Поэты Великой Отечественной войны




Поэты Великой Отечественной войны

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Это надо живым!

(Р. Рождественский)

 

Авторы:

учащиеся 6 класса «Г»

Руководитель:

Варфоломеева Е.А.

 

 

Северодвинск

2017 – 2018

Введение

Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новое сталкивается с тем, что подчас усматривает или становится образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои. Все изменяется. И сегодня в 21 веке мы это ощущаем на себе. Неизменным остается одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям и поэтам, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека»,- пишет В.Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям.

Особую актуальность поэтому сейчас приобретают научные работы, в которых бы ставилась цель показать особенности поэтического мастерства, поэтики, эволюции творческого пути поэтов-фронтовиков, наметить широкий литературный фон, ведь изучить военное поэтическое наследие в одночасье невозможно.

Предлагаемое исследование является первой попыткой обзорного изучения, краткого анализа и осмысления поэтического творчества поэтов-фронтовиков. В нем предполагается раскрыть основные темы и мотивы военной лирики. Все это и определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в изучении поэтического творчества поэтов с точки зрения неповторимой индивидуальности как мастера-лирика, художника слова. В соответствии с означенными целями в реферате решаются задачи:

— обзорное знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков;

— роль их творчества в национальной духовной культуре;

— показ героического в лирике поэтов и художественные принципы их воплощения;

— особенности художественного решения и видения темы Великой Отечественной войны.

Объектом изучения является творчество поэтов 40-х годов.

Духовное наследие поэтов многообразно и сочетает в себе острую публицистичность, тонкий лиризм и эпическое начало. Участие в войне породило глубочайшее чувство ответственности за жизнь вообще, как общечеловеческую, вселенскую ценность. В то же время война дала понимание подвига как способности "преодолевать самого себя", осознав ценность своей жизни, преодолеть страх смерти, пойти на самопожертвование во имя родины и народа. Война дала глубину постижения человеческой души, через мироощущение которой дается оценка происходящего.

Произведения о войне, написанные на основе только лишь документов, воспоминаний и т.д., авторами, не имеющими личностного военного опыта, возможны и существуют, но это, говоря словами В.Астафьева, "другая война", у ее авторов - иные нравственные ориентиры, они лишены неповторимых, глубоко индивидуальных переживаний, нашедших выражение в нерасторжимой слитности писателя и его героев, в судьбах которых отразилась судьба поколения.

Отличительная особенность художественного воспроизведения Великой Отечественной войны - изображение героического характера, героической судьбы, героического подвига и лиричности. Несмотря на все ужасы войны.

Чтобы лучше понять лирики военного времени, я обратилась к критической литературе, которая освещает эту важную тему. Она важна для нас сегодняшних людей как пять - это прежде всего. Мы не должны забывать историю своей страны. Во-вторых, необходимо понять истоки героизма русского народа в годы Великой Отечественной, в-третьих, выявить значимость поэзии в период войны.

Многие имена за последнее время возвращаются в литературу. Говоря о литературе, посвященной Великой Отечественной войне, оценивая ее, мы обычно в качестве эталона художественного совершенства обращаемся к поэзии Великой Отечественной войны ХХ века. Великая Отечественная война советского народа, которую он вел на протяжении четырех долгих лет с германским фашизмом, отстаивая как независимость своей Родины, так и существование всего цивилизованного мира, явилась новым этапом и в развитии советской литературы. В разгар войны, летом 1944 года, Константин Симонов, поэтическая слава которого была тогда в зените, напечатал статью «Подумаем об отсутствующих», в которой обращал внимания на то, что среди фронтовиков с каждым месяцем выявляется все больше литературно высокоодаренных людей; они такие же труженики войны, как миллионы других людей, впитавшие в себя такой богатый запас впечатлений для своей писательской жизни, какой дай нам Бог всем иметь.

Война вошла в их жизнь, они не только пошли на нее добровольно, не только участвовали в ней, но и много думали над тем, что делает с душой человека война. Потрясение войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие.

Известно, что Великая Отечественная война не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство их уехали на фронты - в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов, санинструкторами.

 

 

Поэты Великой Отечественной войны

Война оставила тяжёлые, на долгие десятилетия незаживающие раны в сердцах людей.

Поэзия Юлии Друниной

...ушла из детства в грязную теплушку,

в эшелон пехоты, в санитарный взвод.

От Прекрасной Дамы в мать перемать,

потому что имя ближе, чем Россия,

не могла сыскать.

(Ю. Друнина)

Естественность, "непридуманность" стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» — едва ли не лучшее в творчестве поэтессы ("Знаешь, Зинка, я против грусти. / Но сегодня она не в счет…") — по тональности торжественно-сдержанное, трагическое и светлое, как реквием, по разговорной стилистике трепетное и горькое, как прощание с близким, обращение к "светлокосому солдату", юной девушке, убитой на войне, которой автор, такая же юная фронтовичка, говорит с отчаянием, представляя ее старенькую маму, одиноко живущую где-то в маленьком захолустье: "И старушка в цветастом платье / У иконы свечку зажгла… / Я не знаю, как написать ей, / Чтоб тебя она не ждала". Лирику Юлии Друниной можно назвать поэзией сестры милосердия — так много в ней, даже в строках, посвященных любовным переживаниям мотивов сердечного утешения и высокой духовности.

Поэзия Иосифа Уткина

На следующий день после объявления войны появляется стихотворение Иосифа Уткина «Гнев миллионов», которое наполнено непоколебимой убеждённости в победе. Уткин писал о подвигах наших лётчиков, партизан, машинистов, о народной смекалке, о готовности каждого человека отдать свою кровь и жизнь за родную землю: «Дружба соколов», «Старый партизан», «Машинист», «Народная сметка», «Народный фонд» и другие. Многие из этих стихотворений создавались уже непосредственно на фронте — в блиндажах и окопах, а потом печатались на походных типографских станках — в шалашах, в чаще брянских лесов, — там помещалась редакция газеты «На разгром врага». И всюду, как правило, поэт был на передовых позициях, не зная, что такое страх, и умея быть настоящим агитатором среди бойцов, видевших в нём своего «комиссара», служа им примером мужества и спокойствия.

Поэзия Мусы Джалиля

Февраль 1942 года. Старший политрук Муса Джалиль - фронтовой корреспондент армейской газеты "Отвага" на Волховском фронте. На фронте он написал более тридцати стихотворений. В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену (под Мясным Бором). Гитлеровцы бросили Мусу Джалиля в Моабитскую тюрьму. Там (1942-1944) были созданы всемирно известный цикл стихов - "Моабитские тетради". Эти стихи были удостоены в 1957 году Ленинской премии. Первая моабитская самодельная записная книжка размером 9,5Х7,5 см содержит 60 стихотворений. Второй моабитский блокнот - тоже самодельная записная книжка размером 10,7х7,5 см. В ней содержится 50 стихотворений. Эти тетради хранятся в Государственном объединенном музее Республики Татарстан. Муса Джалиль был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года.

Люди кровь проливают в боях:

Сколько тысяч за сутки их мрет!

Чуя запах добычи вблизи,

Рыщут волки всю ночь напролет.

Что там волки! Ужасней и злей -

Стаи хищных двуногих зверей.

Любовь к жизни, ненависть к противостоящему ей фашизму, уверенность в победе, нежные послания жене и дочери - вот основное содержание лирики Мусы Джалиля. За исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и присуждена Ленинская премия за цикл "Моабитская тетрадь".

Поэзия Алексея Суркова

В годы Великой Отечественной войны и поэзия Алексея Суркова обрела широчайшую популярность, и его по праву называли "солдатским поэтом". Стихи Суркова учили мужеству. Их печатали дивизионных и армейских газетах, заучивали наизусть. И неудивительно, что самые заветные их строки до сих пор живут в пожелтевших солдатских треугольниках, в памяти людей старшего поколения:

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Некоторые сравнительно ранние произведения поэта отмечены значительной художественной самостоятельностью и почти не уступают многим более поздним его созданиям ("Рассказ фронтовика", "О войне и детях" и др.). "Бьется в тесной печурке огонь...". Кажется, устами поэта здесь говорит сама горестная и гневная поздняя осень, почти зима сорок первого года, сама армия, еще прижатая натиском врага к Москве, но уже накопившая яростную жажду возмездия. От грустно-раздельной "Землянки" веет силой, негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но неизбежной весны! В стихах "Декабрьского дневника" Сурков как бы еще только всматривается в "лица походных друзей" - воюющего народа. Теперь же они ярко вырисовывались перед ним в трагическом зареве огромнейшей битвы. Поэтому чувство горя, ненависти, гнева сочетаются в стихах Суркова с ликующим чувством сопричастности величию и подвигу народа.

"Злая правда", горчайшие картины войны, "приправленные" невеселой солдатской шуткой, помог ли поэту закалять и вооружать сердца читателей жаром ненависти к врагу и жаждой возмездия. В годы Великой Отечественной войны он особенно остро ощутил, что эта драгоценная "эстафета" в значительной степени доверена поэзии. И благодаря его стихам до нас доныне долетают гневный призыв, горячая клятва, глубоко интимные признания, с нежданной силой отзывающиеся в миллионах сердец. Навсегда вошли в историю, неотделимо спаявшись огромным всенародным переживанием, что зовется Великой Отечественной войной, лучшие стихи Алексея Суркова тех лет, и никогда не будет допета его "Землянка", которую подхватывают все новые и новые поколения. Лучшие стихотворения становились песнями. И сейчас многие не знают их авторов, но поют эти песни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: