Экономические основы социальной работы 4 глава




Страховые медицинские компании также лицензируются, но только Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

Стандарты устанавливают оптимальную степень упорядочения действий в большинстве областей клинической практики профилактической работы. В сфере производства медицинских услуг стандартизация обеспечивает получение максимальной выгоды при минимальных издержках, служит интересам, как потребителей, так и производителей.

В результате стандартизации медицинских услуг достигается:

• предельная экономия финансовых, трудовых и материальных ресурсов при
производстве той или иной медицинской услуги;

• защита интересов потребителя на основе стабильного обеспечения требуемого
уровня услуг, охрана здоровья населения;

• создание нормативной документации.

Существуют подходы к разработке стандартов медицинских услуг. Особое внимание уделяется качеству услуг, которое достигается на основе системно-структурного подхода. Такой подход предполагает упорядочение и тесное взаимодействие ряда взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих высокое качество этих услуг. В первую очередь, необходимо наличие компетентного медицинского персонала, современного оснащения ЛПУ.

В основе процессуального подхода лежат принципы, создающие такие условия, при которых ошибка конкретного исполнителя не ухудшает качества услуг. Например, стандарт клинико-диагностического обследования должен содержать перечень диагностических исследований и консультаций узких специалистов.

В здравоохранении широко используются следующие стандарты:

1. на ресурсы здравоохранения стандарты содержат требования к уровню квалификации
медицинского персонала, недвижимости и оборудованию ЛПУ, используемым
лекарственным средствам и материалам;

2. организационные стандарты предусматривают требования к системам организации,
эффективного и безопасного применения ресурсов здравоохранения;

3. технологические стандарты регламентируют процесс оказания лечебной,
оздоровительно-профилактической помощи;

4. стандарты программ медицинской помощи предназначены регламентировать проведение
клинико-диагностических исследований и лечебных мероприятий;

5. комплексные стандарты включают набор структурно-организационных, технологических
стандартов, а также стандарты выполнения конкретных программ, регламентирующих
деятельность отдельных служб и специалистов.

По каждому заболеванию устанавливаются стандарты обследования и лечения. В настоящее время разработан справочник клинико-статистических групп (КСГ) болезней, в котором по каждой группе болезней установлены длительность пребывания на койке, стандарты качества. Эти данные лежат в основе расчета цены различных КСГ болезней.

Работниками Приморского территориального фонда ОМС разработана методика определения оценки качества медицинской помощи. Оценка качества медицинской помощи проводится путем сравнения выполненных объемов медицинской помощи со стандартами и определения уровня качества лечения. Интегральная оценка уровня качества лечения проводится с учетом составляющих его компонентов с акцентом на конечный результат


деятельности - состояние пациента по окончании лечения, реабилитации и диспансеризации. Оценка значимости выполнения диагностических, лечебно-оздоровительных, профилактических и других мероприятий проводится экспертным путем и с использованием оценочных шкал.

2.1.5. Себестоимость, цена, эффективность медицинских услуг

В рамках экономики здравоохранения можно выделить два основных уровня или два аспекта данной науки.

Первый - макроэкономический уровень (внешний аспект экономики здравоохранения) характеризует организационно-правовую основу системы здравоохранения, ее влияние на экономику общества, различные межотраслевые или межсекторальные связи. Эти связи складываются в рамках национальной экономики, в основном в тех сферах, которые непосредственно связаны со здравоохранением. Таких секторов насчитывается около 30 - это медицинская и фармацевтическая промышленность, приборостроение, текстильная, пищевая промышленность и т.д.

Второй аспект экономики здравоохранения - это микроэкономический, или практический уровень, который характеризует экономические проблемы внутри самой системы здравоохранения, изучает закономерности, связанные с реализацией продукта медицинской деятельности. Главный микроэкономический элемент здравоохранения - это медицинское учреждение, которое выступает как своеобразное услуг производящее предприятие.

Остановимся, в первую очередь, на рассмотрении микроэкономического уровня.

На практике в настоящее время широко используется понятие себестоимости медицинской услуги. Себестоимость отражает затраты на оказание медицинской услуги, выраженные в денежной форме. На первом этапе затраты, образующие себестоимость услуги, группируются в соответствии с экономическим содержанием по следующим элементам: затраты на оплату труда медицинского персонала, отчисления на социальные нужды, приобретение медицинских и мягких материалов, лекарственных средств, аренда, обще учрежденческие расходы, износ оборудования и прочие затраты. На втором -определяется себестоимость конкретной услуги.

Правильно рассчитанная цена медицинской услуги является гарантом финансовой стабильности учреждения здравоохранения. Цена представляет собой денежное выражение стоимости, рыночный параметр которой характеризует экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг. Цена это сумма денег, за которую пациент готов купить, а медицинский работник продать данную медицинскую услугу. Структура цены складывается из двух основных элементов -себестоимости и прибыли. На цену влияет множество факторов, при этом цена также зависит от той цели, которой стремится достичь данное учреждение: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка и качества услуг, восполнение затрат, освоение новых технологий и др. Именно выбор цели и определяет метод расчета цены. Поэтому цена не всегда может иметь два элемента -себестоимость и прибыль. Прибыль может закладываться в цену. Цена может быть даже ниже себестоимости.

В том числе и поэтому сегодня в здравоохранении сложилось 5 видов цен:

1. бюджетные оценки - это обоснование финансирования медицинских учреждений на
основе принятых нормативных документов (бюджетные «расценки» не распадаются на
себестоимость и прибыль и частично подходят для финансирования целевых бюджетных
программ по оказанию медицинской помощи);

2. государственные цены на платные медицинские услуги (или прейскурантные цены) в
бюджетном лечебном учреждении включают типичные фактические затраты,


рассчитанные на основе произведенных трудовых и материальных норм, а также прибыль (от 15 до 30 процентов себестоимости);

3. тарифы на медицинские услуги по системе ОМС призваны возместить расходы
медицинской организации по выполнению территориальных программ (себестоимость и
прибыль в структуре затрат не выделяются);

4. договорные цены устанавливаются на основе прямого договора между медицинским
учреждением и организацией - заказчиком работ с целью медицинского обслуживания
сотрудников;

5. свободные рыночные цены формируются на основе спроса и предложения и зависят от
конъюнктуры рынка медицинских услуг.

Расчетом цен на медицинские услуги занимается экономическая служба учреждения здравоохранения. Ценообразование - одна из сложных медико-экономических проблем здравоохранения, что обусловливается рядом причин:

• практика ведения бухучета в ЛПУ во многом не соответствует требованиям
ценообразования, поскольку отсутствует отдельный учет многих видов затрат по
службам, отделениям;

• здравоохранение как отрасль имеет сложную структуру, поэтому невозможно
использовать одни и те же методики ценообразования для стационаров,
амбулаторных подразделений и т.д.;

• затраты многообразных лечебных учреждений по - разному влияют на конечную
стоимость медицинских услуг.

Тариф в системе ОМС включает 4-5 видов затрат, т.е. не все затраты ЛПУ. Те затраты, которые не компенсирует тариф, должны компенсировать бюджетные средства. Таким образом, тариф в системе ОМС возмещает следующие затраты на: оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания и мягкий инвентарь. Затраты на коммунальные и прочие расходы, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт должны быть компенсированы за счет бюджетных средств.

Следовательно, основным принципом при формировании цен на рынке медицинских услуг является так называемый затратный принцип образования цен. Этот принцип предусматривает, что цена медицинской услуги формируется с учетом затраченных на ее осуществление ресурсов (рабочей силы, лекарств, материалов, оборудования, накладных расходов, обязательных отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды и т.д.). Оценка перечисленных затрат ориентирована, как правило, на бюджетное финансирование, и, стало быть, эта оценка занижена. Современный экономический подход требует отражать в цене не фактические расходы медицинских учреждений, а нормативные показатели сроков и методов лечения, т. е. не, сколько возможно потратить, исходя из бюджета ЛПУ, а, сколько нужно потратить по законченному случаю.

При анализе деятельности здравоохранения как сектора экономики оценивают такие результирующие показатели, как медицинский, социальный и экономический эффект здравоохранения.

Медицинский эффект здравоохранения может оцениваться показателями, определяющими уровень и характер заболеваемости и ее тенденциями; числом заболевших и здоровых лиц; показателями, характеризующими объем и качество медицинской помощи, удовлетворенность населения качеством медицинской помощи и т.д.

Социальный эффект здравоохранения измеряется такими показателями, как продолжительность, качество жизни, демографическими показателями. Социальный эффект связан с удовлетворением потребности населения в здоровье и одновременно зависит от изменения многих социально-экономических факторов в стране. Поскольку социальный эффект потенциально связан с экономическим эффектом, так как одним из его результатов является воспроизводство рабочей силы.


Экономический эффект оценивается по его влиянию на экономику общества. При этом могут оцениваться общие экономические потери (экономический ущерб, который несет общество в связи с заболеваемостью населения). Эти потери делят на прямые и косвенные. Это позволяет вывести такой интегральный показатель, как показатель стоимости «груза болезней» (общая стоимость болезней), который включает в себя:

• прямые расходы на больничную и внебольничную помощь, санитарно-
эпидемиологическое обслуживание, расходы на приобретение медикаментов и др.;

• непрямые экономические потери, включающие недопроизводство валового
внутреннего продукта в связи с преждевременной смертностью, временной
утратой трудоспособности и инвалидностью населения.

Между социальным и экономическим эффектом существует не только тождество, но и противоречие, возникающее при выборе приоритета развития здравоохранения. Экономический рационализм должен, прежде всего, согласовываться с медицинским гуманизмом. Направление средств на борьбу со старческими недугами дает социальный эффект, но не сопровождается экономическим эффектом. В то же время борьба с «грузом болезней», характерная для молодого населения, сопровождается и социальным, и экономическим эффектом. Правильный выход из данного противоречия - достаточно серьезная этическая проблема, пока еще не получившая разрешения. Актуальность этой проблемы усиливается финансовыми ограничениями, заставляющими искать пути наиболее рентабельного вложения экономических ресурсов в мероприятия программ здравоохранения.

Кроме определения экономического эффекта, рассчитывается также экономическая эффективность. Экономическая эффективность - это соотношение экономических выгод, полученных при проведении медицинских мероприятий, т. е. экономического эффекта и затрат на эти мероприятия.

В настоящее время кроме оценки стоимости ущерба вследствие заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности используется практика оценки человеческой жизни как экономической категории. С гуманистической точки зрения жизнь человека является бесценным даром природы, однако, с экономической точки зрения она может иметь определенную числовую оценку. Расчеты, проведенные В.П. Корчагиным, показали, что стоимость человеческих жизней, потерянных в России в результате преждевременной смертности, составила в 1996 г. 48% по отношению к ВВП.

Было установлено, что наиболее реальным является определение вклада здравоохранения в экономику общества при ликвидации или значительном снижении заболеваемости отдельными инфекционными заболеваниями (полиомиелитом и дифтерией), которое произвели В.А. Миняев, Н.И. Вишняков и др.(1997 г.). Расчеты экономических потерь общества вследствие преждевременной смертности до 70 лет, заболеваний, связанных с потерей трудоспособности и инвалидности в год привели Ю.П. Лисицын и А.С. Акопян (1998 г.). Как бы то ни было, расчетные данные показывают, что экономический ущерб, связанный с заболеваемостью, инвалидностью и преждевременной смертностью населения невероятно велик.

Современная ситуация в системе здравоохранения РФ характеризуется сложностью и противоречивостью. В условиях внедрения системы ОМС в наиболее сложном положении оказались органы управления здравоохранением и ЛПУ. Это вызвано тем, что закрепленная за ними ответственность по оказанию необходимой медицинской помощи не была обеспечена соответствующими объемами финансирования. Учреждения вынуждены работать по тарифам, которые значительно ниже себестоимости медицинских услуг. Предполагаемая прибыль ЛПУ вообще не имеет места. Достаточно претензий со стороны ЛПУ предъявляется к деятельности страховых компаний. Это относится и к не своевременным выплатам средств ОМС за объемы оказываемой медицинской помощи, и к иным вопросам, касающимся финансовых отношений. При потребности 10,8-11% тарифа страхового взноса к фонду оплаты труда всего населения законодатель установил только 3,6%, что не обеспечивает финансирование медицинской помощи даже работающему


населению. Деятельность ЛПУ оказалась неконтролируемой в системе ОМС. Получив в определенной мере организационную и финансовую самостоятельность, руководители многих учреждений достаточно свободно, если не сказать бесконтрольно, стали использовать средства, получаемые по договорам от страховых организаций. Ожидаемой экономической заинтересованности медицинских работников в увеличении объемов и повышении качества своей работы не появилось.

Существуют определенные организационно-экономические и правовые основы создания и функционирования рынка услуг здравоохранения. Среди этих условий можно обозначить следующие: создание полноценной конкурентной среды в системе здравоохранения, что может быть обеспечено существованием разнообразных форм собственности и видов хозяйствования. Эта предпосылка позволяет обеспечить конкуренцию лечебно-профилактических учреждений на рынке медицинских услуг, рост профессионального уровня персонала и его ответственности. Важное значение имеет так же полноценное обеспечение необходимой информацией всех участников рынка, как производителей, так и потребителей медицинских услуг. Особое значение полноценная информация имеет для пациентов, поскольку это может дать возможность выбора наиболее приемлемых видов услуг в различных медицинских учреждениях. Так же важное условие заключается в том, что должно быть обеспечено регулирование и управление рыночными процессами в здравоохранении. Роль регулятора рынка медицинских услуг должно взять на себя государство. Имеется в виду рынок медицинских услуг самого различного характера и назначения. Это могут быть оздоровительные, лечебно-диагностические, консультативные, реабилитационные услуги и т. д. Все то, что содействует сохранению, укреплению, развитию и восстановлению здоровья.

Рыночные условия функционирования здравоохранения предполагают разработку федеральных, региональных и муниципальных законов, нормативных документов, методических рекомендаций, устанавливающих порядок и гарантирующих экономическую деятельность здравоохранения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какие группы факторов вызвали ухудшение здоровья населения в России?

2. Приведите понятие «экономика здравоохранения».

3. Что является объектом экономики здравоохранения?

4. Перечислите преимущества медицинского страхования.

5. Назовите главные проблемы здравоохранения и пути их решения.

6. Раскройте уровни организации медицинского обслуживания.

7. Какие организационно-правовые формы и типы экономических отношений
сформировались в здравоохранении?

8. Перечислите внешние и внутренние источники финансирования здравоохранения.

9. Для чего предназначены финансовые средства здравоохранения?

10. Охарактеризуйте движение финансовых средств при бюджетно-страховой медицине.

11. Что представляют собой медицинская услуга и медицинский труд?

12. Назовите особенности медицинских услуг.

13. Приведите основные компоненты качества медицинской услуги.

14. Что устанавливают стандарты?

15. Какие стандарты используются в здравоохранении?

16. Что такое себестоимость и ее этапы.

17. Раскройте понятие цены и приведите виды цен в здравоохранении.

18. Какие виды эффекта характеризуют здравоохранение как сектор экономики?

19. Как вы понимаете экономическую эффективность здравоохранения?

20. Приведите характеристику современной ситуации в системе здравоохранения.


Глава 2.2. Основы экономики образования

2.2.1. Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой

страны

Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания. Умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.

Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования.

Образование играет огромную роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Перед экономикой образования стоят внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы финансирования, планирования.

Воспроизводство трудовых ресурсов предполагает совершенствование различных форм подготовки квалифицированных кадров, а, следовательно, наличие различных типов учебных заведений, форм обучения. Между разными уровнями образования должны существовать объективные пропорции. Должна быть тесная взаимосвязь между планируемой подготовкой кадров вообще и трудовыми ресурсами, между планируемой подготовкой кадров разных уровней и потребностями в квалифицированных кадрах различных отраслей экономики.

За годы реформ в России возрос интерес к получению высшего образования. Это проявилось как в росте численности студентов высших учебных заведений (вузов), так и в увеличении числа вузов. Этот процесс порожден растущим пониманием того, что в новой социально-экономической ситуации высшее образование является не только ценностью само по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества.

Весьма важно правильно распределить затраты по видам и формам обучения, производить расчет потребностей в преподавательских кадрах. Одним из главных моментов планирования образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов.

Существенную часть предмета экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-преподавательского состава. Важно учитывать общие условия труда различных категорий преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей.

Таким образом, экономика образования исследует, во-первых, материальные отношения людей, вовлеченных в сферу образования, во-вторых, экономический аспект деятельности учреждений, и, в-третьих, взаимоотношение образования со всеми другими отраслями экономики.

Особой областью исследования может быть сравнительная экономика образования, то есть сравнительный экономический анализ систем образования в различных странах.

Следовательно, предметом изучения экономики образования является экономическая сторона материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества.


Одна из особенностей экономики образования заключается в тесном переплетении методов экономического анализа с методами педагогического исследования. Для того, чтобы правильно оценить экономические последствия тех или иных мероприятий в области образования, нужно согласовывать их с педагогическими результатами. В связи с этим возникает целая система оценок, которые должны носить педагогический и экономический характер.

Образовательную систему или связи между образованием и другими отраслями необходимо рассматривать в постоянном движении и изменении. Система образования, существовавшая до реформ, была ориентирована на потребности тех предприятий, которые в новой экономической ситуации оказались либо лишними, либо не конкурентоспособными. Следовательно, возникла задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с нынешними особенностями экономики. Переход нашей страны к рыночным отношениям повлек большие изменения в объеме, содержании и методах обучения во всех звеньях системы образования. Эти изменения связаны с развитием потребностей материального производства, социальной и культурной жизни общества.

Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно-целевой и комплексный методы, статистические методы.

Несмотря на экономическую ситуацию и существенное сокращение государственных средств на образование, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения. Необходимость постоянного расширения знаний, повышения культурно-технического уровня требует определенных затрат на образование и обучение кадров, которые входят в издержки воспроизводства рабочей силы.

За последнее время сфера образования оказалась в тяжелом состоянии:

• практически не выделяются средства на капитальное строительство и ремонт
образовательных учреждений;

• снижаются оплата и престиж труда педагогических и научно-педагогических
работников;

• растет объем платного обучения и платных образовательных услуг в
образовательных учреждениях.

Эта ситуация обусловлена не только общим ухудшением положения в стране, но и ухудшением отношения к образованию, что можно проследить по последним бюджетам и особенно по тому, как исполнялось финансирование образования. Подобное отношение к образованию является серьезной стратегической ошибкой.

Вместе с тем зачастую образование рассматривается исключительно с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т. д. Но в последнее время роль и значение образования стали рассматриваться с позиции влияния на экономику страны.

Образование стало менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении, т. е. ограничивает право на образование. Поэтому взгляд на образование необходимо изменить: ведь образование - объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций, состояние и эффективность работы которого определит в ближайшее десятилетие облик государства (его экономический и производственный потенциал, обороноспособность, жизненный уровень граждан, международный статус). В последние годы, наращивая подготовку, например, юристов, экономистов, управленцев, сократив выпуск инженеров, недооценили необходимость подготовки квалифицированных рабочих. К тому же из-за слабости материальной базы снизилось качество подготовки специалистов и рабочих технического направления, что не позволяет производству осваивать современные технологии. Проводимая государственная политика свидетельствует о недооценке истинной роли образования в экономическом и социальном развитии страны. Обсуждение проектов


концепции реформирования системы образования по существу сводится к поискам путей экономии бюджетных средств за счет сокращения расходов на образование.

Таким образом, можно говорить не только об определенной роли образования в развитии экономики страны, но и о необходимости опережающего развития системы образования в целом.

Реформа образования, в том числе, и экономики образования, связана, в первую очередь, с решением проблем, основанных на принципах:

• устойчивых и достаточных бюджетных ассигнований на образование;

• реконструирования потоков финансовых средств;

• создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных ресурсов.

В настоящее время наиболее важными задачами исследований в области экономики образования представляются:

1. определение допустимых границ действия рыночного механизма в образовании;

2. обоснование соотношения роли государства и рынка в образовании по уровням системы;

3. обоснование методологических подходов к разработке системы экономических
отношений в образовании;

4. определение условий и направлений реформирования системы экономических
отношений в образовании и разработка комплекса конкретных механизмов реализации
нововведений.

Необходимость разработки организационно - экономического механизма функционирования и развития системы образования продиктована изменением социально-экономической системы Российского государства, а также изменением в самой системе образования.

2.2.2. Система организации и управления образованием

Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти РФ, которая разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Она разработана на основе программно-целевого метода обоснования стратегических и тактических решений по осуществлению реформы системы образования в интересах ее эффективности. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования обеспечивают получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые (Конституция РФ, Закон «Об образовании»).

Система образования представляет собой совокупность системы:

1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности;

2. сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-
правовых форм, типов и видов;

3. системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и
предприятий.

Образовательные программы бывают:

• общеобразовательные (дошкольные, начального общего, основного среднего,
среднего общего);

• профессиональные (начальное, среднее, высшее, послевузовское).
Сеть образовательных учреждений включает;

• дошкольные;

• общеобразовательные;


• учреждения начального, среднего, профессионального высшего и послевузовского
образования;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• учреждения дополнительного образования детей;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• специальные (коррекционные) учреждения.

Целью организационных и экономических преобразований в области образования является совершенствование механизма управления отраслью. Для этого необходимо устранить ведомственную разобщенность образовательных учреждений, усилить государственное регулирование расходования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование образования, повысить роль подготовки кадров как основополагающего фактора развития экономики.

Система органов управления образования включает в себя: Министерство образования РФ, региональные управления образованием, муниципальные управления образованием. Управление образованием это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: