Этнос: происхождение, определение




Уровни соц-ии.

12)Виды социализации (правовая, политическая, профессиональная).Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Её результат-принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является.Человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Его жизнь в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Процесс правовой социализации-усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами. Процесс правовой социализации включает в себя:
усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций;изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе;обучение тому, как пользоваться этими правилами.Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т.е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что нет, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т.д.Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.Процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи.Правовая социализация нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные.Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных, так и стихийных, спонтанных воздействий, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности опасно задержками и изменениями в правовой социализации. Криминализация современного общества, снижение уровня культуры и морали способствуют росту стихийных влияний. Главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере.

Человек не в силах изменить все обстоятельства, но он может изменить свое отношение к ним. Каждый таков, каким он сделал себя сам.Важнейшим условием регулирования правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья, школа, группа сверстников.Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различную последовательность.Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:1) криминогенная семья;2) аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;3) проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;4) неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
5) псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

14) Стихийная социализации. Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в це­лом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окру­жение, группы сверстников, поселенческие общности (односель­чане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объ­единения по интересам и политическим взглядам, группы вре­менного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенно­стей, места жительства, этноконфессиональной и социокультур­ной принадлежности человека набор сегментов общества, с кото­рыми он взаимодействует, существенно различается по количе­ству и специфическим особенностям.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценно­стей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и т.п. средств. Причем даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией (о чем речь будет идти в ряде разделов в дальней­шем). Стихийная социализация протекает как в избирательном взаи­модействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сег­ментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегмен­тами (например, в тюрьме).

15)Чел.как объект соц-ии. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т.д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе­цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа­ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола­гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая при­оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей­ствий общества.Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо­танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео­рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль­туры общества, в котором ребенок родился», как «освоение рекви­зита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у всту­пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали­зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю­щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти­пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест­вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

16) Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче­ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич­ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня­тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи­модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со­циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ­ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

17) Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социали­зации. Он может стать ее жертвой. Это связа­но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф­фективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способ­ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само­реализации, самоутверждению человека.Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа­лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо­собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа­лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рас­сматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализа­ции - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни. Любое модернизированное общество в той или иной мере про­дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци­рует жертв социализации в основном вопреки своим целевым ус­тановкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла­рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное не­избежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа­ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.Величина, острота и проявленность описанного конфликта свя­заны как с типом общества, в котором развивается и живет чело­век, так и со стилем воспитания, характерным для общества в це­лом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особен­ностями самого человека.

18)Ср-ва соц-ии. Средства социализации. Социализация человека осуществляется ши­роким набором универсальных средств, со­держание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты мате­риальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях; последовательное приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк­ций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физиче­ского насилия, способов выражения признания, отличия, наг­рад. С помощью этих способов и мер поведение человека и це­лых групп людей приводится в соответствие с принятыми в дан­ной культуре образцами, нормами, ценностями.

25)Этапы, стадии соц-ии. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма ус-юпна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

В соответствии с нашей периодизацией человек проходит ряд ' I алий социализации, каждая из которых включает в себя несколь­ко этапов.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3 года), до школьное детство (3 — 6 лет), младший школьный возраст (6 — 10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10 — 12 лет), старший подростковый возраст (12—14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15—17 лет), юношеский (18 — 23 года) возраст, моло­дость (23 — 30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30 — 40 лет), позднюю зрелость (40 — 55 лет), пожилой возраст (55 — 65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 — 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержа­ния и протекания социализации, которая обусловлена особенно­стями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимо­действие человека с теми или иными факторами и агентами соци­ализации, различаются средства и механизмы социализации.

21) Агенты социализации. Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проте­кает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам амери­канский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили не­сколько типов агентов социализации. Функционально, по ха­рактеру их влияния — это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-на­ставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а мо­гут и расходиться. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья, братья и сестры, другие родственники и домочадцы), а также перодственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По свое­му возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, свер­стниками, старшими или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.).

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг пли супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляют­ся собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависи­мости от того, насколько они значимы для человека, как строит­ся взаимодействие с ними, в каком направлении и какими сред­ствами они оказывают свое влияние.

Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерар­хии в степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящих от общественного строя, системы родства и структуры семьи (И. С. Кон).

26)Задачи соц-ии. выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или эта­пе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь оп­ределенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символи­ки, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), свя­занные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реали­зовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, спо­собы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные разли­чия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женст­венности в различных этносах, регионах, возрастных и социаль­ных группах и т. д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жиз­ни общества. От человека в соответствии с его возрастными воз­можностями ждут приобщенности к определенному уровню об­щественной культуры, владения некоторой суммой знаний, уме­ний, навыков, определенного уровня сформированности ценно­стей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в верба­лизованной форме институтами общества и государства. С дру­гой - задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нра­вов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кро­ме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере иска­женно.

Социально-психологические задачи - это становление самосоз­нания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я -концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подро­стком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отли­чия от них, а перед юношей - тех, от которых зависят мировоз­зрение, определение своего места в мире и т.п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре­деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель­ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отно­шений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Что же касается определения планов на различные отрезки бу­дущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближай­шего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор про­фессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, свободном времяпре­провождении и т. д.

Самореализация предполагает реализацию человеком активно­сти в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимо­отношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реа­лизации признавалась и одобрялась значимыми для человека ли­цами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, соци­ально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение - достижение человеком субъективной удов­летворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Подчеркнем еще раз, возрастные задачи - объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или почувствованы зада­чи, и от ряда других обстоятельств, цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

Например, подросток, решая задачу естественно-культурного ряда - соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно увеличить свою мускульную силу, что в принципе вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения за­дачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы его переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недостижимо.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно опре­деляет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запро­сами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их до­стижения, наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объектив­ной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы оста­ются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это де­лает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через опре­деленный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступ­кам и решениям, к дефектам социализации.

В целом надо заметить, что поскольку человек активен в реше­нии объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку он может рассматриваться как субъект социализации.

30 )Импринтинг.Экз.нажим.Подражание.Идентификация.Рефлексия. Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный пси­холог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) ме­жду активным растущим человеческим существом и изменяющи­мися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматрива­ет в качестве механизмов социализации идентификацию и обо­собление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагоги­ки, можно выделить несколько универсальных механизмов социа­лизации, которые необходимо учитывать и частично использо­вать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие. Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ­ными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

31)Соц-пед мех.соц-ии.Традиц-ый,инстит,стилиз,межличн. К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие. Традиционный (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции оп­ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эф­фективность этого влияния определяется тем, что, как тонко под­метил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку стра­сти, испытываемые героями, отличаются большей силой и опре­деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде­ленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, по­скольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в усло­виях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города особо явно дейст­вуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различ­ную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто являет­ся стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

32) Космос. Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь мп цц на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей чинности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептически относятся к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мшимого влияния на жизнь человеческого сообщества и отдель-ишо человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутвовали в массовом сознании, а в определенные периоды раз-птмя того или иного общества приобретали довольно большой вес.Сейчас у нас в стране на смену тотальному отрицанию связи человека с Космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромная популярность экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, распространение гороскопов и иных предсказаний, конечно, неслучайны. И вряд ли стоит видеть за мим только всплеск массового суеверия. Совершенно очевидно, что за этим есть некая, еще не познанная наукой реальность.Выдающийся отечественный психиатр В.М.Бехтерев в начале ХХ столетия высказал мысль о том, что «...отношения в социальной среде не замыкаются в круг одной лишь окружающей природы нашей земли, но имеют значительно более широкую пространственность, простирающуюся во глубь вселенной с ее неиссякае­мом количеством притекающей к нам мировой энергии».

Другой выдающийся ученый России начала XX в. биофизик А. Л. Чижевский предпринял специальное исследование, в котором проследил связь общественных движений и судеб отдельных исторических деятелей с периодами солнечной активности. Это позволило ему сделать вывод о том, что эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности, а периоды отн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: