Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Минусинского сельскохозяйственного колледжа
_____________С.В. Афанасьев
«____»_____________2018г.
Проект
«Мат не наш формат, или сквернословие как социальная проблема»
Согласованно:
Заместитель директора по ВР
_______________С.Ф. Вшивкова
Разработчик: О.С. Филимонова,
Преподаватель спец. дисциплин
Минусинск, 2018
Актуальность проблемы.
В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.
Как утверждают многие современные исследователи, нынешняя русская речь находится в состоянии глубокого кризиса. Одними из важнейших доказательств (помимо многих других) является расширение употребления нецензурной брани, сленга, заимствование англицизмов, появление новых слов, правописание которых не утвердилось. Поэтому проведение исследования, каким образом изменение языковых нормативов в социуме и, в частности, студенческой среде, связано с трансформациями общественного и индивидуального сознания и бессознательного, а также с проявлением тех или иных коммуникативных качеств является довольно актуальным.
С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания, намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи. Явление сквернословия характеризует нравственную деградацию общества. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания.
|
По данным Фонда «Общественное мнение» нецензурная лексика сегодня распространена среди россиян очень широко. Согласно данным социологического исследования, наиболее активно нецензурную лексику использует молодежь.
В частности, студенты (по их собственному признанию) постоянно употребляют в своей повседневной речи нецензурную лексику, и делают это с определенной периодичностью. Использование ненормативной лексики в своей речи, по мнению молодых людей, позволяет сделать ее более эмоциональной, живой, быть лучше понятым среди людей.
Приведённые факты, говорят о том, что сквернословие - это одна из главных социальных проблем нашего общества. В этой связи особую значимость приобретает работа по формированию культуры речи подрастающего поколения.
Цель деятельности в рамках данного проекта – формирование языковой культуры личностина основе разработки и внедрения комплексной программы «Мат не наш формат!»
В условиях КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» (далее колледж) достижение заявленной цели вполне реально. Этому способствует наличие законодательной базы (кодекс «Об административных правонарушениях РФ» - ст. 30.1, УК РФ - ст. 130 «Оскорбление»), позиция администрации колледжа, тенденция к повышению самокультуры в молодежной среде, доступность дополнительных ресурсов, наличие квалифицированных специалистов в данной сфере.
Достижение поставленной цели должно значительно снизить остроту проблемы сквернословия в среде студентов колледжа и привести к повышению уровня культурно-нравственного развития, т.е. к новому уровню самосознания студентов.
|
Задачи:
- содействовать формированию языковой компетенции у студентов;
- вырабатывать этикет общения у учащихся;
- прививать любовь к родному языку в условиях студенческой среды;
- организовывать новые формы воспитательной работы, интересные и действенные для современных студентов;
В основу реализации проекта положены следующие направления работы:
1.Социально–правовое – повышение нравственной и правовой культуры, грамотности учащихся.
2.Здоровьесберегающее – формирование основ безопасности
жизнедеятельности и потребности в ведении здорового образа жизни.
3.Социально-психологическое – развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.
Этапы работы над проектом:
1) Подготовительный этап (Социологические исследования, анализ материалов СМИ. Формулирование основных проблем проекта. Разработка программы «Мат не наш формат!». Рассмотрение конкретных положительных и негативных сторон, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта, пути их преодоления.)
2) Этап непосредственной реализации (Проведение основных мероприятий, направленных на повышение культурно-нравственного развития студентов, в рамках данного проекта).
3) Заключительный этап (Проведение итогового мероприятия, подведение итогов проекта. Диалоги с заинтересованными лицами, информирование и привлечение их в решении проблем).
Практическая значимость заключается в том, что данный проект может быть реально осуществлен на практике и в ходе его реализации будет проведена эффективная профилактическая работа со студентами. Проект может быть рекомендован, для включения в план воспитательной работы куратора, опыт его реализации могут быть использованы различными специалистами и социальными учреждениями, работающими в этой сфере. Вовлечение студентов в решение культурных и социальных проблем района, вопросов его развития. Организация совместной работы и взаимопомощи учащихся и студентов. Использование молодежных инициатив, воспитание нравственности и толерантности.
|
стикер
Программа мероприятий «Мат не наш формат!»
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Рецензия |
Соц. опрос «Моё отношение к сквернословию». (Приложение 1) | 19.03.2018 | Психолог, кураторы, молодежный центр | ||
Социальная акция «Небезразличие» | 19,20,.03.2018 | Преподаватели литературы, молодежный центр | ||
Информационный пяти минутки «О вреде сквернословия» | 20.03-21.03.2018 | Преподаватели литературы, студенты | ||
Конкурс социальных видеороликов среди групп 1-2 курсов «Осторожно мат!» | 19.03-30.03.2018 | Кураторы, молодежный центр | ||
Конкурс, рисунков, эссе, сочинений, статей и электронных плакатов среди студентов «Мир без сквернословия – твой рецепт» | 19.03-30.03.2018 | Кураторы, молодежный центр | ||
Акция «Один день без сквернословия». | 22, 27, 03.2018 | Студенты. | ||
Публикация статей (стенгазета, эл. газет) «Вирус сквернословия». | 19.03-30.03.2018 | Кураторы, студенты. | ||
Классный час (групповой или общий): «Речь, как показатель ума», «Нецензурная брань, как административное правонарушение», «Мат – не наш формат, или правда о сквернословии» | 19.03-30.03.2018 | Кураторы, преподаватели литературы | ||
Тренинг «Сквернословие - барьер в общении» | 19.03-30.03.2018 | Психолог | ||
Анкетирование «Моё отношение к сквернословию». (Приложение 1) | 29.03.2018 | Психолог, кураторы, молодежный центр | ||
Круглый стол «Вирус сквернословия». | 26.03.2018 | Зам. дир. по ВР, соцпедагоги. | ||
Итоговое мероприятие «Мы за сохранение нацию, мы за чистоту родной речи» | 02.04.2018 | Педагог организатор, преподаватели литературы, кураторы, молодежный цент, студенты |
Ожидаемые результаты:
1. Внедрение в воспитательный процесс колледжа комплексной системы работы по профилактике и искоренению сквернословия.
2. Мониторинг отслеживания отношения студентов к сквернословию и выявление динамики. Проявления интереса к проектной деятельности.
3 Повышение культуры речи среди студентов.
4 Убедится на собственных исследованиях, что сквернословие влияет на здоровье и психику человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Моё отношение к сквернословию»
1) Употребляете ли Вы ненормативную лексику?
1. Да
2. Нет
3 Иногда
2) Нравится ли Вам находиться в обществе людей употребляющих ненормативную лексику?
1. Да
2. Нет
3. Я этого не замечаю и не слежу за этим
3) Вы употребляете ненормативную лексику в большей степени из-за того, что не знаете культурных аналогов слов?
1. Да
2. Нет
4 ) Стараетесь ли Вы контролировать и минимизировать употребление ненормативной лексики собой самим(мой)?
1. Да
2. Нет
Почему, по Вашему мнению, в России так популярна ненормативная лексика
_____________________________________________________________________________
Спасибо за откровенность!
Приложение 2