Знакомство с глаголами-исключениями. Словарная работа.




Русский язык 5 класс

Урок № 140 21 апреля

Тема урока: Путешествие в страну «Глаголию».

Правописание частицы НЕ с глаголами (урок – игра).

Цели урока:

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
  • развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  • развивать внимание и память учащихся.

Ход урока.

Запишем сегодняшнее число, классная работа.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам ГЛАГОл.

I. Сообщение темы и целей урока.

II. 2.Слово учиителя.

-Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.

-Назовите тему нашего урока.

-Поставьте перед собой цель. Подумайте, чему мы должны научиться?

- Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия.

III. Итак, мы отправляемся.

 

- Вспомним все о глаголе, что изучили в начальной школе, а также узнаем много нового и интересного.

 

Станция ГЛАГОЛ.

Мы находимся на станции «Глагол », но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Из прочитанного отрывка в тетрадь выпишите глаголы:

Вы видели лес осенью? Погуляйте там во время листопада. Идешь по лесу, разгребаешь ногой золотые листья. Они разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе. Какая красота!

Подчеркнуть глаголы.

- Почему вы выбрали именно эти слова?(видели, погуляйте, идешь, разгребаешь, разлетаются, кружатся)

Итак, как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.

- Как изменяются глаголы?

- Какие три времени есть у этой части речи?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

 

IV. Объяснение нового материала.(смотри видеоурок)

- Путешествие продолжается. И мы приближаемся к станции «Не с глагОлия»

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок НЕ

дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

драться за обедом!

На уроках больше НЕ

говорить с соседом!

Я согласен даже НЕ

рисовать на карте!

Я согласен даже НЕ

танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

выучу уроков.

Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста,

Не с глаголами пишется раздельно.

Работа в тетради:

Давайте запишем в столбик глаголы, а потом прибавим к ним частицу НЕ

Хитрить - Не хитрить

Наказывай - Не наказывай

Могла - не могла

Захотеть не захотеть

Разговаривать – Не разговаривать

Плакать – не плакать

Работать – не работать.

 

- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный).

 

Учитель: Ребята, сейчас мы находимся с Вами на «Сказочной станции».

К нам в гости пришел сам глагол. Давай прочитаем его историю-сказку "Сила любви".

"Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"

И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".

Учитель:

Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголом? (Не с глаголами пишется раздельно.

Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ). Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.

Работа с учебником

Выполним упражнение № 609.

Физкультминутка

Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.

Знакомство с глаголами-исключениями. Словарная работа.

- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.

Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.

ненавидеть

негодовать

неволить

недоумевать

неистовствовать

нездоровиться

невзлюбить.

 

- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?

(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

- Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова в учебнике на стр.156-166.

Станция «Загадочная»

Отгадайте загадки.

 

- По земле ходит, неба не видит (свинья). Ничего не болит, а все стонет (дерево). Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет (радио). В огне не горит, в воде не тонет (лед). Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: