Русский язык 5 класс
Урок № 140 21 апреля
Тема урока: Путешествие в страну «Глаголию».
Правописание частицы НЕ с глаголами (урок – игра).
Цели урока:
Образовательные:
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
- воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
- развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
- развивать внимание и память учащихся.
Ход урока.
Запишем сегодняшнее число, классная работа.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам ГЛАГОл.
I. Сообщение темы и целей урока.
II. 2.Слово учиителя.
-Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.
-Назовите тему нашего урока.
-Поставьте перед собой цель. Подумайте, чему мы должны научиться?
- Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия.
III. Итак, мы отправляемся.
- Вспомним все о глаголе, что изучили в начальной школе, а также узнаем много нового и интересного.
Станция ГЛАГОЛ.
|
Мы находимся на станции «Глагол », но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Из прочитанного отрывка в тетрадь выпишите глаголы:
Вы видели лес осенью? Погуляйте там во время листопада. Идешь по лесу, разгребаешь ногой золотые листья. Они разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе. Какая красота!
Подчеркнуть глаголы.
- Почему вы выбрали именно эти слова?(видели, погуляйте, идешь, разгребаешь, разлетаются, кружатся)
Итак, как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Какие три времени есть у этой части речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
IV. Объяснение нового материала.(смотри видеоурок)
- Путешествие продолжается. И мы приближаемся к станции «Не с глагОлия»
Завести велели мне
Новые привычки
Никогда девчонок НЕ
дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
драться за обедом!
На уроках больше НЕ
говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ
рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
выучу уроков.
Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста,
Не с глаголами пишется раздельно.
Работа в тетради:
Давайте запишем в столбик глаголы, а потом прибавим к ним частицу НЕ
Хитрить - Не хитрить
Наказывай - Не наказывай
Могла - не могла
Захотеть не захотеть
Разговаривать – Не разговаривать
Плакать – не плакать
Работать – не работать.
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
|
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный).
Учитель: Ребята, сейчас мы находимся с Вами на «Сказочной станции».
К нам в гости пришел сам глагол. Давай прочитаем его историю-сказку "Сила любви".
"Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
Учитель:
Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголом? (Не с глаголами пишется раздельно.
Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ). Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.
Работа с учебником
Выполним упражнение № 609.
Физкультминутка
Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.
Знакомство с глаголами-исключениями. Словарная работа.
- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.
|
Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
неистовствовать
нездоровиться
невзлюбить.
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).
- Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова в учебнике на стр.156-166.
Станция «Загадочная»
Отгадайте загадки.
- По земле ходит, неба не видит (свинья). Ничего не болит, а все стонет (дерево). Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет (радио). В огне не горит, в воде не тонет (лед). Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).