Рассказ на с. 59 дети читают по предложениям, отвечают на вопросы: чем заняты дети? Кто из них на каком инструменте играет? Что они могут исполнять? Рассказ перечитывается повторно.
Дети составляют рассказ по рисунку (с. 60—61). Отвечают на вопрос: что добавляет рисунок к тексту?
Урок по теме «Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление)».
Повторение.
С доски учащиеся читают заготовленное учителем предложение У Никиты окуни. Выслушивается еще несколько рассказов детей о случаях на рыбалке.
Прочитывается текст (с. 57). Тут же предлагается придумать заголовок (например, «Хитрый кот»).
Беседа о занятиях детей спортом.
Проводится беседа по вопросам:
— Кто из вас умеет плавать?
— Какие спортивные снаряды видели в спортзале школы? (Конь, кольца, перекладина, брусья и т. д.)
— Какими видами спорта вы любите заниматься?
— Видели ли вы канат? Для чего он?
— Как устраиваются соревнования с применением каната? (Для лазанья вверх и перетягивания.)
Составление и чтение слов.
Из разрезных слогов и букв составляются, преобразуются и прочитываются слова: канат — канаты, нитка — нитки.
По образцу предыдущих уроков проводится работа со словами, имеющими дополнительные пометы, которые облегчают слого-звуковой анализ (с. 58—60). Детям предлагается шепотом или про себя прочитать текст на с. 60, подготовиться прочитать вслух громко, подумать, о чем этот рассказ и какое слово надо добавить самим.
Текст (с. 58—59) прочитывается вслух, устанавливается, что слова тонкий и толстый противоположны по значению (в этом оказывают помощь предметные рисунки, на которых изображены канат и нитки).
Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».
|
Упражнение в составлении и чтении слов.
Сначала проводится игра «День — ночь». Ученики читают слово нити, заранее составленное учителем на наборном полотне. Закрывают глаза. Учитель преобразует слово нити в слово нитки. Дети открывают глаза и читают это слово. Снова ученики закрывают глаза. Учитель преобразует слово нитки в слово нитка. Открыв глаза, дети читают это слово и объясняют, как оно менялось.
Далее предлагается прочитать те же слова с доски:
ни | ти | ни | т | ки | ни | т | ка |
Чтение предложений.
Открываются предложения, записанные печатным шрифтом на доске:
У Сони нитки.
У Кати нитки.
У Нины нитки.
Ученики отвечают на вопрос: чем занимаются девочки?
Работы по рисунку на с. 56—57.
Дети, умеющие читать, прочитывают стихи на с. 56 «У лукоморья дуб зеленый...». По желанию зачитывают стихи, отрывок из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» наизусть.
Отгадывание ребусов.
Дети отгадывают два ребуса в «Русской азбуке» (с. 58).
Нитка. На что указывают цифры? Как надо переставить буквы? Какую букву взять первой? Какую второй? Какую третьей? Какое же слово получится? (Ткани.)
Затем дети составляют из букв слово кит. Обращают внимание на то, что буква и перечеркнута, а на ее место надо поставить букву о. Еще раз читают слово кит, заменяют букву и буквой о и прочитывают получившееся слово — кот.
Кроме этого, можно предложить для отгадывания несколько аналогичных ребусов, заготовив материал для них на доске или плакатах
Например, ткани; рис, кот, рядом и т. д.
Работа над многозначностью слова.
|
В «Русской азбуке» дети читают слово кисти и устно составляют три предложения в соответствии с рисунками на той же странице. Ученики вспоминают, какое слово, имеющее несколько значений, им уже встречалось в учебнике (иголки).
Занятие внеклассным чтением.
Урок по теме «Звуки [т], [т’], буквы Т, т (обобщение)».
Повторение.
Дети работают со слоговой таблицей, начерченной учителем на доске: читают отдельные слоги-слияния, объединяютих в слова.
Упражнение в чтении слов.
С доски класс читает слова с дополнительными пометами:
ку | с | ты | а | и | с | ты |
ку | с | т | а | и | с | т |
Особое внимание обращается на слова аист и куст: после прочтения гласных или слияния к ним «дочитываются» согласные звуки [с] и [т], которые произносятся твердо, так как буквой т слово кончается.
Составление и чтение слов.
Слова аист и куст после слого-звукового анализа составляются учениками на индивидуальных наборных полотнах.
Работа с рисунком на с. 60—61.