждый ребенок отвечает за чистоту и порядок своей полоски. Чтобы дети чувствовали большую ответственность за работу на грядке, Фр. Фребель предложил обозначить каждую грядку табличкой с именем ребенка.

Способ обработки и ухода за растениями детям показывается и объясняется в общем саду. Этот сад предназначен для выращивания самых разнообразных культур: масленичных растений, злаков, стручковых, клубневых, репных, лекарственных и кормовых трав. Название каждого растения обозначается на деревянной табличке. Фр. Фребель считал это дополнительным средством, стимулирующим желание детей читать. Дети сначала приучаются распознавать сами растения, а затем их семена. Осенью дети собирают семена растений и складывают в коробочки, изготовленные самими детьми. Далее дети знакомятся с не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: