Функции поликультурного образования.




Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств - с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:

· формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

· осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

· воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

· развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Общие закономерности поликультурного образования: целеполагание, содержание, организация

Поликультурное воспитание, предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.

Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической (наличие и признание свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности) культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса.

В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин.

Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.

Поликультурное воспитание многодисциплинарно. Помимо языков, при его реализации изучается широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. Соня Нието (США), Ле Тхан Тхои (Франция) утверждают в связи с этим, что поликультурализм должен пронизывать все предметы учебной программы.

Так, предлагается преподавать литературу, историю и обществоведение, давая непредвзятые оценки, избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода. В курс литературы надо включать изучение шедевров разных мировых цивилизаций.

Преподавание литературы, построенное на началах компаративизма (сравнительно-исторического метода в литературоведении т.е. установление сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов в произведениях литературы и фольклора разных народов; в языкознании установление соответствий между родственными языками с целью восстановления более древнего их состояния и других науках) с упором на лучшие образцы мировой литературы, позволит осветить универсальную сущность и богатство оттенков природы человека. Изучение истории должно показывать связь народов и культур, значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащении величайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовной жизни Китая и Японии).

Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного т.е. (семейного, школьного, внешкольного, конфессионального (религиозного), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах)) и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, Церкви, общественных объединений, средств массовой информации.

Средствами поликультурного воспитания учащихся являются:

ü общение с представителями разных национальностей;

ü устное народное творчество;

ü художественная литература;

ü народные игры и игрушки;

ü декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов, комплексные и профильные

экспедиции, туристические маршруты, туристические бюро, конференции,слеты, конкурсы, выставки творческих работ, телекоммуникационные

диалоги, телемосты, олимпиады, марафоны, турниры, интеллектуальные игры развития познавательных интересов и творческих способностей,

многопрофильные научно- методические лагеря, сборы, школы одаренности, информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие творчества детей и молодежи и многое другое.

 

Общие закономерности поликультурного образования: целеполагание, содержание, организация

Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

· понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

· осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;

· способности общения;

· осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;

· понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества;

· готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций.

Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

В то же время поликультурное воспитание отличается от интернационального, так как делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями.

Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании.

Заключение

Поликультурное образование сравнительно молодая отрасль научного знания и является адекватной педагогической реакцией на столь острые

проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные,

межгрупповые и межэтнические конфликты, дискриминационные

явления, классовые, политические и религиозные противоречия.

Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие

больших и малых наций в условиях глобализации современного мира.

Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и решения актуальных проблем педагогики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и

расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим

составом.

Существенной проблемой является организация поликультурного воспитания. Являясь длительным сложным противоречивым процессом, оно должно быть заботой не только семьи, религии, средств массовой коммуникации, но и образовательных учреждений, осуществляться в равной мере интенсивно не только на этапе общего, но и профессионального обучения.


Литература:

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: "Творчество", 1997

2. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003.

3. Бессарабова И.С. Определения поликультурного образования // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12

4. Библер В.С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - №6.

5. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2008. 107 с.

6. Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии: рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология" // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 115.

7. Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен // М.: Мир образования, 1995. № 0. С. 24-25.

8. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С.

9. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя // М: МПА. 1995. 192 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: