Матхура Мандала даса – Панчакарма или Полное аюрведическое очищение организма




 

www.e-puzzle.ru

 

или

ПОЛНОЕ АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Омское книжное издательство 2005

УДК 615.89 ББК 53.59 М 34

Художник Л. Фетисова

Матхура Мандала даса.

М 34 Панчакарма, или Полное аюрведическое очищение организма. - Омск: Кн. изд-во, 2005. - 248 с. - (Классическая аюрведическая лит.)

ISBN 5-85540-486-2

 

Книга знакомит читателя с практикой проведения уникальных аюрведических процедур.

Автор в доступной форме, но вместе с тем не отступая от древних текстов, знакомит читателя с базовыми понятиями Аюрведы и показывает пути к здоровью и долголетию.

Книга может быть полезна всем, кто хочет изучать Аюрведу по классическим схемам, а также тем, кто познает ее на научно-популярном уровне.

 

УДК 615.89 ББК 53.59

ISBN 5-85540-486-2

© Матхура Мандала даса. 2005

© Перепелкина Е. А. 2005 © Омское книжное издательство. Оформление. 2005

Об авторе и его книге 3


От издателя 4

Предисловие автора 6

Список сокращений 8

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ9

Строение тела человека 10

Гуны - качества 10

Первоэлементы 12

Доша, ткани и нечистоты 14

Доши 14

Ткани и нечистоты 19

Органы и системы органов 23

Сердце 23

Кишечник 23

Печень-селезенка 25

Почки и мочевыводящая система 25

Пранические каналы 26

Поднимающие каналы 26

Опускающие каналы 27

Латеральнораспределяющие каналы 28

Физические каналы 28

Субстанции 30

Расы - вкусы 30

Вирья, Випака, Прабхава и магические свойства субстанций 34

Глава 2

ПУРВАКАРМА - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ37 Введение 38

Общая продолжительность Пурвакармы и Панчакарма-терапии 38

Подготовка к проведению очищения организма 40 Снеха-карма - промасливание 44

Основные положения 44

Субстанции для проведения промасливания организма 45

Внутреннее и наружное промасливание 48

Внутреннее промасливание организма 48

Проведение процедуры внутреннего промасливания организма 49

Длительность и интенсивность процедуры 51

Симптомы успешного промасливания 52

Побочные явления и возможные осложнения 53

Наружное промасливание организма 56

Проведение процедуры наружного промасливания организма 56

Симптомы успешного промасливания 59

Побочные явления и возможные осложнения 59

Режим дня после завершения промасливания организма 60

Сведа-карма - прогревание и потение 61

Основные положения 61

Виды прогревания и потения 62

Прогревание и потение, проводимые с использованием огня 63

Прогревание и потение, проводимые без использования огня 69

Субстанции для прогревания и потения 71

Принципы проведения процедур прогревания и потения 72

Длительность и интенсивность процедур 73

Симптомы успешного прогревания и потения 74

Режим дня после завершения процедуры 74

Побочные явления и возможные осложнения 75

Глава 3

ПАНЧАКАРМА-ТЕРАПИЯ - ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА 77 Введение 78 Вамана - лечебная рвота 79

Основные положения 79

Субстанции, используемые для лечебной рвоты 80

Проведение лечебной рвоты 83

Длительность и интенсивность процедуры 84

Симптомы успешного очищения 85

Режим дня после завершения процедуры 86

Побочные явления и возможные осложнения 87

Виречана - прием слабительного 89

Основные положения 89

Слабительные субстанции 90

Проведение очищения 92

Длительность и интенсивность процедуры 93

Симптомы успешного очищения 93

Режим дня после завершения процедуры 94

Побочные явления и возможные осложнения 94

Басти-карма - клизма 96

Основные положения 96

Паквашаягата-басти - ректальная клизма 97

Виды Пакваьиаягата-басти 97

Субстанции для Басти-кармы 102

Проведение очищения 103

отоуідасивлкщие клдссические тетоды, которые рритенжтся

Нируха-басти 103

Снеха-басти 105

Длительность и интенсивность процедуры 106

Симптомы успешного очищения 106

Побочные явления и возможные осложнения 107

Побочные явления, зависящие от квалификации врача 107

Общие побочные явления 108

Побочные явления, возникающие при проведении декоктовой басти 108

Побочные явления, возникающие при проведении масляной басти 109

Режим дня после завершения процедуры 109

Гарбхашаягата-басти - спринцевание и постановка катетера

у женщин 110

Мутрашаягата-басти - постановка катетера у мужчин 111

Широверечана - очищение головы 113

Насья - очищение через нос 113

Основные положения 113

Субстанции для Насья-кармы 114

Виды Насья 115

Проведение очищения 116

Длительность и интенсивность процедуры 117

Симптомы успешного очищения 118

Побочные явления и возможные осложнения 118

Режим дня после завершения процедуры 120

Рактамокша - кровопускание 121

Основные положения 121

Виды кровопускания 122

Сираведхана - венесекция 123

Шастрапалла - кровопускание путем расцарапывания кожи 125

Джалоукавачарана - гирудотерапия 125

Шрингавачарана - кровопускание посредством рога 128

Тумби- и Гхати-янтра - кровопускание с помощью полых сосудов 129

Сучи - капельное кровопускание 129

Вигхарсана - кровопускание из языка 129

Кровоостанавливающие и кроворазжижающие субстанции 130 Побочные явления и возможные осложнения 130

Режим дня после завершения процедуры 131

Глава 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ133 Кералия Панчакарма - южноиндийское очищение организма 134

Широдхара - капельное очищение головы 135

Такра-дхара 136

Кщира-дхара 137

Стри-Станъя Юкта Кщира-дхара 138

Таила-дхара 139

Кватха-дхара 139

Проведение процедуры 140

Побочные явления и возможные осложнения 142

Каясека - массаж подогретым маслом 142

Субстанции для проведения процедуры 143

Проведение процедуры 145

Продолжительности и интенсивность процедуры 146

Побочные явления и возможные осложнения 147

Режим дня после проведения процедуры 148

Шировасти и Широсека - промасливание головы 149

Шировасти 149

Широсека 151

Пиндасведа - потение с помощью рисового пудинга 152

Субстанции для проведения процедуры 153

Проведение процедуры 154

Симптомы успешного проведения процедуры 156

Побочные явления и возможные осложнения 157

Режим дня после завершения процедуры 157

Широлепа и Анналепа - нанесение лечебных паст 158

Широлепа 159

Анналепа 160

Кола Кулатхади-сведа 163

Патра Пинда-сведа 163

Шада-сведа - лечебные грязи 164

Пичху - масляные обертывания 165

Крии - йогическое очищение организма 167

Наули 168

Дхаути-крия 171

Нети-крия 173

Басти-крия 174

Капала Бхати 174

Тратака-крия 175

Несколько слов о голодании 176

Диначария - ежедневные очистительные процедуры 178

Своевременная реализация естественных потребностей организма. 178

Полное омовение 180

Ачамана 181

Очищение полости рта 182

Очищение полости носа, ушей и глаз 184

Ингаляции 185

Очищение посредством физических нагрузок 186

Тонкое очищение организма 187

Индраджала - магическое очищение организма 188

Очищение эфирными маслами 189

Шивамбхува Кальпа - уринотерапия 191

Глава 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 195

Оборудование, необходимое для очищения организма 196

Оборудование для Пурвакармы 196

Оборудование для Панчакармы 198

Оборудование для Кералия Панчакармы 202

Таблицы 205

Пурвакарма 205

Панчакарма 207

Дополнительные очистительные процедуры 222

Глоссарий 227

Рекомендуемая литература 229


 

 

 

... жизнь и знание о жизни существовали всегда. Люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы".

Чарака Самхита

 

ТАЙНА ПОЛНОГО ЗДОРОВЬЯ

тайну полного здоровья:

его тело может исцелять себя само.

Аюрведа помогает каждому

использовать опыт,

рассматривая человека

как единую целостность.

Классическая аюрведическая литература

Матхура Мандала даса

Об авторе и его книге

Предлагаемая читателям книга продолжает многолетний труд вайдьи Матхура Мандала даса (М. А. Мезенцева), с которым я познакомился еще на кафедре анатомии медицинского училища АМН СССР. Впоследствии Михаил Александрович получил не только классическое европейское медицинское образование, но и традиционное аюрведическое в частном медицинском колледже в Индии. Всю свою жизнь он посвящает изучению и распространению огромного научно-практического медицинского опыта, накопленного восточной медициной.

«Панчакарма, или Полное аюрведическое очищение организма» является учебником аюрведической медицины - то есть фундаментальным руководством для начинающих врачей, интересующихся восточной медициной и возможностью ее применения в своей ежедневной практике. Книга поможет освоить не только конкретные методические приемы, но и некоторые новые подходы к существующим проблемам сохранения и поддержания здоровья. Все описываемые в книге приемы и тонкости складывались на протяжении тысячелетий, и основной их особенностью является мобилизация собственных ресурсов человеческого организма, а также активное вовлечение больного в лечебный процесс, максимальное использование природных, экологически чистых растительных и минеральных компонентов. Разумеется, с точки зрения традиционного врача, некоторые разделы, например, посвященные уринотерапии или магическому очищению организма, кажутся анахронизмом, но, с позиции изучения особенностей восточной медицины и отслеживания истории медицинской науки в целом, они, безусловно, очень познавательны.

За последние восемь лет вышли в свет пять книг, написанных Матхура Мандала даса, и мы полагаем, что «Панчакарма...» также окажется полезной не только для врачей, интересующихся восточной, индийской медициной, но и для широкого круга читателей.

А. В. Крутову

кандидат медицинских наук, врач-хирург,

г. Москва.

От издателя

Книга «Панчакарма, или Полное аюрведическое очищение организма» открывает серию «Классическая аюрведическая литература», над которой не один год трудится Матхура Мандала даса.

Путь к изданию первой книги этой серии был сопряжен с немалыми трудностями, связанными с неоднозначной оценкой работы автора другими российскими специалистами в области Аюрведы.

Полагаю, что не имею права делать какие-либо выводы в связи с этими дискуссиями. Но предлагаемые вашему вниманию выдержки из нашей переписки достаточно хорошо демонстрируют позицию автора в отношении имеющихся и возможных спорных вопросов.

Благодарю автора за оказанное доверие решать все вопросы по изданию этой книги.

Е. А. Перепелкина,

директор Омского Центра традиционной медицины «Аюрведа»

 

- Книга «Панчакарма...» не является переводом (это не «Мадхава Ни данам» или «Аштанга Хридаям Самхита»), я использовал только отрывки из некоторых классических текстов и не более. В остальном это мой собственный труд...

- Вы (издатель) не потеряли время на «пустые переговоры». Так или иначе Вы получили определенный опыт. Ссылаясь на авторитет Атхарваведы, аюр- ведические мудрецы создали внеконфессиональную, но глубоко мистическую систему. Если человек хочет идти путем духовного прогресса, он может следовать любой из религиозных школ и брать из Аюрведы то, что подходит лично ему, не отвергая остальной части знания, которое предназначено для лечения других людей - царей, купцов и т. д., далеких от религиозной жизни...

- Двадцать один день проведения Панчакармы - это достаточно укороченный курс. Это, конечно, не занимает много времени и не вырывает человека из жизненной суеты. Однако это курс, скорее, профилактический, а не терапевтический...

- Мне искренне жаль, что моя деятельность вызывает чье-либо беспокойство и напряжение. Видя реакцию на еще готовящуюся к изданию книгу по Панчакарме, я предполагаю, что произойдет, когда будут изданы «Чара-

ка Самхита» или «Аштанга Хридаям Самхита» с описанием культуры ви- нопития, авегетарианскими рецептами препаратов и другим, и меня удивляет, что кто-то хочет попытаться скрыть эти знания в связи со своими соображениями...

- В нашей традиции не принято давать собственные комментарии на писания. Комментировать можно только цитатами из других текстов. Иначе комментарии теряют авторитетность...

- «Аштанга Хридаям Самхита» (на основе которого в том числе написана книга по Панчакарме) по своей сложности является учебником для начинающих врачей, а также для среднего медицинского персонала - ассистентов врача. В нем не содержится секретных сведений, мантр и т. д.

- Ветви дерева медицины сами не растут, и истинные аюрведические врачи не появляются как грибы. Их надо взращивать, они должны воспитываться именно на таких классических схемах и желательно как можно раньше - с детства...

- Что касается перевода - судить специалистам по Аюрведе и по стилю...

- Конкуренция меня не касается - на ведические знания невозможно получить эксклюзивные права...

- Аюрведа является внеконфессиональным знанием, к ее услугам прибегают все - от буддистов до шайвов. Действительно, большинство религиозных текстов отвергает регулярное употребление мяса, но в крайних случаях и ради сохранения жизни такое разрешение дается даже на употребление мяса коровы (известная история, как Бхарадваджа с сыном перегоняли через лес стадо коров)...

- Вайшнавские или какие-либо другие убеждения человека не должны затмевать истину и искажать писания - религиозные или аюрведические...

- Нельзя винить людей в отсутствии гибкости - каждый пытается защитить свою систему ценностей от разрушения, даже закрывая глаза на факты. Мне жаль, что Вам (издателю) пришлось выслушать нелицеприятные вещи, но искренне рад, что не ошибся, доверив Вам рукопись...

- Я не претендую на личный авторитет - авторитетны тексты, на которые я опираюсь, и менять их неправильно...

Эта книга посвящается моим жене и детям

Предисловие автора

Все терапевтические методы, как древние, так и современные, можно разделить на две основные категории - паллиативное лечение, включающее в себя манипулирование диетой, травяными или минеральными лекарственными препаратами, а также физиотерапевтическими и хирургическими методами, и так называемые очистительные процедуры. Вагбхата, древнейший аюрведический врач, автор многочисленных аюрведических текстов, пишет: «Терапевтическое очищение - это процесс эвакуации вышедших из равновесия дош за пределы организма. Оно бывает пяти видов: клизма, рвота, прием слабительного, очищение головы и кровопускание» (А.Х. 1.14.5). На санскрите[1] полное очищение организма называется Панчакарма - «пять действий» - и состоит из двух частей: Пурвакармы - подготовительных процедур, и собственно Панчакармы - очищения организма. Так сложилось, что Южная и Северная школы Аюрведы немного по-разному подошли к проблеме очищения организма, поэтому существует два вида Панчакармы - классическая (северная) и Кералия (южная).

В этой книге, написанной на основе древних аюрведических текстов Бха- вапракаша, Кашьяпа Самхиты, Чарака Самхиты, Сушрута Самхиты, Шаран- гадхара Самхиты, Аштанга Самграха Самхиты и Аштанга Хридаям Самхиты, речь пойдет о принципах, показаниях и противопоказаниях к полному или частичному очищению организма, о способах устранения возможных побочных эффектов и негативных последствий неправильно проведенного очищения организма.

Классические аюрведические тексты, описывающие эти методы, категорически запрещают проведение тех или иных медицинских процедур в качестве самолечения или без контроля со стороны аюрведического врача. К величайшему сожалению, второй натурой русского человека является неистребимая тяга не только к безнадзорному проведению сорокадневного «лечебного» голодания, часто заканчивающегося госпитализацией, или к массированной уринотерапии, вызывающей ужас и благоговение домочадцев, но и ко всевозможным экспериментам с фитотерапией, йогой, гирудотера- пией и очищением организма. С этим приходится мириться, и данная книга предназначена для того, чтобы попытки очистить свой организм вели не к дискредитации древнего знания, подорванному здоровью или больничной койке, но способствовали скорейшему выздоровлению, омоложению и действительному очищению организма.

Одной из причин любви к самолечению, несомненно, является нехватка высококвалифицированных специалистов в области древнейших оздоровительных техник и недоверие к имеющимся специалистам со стороны основной массы населения. Мне бы очень хотелось, чтобы эта книга, написанная на основе древнейших аюрведических текстов, послужила «лакмусовой бумажкой», позволяющей определить уровень подготовки народных целителей, практикующих очищение организма подобными методами.

Особое внимание стоит уделить отношению классических аюрведических школ к полному или частичному (молочному) вегетарианству. В тех или иных случаях, для соответствующих больных, страдающих некоторыми заболеваниями, аюрведические врачи прописывают препараты, содержащие компоненты животного происхождения (когти, перья, кожу, рога, кости, жир, мясо, молоко, мочу и др.) или назначают прием тех или иных продуктов животного происхождения (молока, мяса, жира, яиц, внутренних органов и др.). Целесообразность этого можно объяснить с разных точек зрения. С религиозно-философской позиции Аюрведа не является системой, рекомендующей или запрещающей регулярный, ежедневный прием мяса и других продуктов животного происхождения. Всех желающих духовного прогресса она направляет к соответствующим авторитетным священным писаниям, регламентирующим не только вопросы диеты, но и регулирующим всю духовную жизнь человека; в данном контексте прием тех или иных невегетарианских препаратов, необходимых больному, не возбраняется, ибо направлен на поддержание здоровья человека, которое является одним из ключей к духовному самосовершенствованию. С точки зрения диетологии Аюрведа четко и обоснованно разъясняет необходимость или противопоказанность приема невегетарианских продуктов питания в тех или иных конкретных случаях.

Москва, 2002-2003

Список сокращений

 

A.B. - Атхарваведа
A.C. - Аштанга Самграха Самхита
A.X.- Аштанга Хридаям Самхита
Б.П. - Бхавапракаша
K.C. - Кашьяпа Самхита
P.B. - Ригведа
C.C. - Сушрута Самхита
Ч.С. - Чарака Самхита
Ш.С.- Шарангадхара Самхита
Ш.Б.- Шримад Бхавагатам

 

 

 

Строение тела человека

еред началом описания полного аюрведического очищения организма необходимо остановиться на основных положениях анатомо-физиологического раздела Аюрведы, сильно отличающегося от современной классической анатомии и физиологии. Древние мудрецы описали организм человека не только как универсальную физическую машину, но как единство физических и тонкоэнергетических составляющих, функционирующее по определенным законам и предназначенное для создания всех необходимых условий для существования в этом мире Атмы, или души.

На протяжении всего повествования мы будем обращаться к классическим аюрведическим терминам, характеризующим не только состояние болезни, но и здоровья. Эта глава поможет немного разобраться в основных понятиях аюрведической науки.

 

Гуны - качества

Древние тексты считают основной и единственной причиной возникновения этого материального мира (райских, срединных и адских вселенных) Внешнюю Природу Бога - Пракрити. Пракрита является Божественной силой, Божественным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и никогда не исчезающей, вечной. Из-за ее трансформации и возникает этот мир. Разворачивание Пракрити происходит посредством трех модусов, или качеств - махагун: Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Та- маса). В ведической литературе три Махагуны называются Трипада или Три- данда - три основы, три столпа этого материального мира. Можно сказать, что они являются тремя слонами, на которых покоится все материальное творение, включая райские и адские вселенные.

Саттва, или гуна Благости, описывается как чистая, просветляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и деятельности Раджо-гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертывания вселенной.

Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - поддержание, активность или деятельность, разрушение, а также, соответственно, удовлетворенность, боль и лень. Эти три качества материального мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстанции во вселенной. Абсолютно всё в этом мире находится под их контролем, и всё разнообразие качеств появляется из-за всевозможных их комбинаций. Они правят этим материальным миром.

Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу вселенную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдерживающий фактор любой активности. Она не производит никакой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва-гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо-гуны, страсти - принципа энергетического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого желанием.

Раджо-гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо- гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдерживающая.

Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объекты во вселенной, махагуны складывают ментальную конституцию личности, а Раджо-гуна и Тамо-гуна, беря под контроль сознание человека, являются причинами возникновения психосоматических, психических и нервных болезней. Саттва-гуна вследствие своей чистоты ведет к знанию, святости, здоровью и долголетию, поэтому одной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне. Все лекарственные субстанции, вся деятельность и все процедуры могут находиться под чистым или под смешанным влиянием махагун. Например, если деятельность, растение или лекарство находятся под влиянием Тамаса, они будут усиливать эту гуну и ее проявления, и наоборот.

Помимо трех махагун древнеиндийские тексты выделяют сорок одну сам- кхьягуну. Все они очень широко используются в Аюрведе для описания свойств лекарственных трав и, соответственно, их воздействия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей.

ш

Организм живого существа, как и любой другой элемент этого мира, состоит из первоэлементов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых гун[2], которые, конечно же, проявляются не только в человеческом теле, но и во всех многоатомных, «сложных» субстанциях. Очень важно уметь определять проявления этих гун, характеризуя с их помощью свойства лекарственных препаратов и пищи, а также нарушения, происходящие в организме человека при тех или иных дисбалансах дош. Тантрические тексты утверждают, что одни гуны имеют женскую, лунную природу, а другие - мужскую, солнечную, и по этим признакам делят их на десять пар. Вот эти десять пар гун:

1) тяжелый (Гуру) - легкий (Лагху),

2) медленный (Манда) - быстрый (Тикщна),

3) холодный (Шита) - горячий (Ущна),

4) большой (Стхула) - маленький (Сукщма),

5) мутный (Вишада) - чистый (Пиччхила),

6) маслянистый (Сингдха) - густой (Сандра),

7) статичный (Стхира) - подвижный (Сара),

8) острый (Кхара) - тупой (Слакщна),

9) жесткий (Катхина) - мягкий (Мриду),

10) сухой (Рукща) - жидкий (Драва).

В зависимости от первоэлементов, доминирующих в составе субстанции, она приобретает те или иные качества, являющиеся ее индивидуальной характеристикой.

Помимо сорока одной самкхьягуны для описания качеств человеческой психики Аюрведа вводит две дополнительные гуны: привычку (ритуал) и разумность (осознанность). Привычка - это склонность личности не задумываясь совершать одно и то же действие в аналогичных обстоятельствах, а разумность - способность осознавать и контролировать свои действия.

 

Первоэлементы

Как утверждает философия Ньяя-Вайшешика, всё в этом мире состоит из пяти наимельчайших кирпичиков - первоэлементов, называемых Акаша (Эфир), Ваю (Воздух), Агни (Огонь), Ап (Вода) и Притхви (Земля). Они пос-

ледовательно порождают друг друга, каждый предыдущий - последующий, трансформируясь и меняя свои качества.

Эфир, первый сотворенный первоэлемент, он легкий, без запаха и вкуса, сухой, холодный, инертный, непроявленный и бесформенный. Основное качество этого первоэлемента - звучность, звуконосность. В Шримад Бхагава- там так описывается процесс возникновения Эфира (Ш.Б. 2.5.25): «Из тьмы Ложного эго возникает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма - звук - связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдателем».

Воздух, производное Эфира, - прохладный, сухой, подвижный, легкий, без запаха и вкуса, проявленный и бесформенный. Основное качество этого первоэлемента - шероховатость.

Огонь, производное Воздуха, - горячий, сухой, проявленный, имеющий форму, без запаха и вкуса, легкий и подвижный. Основное качество этого первоэлемента - наличие формы.

Вода, производное Огня, - тяжелая, влажная, подвижная, холодная, проявленная, имеющая вкус, но не имеющая запаха, принимающая любую желаемую форму. Основное качество этого первоэлемента - наличие вкуса.

Земля, производное Воды, - холодная, пассивная, неподвижная, проявленная, имеющая запах и вкус, имеющая постоянную форму. Основное качество этого первоэлемента - наличие запаха.

Одним из самых замечательных свойств первоэлементов является их способность соединяться друг с другом в бесконечном множестве сочетаний, как это происходит, например, во время зачатия новой жизни, когда первоэлементы группируются попарно (Эфир с Воздухом, Огонь с Водой и Вода с Землей), образуя тем самым три наиглавнейших компонента тела - доши, формирующих в дальнейшем тело живого существа.

Доши, ткани и нечистоты

Из чего же состоит организм человека? К основным компонентам тела Аюрведа относит три доши, семь тканей и нечистоты. Это «молекулы», из которых состоят все живые организмы. Но и они сами, как и всё в этом мире, состоят из более мелких частиц - первоэлементов, которые в свою очередь покоятся на трех модусах, или махагунах, - Саттве (Благости), Раджасе (Страсти) и Тамасе (Невежестве).

Доши

Итак, доши - три основные составляющие тела человека, животных и растений. Названия дош идут от названия основного первоэлемента, создающего их. Вата (Ваю) переводится как Воздух, Питта (Агни) - как Огонь или Желчь, а Капха (Слешма) - как Слизь. Доши обладают теми же качествами, что и образующие их первоэлементы. Все в человеке зависит от них - его индивидуальная конституция складывается из пропорционального количества дош, составляющих тело, его здоровье - от баланса Тридоша, а болезни - от дисбаланса; характер, привычки, сила или слабость - всё без исключения. В каждом человеке от природы заложено определенное «количество» каждой из дош. Содержать в балансе все три доши очень сложно, поэтому Аюрведа и называет их болезненными началами[3]. В большинстве своем люди находятся под смешанным влиянием трех дош, поэтому их черты присутствуют в каждом человеке, но в разных пропорциях, обостряясь при усилении влияния соответствующей доши на человека.

Вата-доша занимает главенствующее положение среди Тридоша, так как она самая активная и подвижная из них. Еще бы - ее формируют Эфир и Воздух - два самых быстрых, деятельных, «неуловимых» и вездесущих первоэлемента. Безусловно, каждая клеточка, каждый орган нашего тела состоит из всех трех дош, но все же можно сказать, что основными местами пребывания Вата-доши в организме являются прямая кишка и мочевой пузырь, да и вообще нижняя часть тела: таз, поясница и бедра. Подвижная Вата-доша отвечает за все виды движения в теле и перемещение тела в пространстве, ведь где движение, там и Вата. Она способствует биению сердца, пульса, движению импульсов по нервным стволам, костей в суставах, морганию, дыханию, глотанию и т. д. Вата-доша не имеет в себе ни капли влаги - она абсолютно сухая. Поэтому засуха, сухая пища, холодная морозная погода в сочетании с ветром, главным образом на рассвете или на закате, увеличивают Вата-дошу.

Тридоша тесно связаны с психоэмоциональной активностью человека. Вата-доша выходит из состояния равновесия из-за сладострастия, волнения, тревоги, беспокойства и страха, и, как в замкнутом круге, способствует их усилению. Волнение порождает тревогу, тревога вызывает беспокойство, беспокойство - нетерпение, нетерпение влечет ошибки, ведущие к страху за будущее, страх вызывает метание. Вот в целом один из типичных примеров возникновения Вата-дисбаланса, проявляющегося на уровне эмоций. Но, с другой стороны, у Ваты много и положительных сторон. Она дает умственную и физическую активность, выносливость, быстроту реакции, подвижность, гибкость, фантазию, развитое воображение.

Излишек Вата-доши из организма выводят с помощью клизмы, масляного массажа, всевозможных масел (особенно кунжутного), горячей парной бани.

Если Вата-доша выходит из равновесия, у человека проявляются следующие симптомы: спазмы, судороги, дрожание конечностей, дрожь в теле, боли, бессонница, запоры, газы, невроз, повышенное или пониженное артериальное давление, менструальный синдром, артриты, люмбаго, рассеянный склероз, одышка, истощение и др. Пожилые люди находятся под влиянием этой доши, поэтому им противопоказано все то, что способствует ее увеличению. Зимой они должны избегать переохлаждения, сквозняков, беспокойства и волнения. Людям Вата-конституции противопоказаны длительные голодания, особенно сухие, интенсивные физические нагрузки, недосып.

Преобладание Вата-доши дает человеку хорошую, быструю, но короткую память. Люди, находящиеся под ее влиянием, быстро запоминают, но и быстро забывают информацию. Они очень редко бывают злопамятны и не могут долго хранить обиду в своем сердце.

Так как Вата-доша самая подвижная из всех дош, она чаще всего выходит из состояния равновесия. Все заболевания начинаются с дисбаланса Вата- доши. Это объясняется ее громадной подвижностью и активностью. Первой дошей, которая выходит из равновесия, всегда является Вата-доша. Ее дисбаланс может возникнуть из-за малейшего пустяка - холодной ветреной погоды, долгого и нудного смотрения телевизора, беспокойства, нерегулярного питания. Переутомление, бессонные ночи и курение тоже вызывают дисбаланс этой доши.

Людям с обостренной Вата-дошей не рекомендуется проводить «лечебное» голодание, есть холодную (мороженое, холодное молоко или коктейль) или неразогретую пищу, все жареное, сухое и старое, пить сырую холодную воду, есть печенье, вафли, крекеры без должного количества жидкости. Преобладание в рационе острой, горькой и вяжущей пищи также может вести к дисбалансу Вата-доши.

Для того чтобы привести расстроившуюся Вата-дошу в равновесие, необходимо или снизить ее, или увеличить, или переместить на места ее основной локализации, в зависимости от вида нарушения. Чтобы снизить ее уровень в организме, надо придерживаться диеты, увеличивающей Капха- дошу, а чтобы увеличить - заняться пранаямой или соблюдать режим дня, способствующий ее увеличению.

Разбалансирование каждой доши начинается с более тонкого, психологического или тонкопсихического проявления, к которому ведет неправильная, неадекватная реакция на людей или явления окружающего мира - ад- харма, греховная деятельность. Все негативные эмоции и поведение, нарушающее Канон Праведности, например, злоба, ругань, лживость, ревность, зависть, леность, блуд, гордыня, самоутверждение и т. д., приводят к тонким нарушениям баланса Тридоша. Эти нарушения при накоплении до определенного уровня и вызывают болезни, как психические, так и физические.

Питта-доша состоит из Огня и Воды, впитав в себя основные качества этих первоэлементов - жар и влажность. Концентрируясь в основном в сердце, печени, желчном пузыре, желудке и тонком кишечнике, Питта-доша пребывает в средней части организма. Все горячее возбуждает и без того огненную Питту - острая, богатая специями и приправами еда, соусы, жаркая летняя погода, «горячительные» напитки и острые ощущения. Где огонь, жара, там и Питта - это огонь пищеварения и огонь горячей крови, пот в жаркий полдень, желчь в печени, а также глаза - это наиболее излюбленные ее места. Ее дисбаланс чаще всего возникает в полуденную жару и в полночь - во время наибольшей активности этой доши. Жаркая Питта не любит лето, и от всей души радуется наступлению осенней прохлады, слякоти и зимних морозов, пригнетающих ее влияние.

Излишек Питта-доши из организма рекомендуется удалять с помощью слабительных средств и топленого масла.

Питта - достаточно активная доша, она управляет людьми в самом расцвете сил - от двадцати до пятидесяти пяти лет.

Человек, имеющий Питта-конституцию, имеет много положительных качеств - его предприимчивость не знает границ, а уверенность в себе может соперничать разве что с интеллектом, он очень любит рисковать. Твердость и целеустремленность в жизни - главные положительные качества этого человека. Главный недостаток заключается в том, что такой человек движется к своей цели напролом, не выбирая средства, снося всё и вся на своем пути.

Если Питта-доша выходит из равновесия, у человека проявляются следующие симптомы: неприятный запах от тела, кожные заболевания, язвы (как наружные, так и внутренние), геморрой, болезни крови, изжога, болезни печени и селезенки, гастриты, нарушение кожной пигментации, снижение зрения, резкое повышение температуры тела, обмороки, раздражительность, злоба, мстительность и гневливость.

Основными психологическими причинами дисбаланса Питта-доши являются гнев, злоба, ненависть, нетерпимость, мстительность, раздражение, расизм.

Основное проявление дисбаланса Питта-доши - повышение температуры тела и покраснение кожи. Питта-доша - вторая по активности в организме, поэтому она в два раза реже, чем Вата-доша, выходит из равновесия. Горячая и острая пища, запитая кислым яблочным или смородиновым соком или вином, приводит к выходу Питта-доши из состояния баланса. На ее равновесие также влияют ваши отношения с окружающими: если вы злы, раздражительны или у вас напряженная обстановка на работе или дома, можно твердо и уверенно сказать, что нарушен баланс Питта-доши. Особенно часто это происходит летом, в полдень или полночь, на голодный желудок.

Если случаи дисбаланса Тридоша представить в виде дроби, то мы получим следующую закономерность: число дисбалансов Вата-доши будет составлять одну вторую от их общего числа, число Питта-дисбалансов - одну треть, а число Капха-дисбалансов - только одну шестую часть от общего их числа.

Люди, находящиеся под влиянием Капха-доши, достаточно редко посещают



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: