Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств - с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
· формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
· осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
· воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
· развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Общие закономерности поликультурного образования: целеполагание, содержание, организация
Поликультурное воспитание, предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.
Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической (наличие и признание свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности) культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса.
В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.
Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин.
|
Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.
Поликультурное воспитание многодисциплинарно. Помимо языков, при его реализации изучается широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. Соня Нието (США), Ле Тхан Тхои (Франция) утверждают в связи с этим, что поликультурализм должен пронизывать все предметы учебной программы.
Так, предлагается преподавать литературу, историю и обществоведение, давая непредвзятые оценки, избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода. В курс литературы надо включать изучение шедевров разных мировых цивилизаций.
Преподавание литературы, построенное на началах компаративизма (сравнительно-исторического метода в литературоведении т.е. установление сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов в произведениях литературы и фольклора разных народов; в языкознании установление соответствий между родственными языками с целью восстановления более древнего их состояния и других науках) с упором на лучшие образцы мировой литературы, позволит осветить универсальную сущность и богатство оттенков природы человека. Изучение истории должно показывать связь народов и культур, значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащении величайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовной жизни Китая и Японии).
|
Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного т.е. (семейного, школьного, внешкольного, конфессионального (религиозного), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах)) и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, Церкви, общественных объединений, средств массовой информации.
Средствами поликультурного воспитания учащихся являются:
ü общение с представителями разных национальностей;
ü устное народное творчество;
ü художественная литература;
ü народные игры и игрушки;
ü декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов, комплексные и профильные
экспедиции, туристические маршруты, туристические бюро, конференции,слеты, конкурсы, выставки творческих работ, телекоммуникационные
|
диалоги, телемосты, олимпиады, марафоны, турниры, интеллектуальные игры развития познавательных интересов и творческих способностей,
многопрофильные научно- методические лагеря, сборы, школы одаренности, информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие творчества детей и молодежи и многое другое.
Общие закономерности поликультурного образования: целеполагание, содержание, организация
Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:
· понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
· осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
· способности общения;
· осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
· понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества;
· готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.
Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций.
Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.
В то же время поликультурное воспитание отличается от интернационального, так как делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями.
Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании.
Заключение
Поликультурное образование сравнительно молодая отрасль научного знания и является адекватной педагогической реакцией на столь острые
проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные,
межгрупповые и межэтнические конфликты, дискриминационные
явления, классовые, политические и религиозные противоречия.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие
больших и малых наций в условиях глобализации современного мира.
Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и
расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим
составом.
Существенной проблемой является организация поликультурного воспитания. Являясь длительным сложным противоречивым процессом, оно должно быть заботой не только семьи, религии, средств массовой коммуникации, но и образовательных учреждений, осуществляться в равной мере интенсивно не только на этапе общего, но и профессионального обучения.
Литература:
1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: "Творчество", 1997
2. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003.
3. Бессарабова И.С. Определения поликультурного образования // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12
4. Библер В.С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - №6.
5. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2008. 107 с.
6. Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии: рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология" // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 115.
7. Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен // М.: Мир образования, 1995. № 0. С. 24-25.
8. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С.
9. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя // М: МПА. 1995. 192 с.